Файл: Финансовая политика и ее реализация в РФ (Проблемы и пути развития финансовой политики государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В ко нкретных ус ловиях Ро ссии к вы шеупомянутым по казателям мо жно до бавить критерии, ха рактеризующие сп ецифику со временного эт апа в разви тии ее эк ономики:

  1. Мас штабы эм иссии пр авительством де нежных су ррогатов ра зличны х ви дов (КО, КНО, за четы);
  2. Вел ичину пр осроченной за долженности по оп лате тр уда из -за отсу тствия бю джетного фи нансирования;
  3. Вел ичину пр осроченной за долженности по оп лате го сударственно го заказа.

Со ветская си стема це нтрализованного пл анирования ос новывалась на фи зических по казателях за трат и выпуска, и де ньги иг рали в эт ой си стеме ст рого ог раниченную роль, пр едставляя со бой не многим больше, че м прост ая ра счетная единица. Но в лю бой ст ране с ры ночной эк ономикой де ньги на ходятся не посредственно в це нтре ка к средство, ур авновешивающее сп рос и предложение, ср едство сб ережения и гл авный кр итерий ин вестиционных решений. В ус ловиях це нтрализованного пл анирования се рьезное зн ачение им ел не формальный об мен то варами по бартеру, ро ль ко торого во зрастала в во сьмидесятые го ды в св язи с «о слаблением ко нтроля за фи нансовой по лити кой и го сударственного ко нтроля на д це нами (п одавленная инфляция), подо рвавшим ис пользование ру бля в ка честве ср едства обмена». В то же вр емя пр оизошло фо рмальное за крепление ба ртера в ка честве вс тречной (к омпенса ционной) то рговли в бо льшом об ъеме ко ммерческих операций, чт о яв илось бо лее ши роким и на глядным от ражением фи зической ос новы са мой пл аново й системы.

3.3 Денежно-кредитная политика РФ

Де нежно-кредитная по литика яв ляется ва жнейшим ме тодом го сударстве нного ре гулирования об щественного во спроизводства с це лью об еспечения на иболее бл агоприятных ус ловий дл я ра звития ры ночной экономики.

Де нежно-кредитная по литика - эт о со вокупность го сударственных меро приятий в об ласти де нежного об ращения и кредита. Ос новополагающей це лью де нежно-кредитной по литики яв ляется по мощь эк ономике в до стижени и об щего ур овня производства, ха рактеризующегося по лной за нятостью и ст абильностью цен. Де нежно-кредитная по литика со стоит в из менении дене жного пр едложения с це лью ст абилизации со вокупного об ъема пр оизводст ва , ст абильный рост, за нятости и ур овня цен.


С по зиции фи нансов - де нежно-кредитная по литика пр едставляет со бой ко мплекс вз аимосвязанных мероприятий, пр едпринимаемых Це нтральным ба нком в це лях ре гулирования со вокупного сп роса пу тем пл анируемого во здействия на со стояние кр едита и де нежного обращения. Гл авная за дача креди тно-денежной по литики це нтрального ба нка - по ддержание ст абильной по купательной си лы на циональной ва люты и об еспечение эл астичной си стемы пл атежей и расчетов. В то же вр емя по литика це нтрального ба нка яв ляется од ной из ва жнейших ча стей ре гулирования вс ей эк ономики государства. Де нежно-кредитная по литика ос уществляется ка к ко свенными (экономическими), та к и пр ямыми (а дминистративными) ме тодами воздействия. Ра зличи е ме жду ни ми со стоит в том, чт о це нтральный ба нк ли бо ок азывает косве нное во здействие че рез ли квидность кр едитных учреждений, ли бо ус тана вливает ли миты в от ношении ко личественных и ка чественных па раметров де ятельности банков.

Пр едложение де нег на де нежном ры нке иг рает бо льшую ро ль в экономике. Это, в частности, сл едует из из вестного ур авнения обмена. Со ответстве нно ем у су ществует за висимость ме жду об ъемами де нежной массы, ск орост ью об ращения денег, вы пуском пр одукции и ур овнем цен. Де нежно-кредитная по литика яв ляются ча стью фи нансовой по литики государства.

Це лями де нежно-кредитной по литики яв ляются:

Эк ономические цели, на правленные на по ддержание эк ономической ак тивно сти и со кращение бе зработицы:

  1. Рег улирование те мпов эк ономического ро ста;
  2. Уве личение ВВ П;
  3. Смя гчение ци клических ко лебаний на ры нке товаров, ка питала и ра боче й си лы;
  4. Сде рживание ин фляции;
  5. Сти мулировать ро ст об ъема де нежно-кредитных оп ераций;
  6. Дос тижение сб алансированности пл атежного ба ланса и другие.

Со циальные за дачи:

  1. Пов ысить ур овень жи зни на селения;
  2. Сде лать ра зличные ус луги бо лее до ступными и другие.

Де нежно-кредитная по литика те сно ув язывается с вн утриполитическими и эк ономическими отношениями, ос обенно те мпами ин фляции и эк ономическ ого роста. Пр ичем он а ис пользуется не ка к от дельный эл емент ре гулировани я экономики, а в со вокупности с та кими инструментами, ка к фи нансовая политика, по литика до ходов и другие.

Методы, ис пользуемые в де нежно-кредитной политике, разнообразны, но на иболее ра спространенными из ни х яв ляются:


  1. Из менение ст авки уч етного пр оцента ил и оф ициальной уч етной ст авки Це нтрального ба нка (учетная, ил и ди сконтная по литика);
  2. Из менение но рм об язательных ре зервов ба нков;
  3. Оп ерации на от крытом рынке, т.е. оп ерации по ку пле-продаже векселей, го сударственных об лигаций и др угих це нных бу маг;
  4. Ре гламентация эк ономических но рмативов дл я ба нков (с оотношения ме жду ка ссовыми ре зервами и депозитами, со бственным ка питалом и заемным, ак ционерным ка питалом и заемным, со бственным ка питалом и активами, су ммой кр едита од ному за емщику и ка питалом ил и ак тива ми и др.).

Мо гут пр именяться та кже вы борочные (с елективные) методы, на правленные на ре гулирование от дельных фо рм кр едита (например, по требительск ого) ил и кр едитования ра зличных от раслей (ж илищного строительства, эк спортной торговли). К вы борочным ме тодам от носятся:

  1. Пр ямое ог раничение ра змеров ба нковских кр едитов дл я от дельных ба нков ил и сс уд (т ак на зываемые кр едитные по толки);
  2. Ре гламентация ус ловий вы дачи ко нкретных ви дов кредитов, в частности, ус тановление ра змеров маржи, т.е. ра зницы ме жду су ммой об еспече ния и ра змером вы данной сс уды; ст авками по де позитам и ст авкам по кр едитам и т.п. В сф ере кр едитно-денежного об ращения го сударство пр оводит св ою политику, ис пользуя ко операцию с да нным со участником регулирования. Об разуются св оего ро да па ртнерские от ношени я: "г осударство - Це нтральный Банк". Пр актика по казывает вы сокую эф фективность да нного сотрудничества.

Не обходимо отметить, чт о в пр оизводственной сф ере го сударство не им еет та кого мо щного ры чага влияния. Пр оизводственному се ктору до лжна бы ть пр исуща ма ксимально вы сокая ст епень св ободы и независимости, чт о требует сама рыночная природа. В рамках производственной сферы государство ориентируется на косвенные пути воздействия - через систему кредитно-денежного обращения, являющейся своего рода кровеносной системой экономики.

Этот косвенный вариант регулирующего влияния на производственный сектор построен на компромиссах. Прямого вторжения в планы предпринимателей не существует. В то же время косвенные методы создают предпосылки к тому, чтобы предприниматель сам стремился поступать в соответствии с целями экономической политики. Однако внешне государственный замысел будет реализовываться через принятие деловыми кругами самостоятельных решений. Таким образом, «косвенные методы регулирования проявляются в сочетании необходимых для рынка элементов свободы с мягкими, но тонко рассчитанными и настойчивыми действиями государства». Все это возможно реализовать лишь благодаря использованию правительством такого мощного регулирующего рычага, как Центральный Банк, Определены Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Основная цель деятельности Банка России - защита и обеспечение стабильности рубля. При этом Банк России выступает как единственный эмиссионный центр, а также как орган банковского регулирования и надзора. Комплекс основных функций Банка России закреплен в ст. 4 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", в соответствии с которой Банк России:


  • Во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;
  • Монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;
  • Является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;
  • Устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
  • Устанавливает правила проведения банковских операций бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
  • Осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций, выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом:
  • Осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;
  • Регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами:
  • Осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения своих основных задач;
  • Осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;
  • Организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации:
  • Принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации: - проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные, а также выполняет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Таким образом, Банк России по своей сути эквивалентен центральным эмиссионным банкам других стран. Банк России в проведении кредитно-денежной политики не руководствуется стремлением к прибыли, а проводит политику улучшения состояния экономики в целом .Банк России возглавляется Председателем Банка и имеет свой Устав. Председатель назначается сроком на 5 лет. Управление Банком России осуществляется на коллективной основе Советом Директоров Банка. Банк России имеет большое количество своих отделений по всей стране.

Бюджетная политика в России постоянно находится в центре общественного внимания, что обусловлено как местом, занимаемым ею среди основных инструментов экономической политики, так и весьма острой критикой, которой она регулярно подвергается со стороны различных органов власти, общественных сил, политических движений, независимых экспертов, международных организаций, средств массовой информации. Это и неудивительно, поскольку именно в бюджетной политике, как, пожалуй, ни в какой другой, наиболее ярко проявляются и наиболее жестко сталкиваются интересы различных общественных групп.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Финансовая политика – это совокупность методов и направлений влияния государства на функционирование финансовой системы. Целью этого влияния является укрепление экономического (а значит и политического) потенциала страны.

Финансовый механизм - совокупность форм организации финансовых отношений, которая позволяет формировать и использовать финансовые ресурсы.

В современных условиях финансовая политика большинства государств основывается на различных концепциях государственного регулирования экономики.

Один из наиболее перспективных подходов к повышению эффективности бюджетного сектора связан с реформированием системы оплаты труда в государственном секторе. При этом речь идет не о простом увеличении заработной платы работников. Задача состоит в создании механизмов, обеспечивающих, во-первых, постоянное приспособление уровня заработной платы работников к условиям на рынке труда, и во-вторых, оказывающих серьезное стимулирующее воздействие на производительность труда в бюджетном секторе.

Таможенная политика России определяется высшими органами государственной власти и управления страны и является составной частью внешней и внутренней политики российского государства.

Формирование современной налоговой политики в РФ происходило в условиях перехода к новым, рыночным методам регулирования народного хозяйства. Эти обстоятельства привели к радикальным изменениям в существовавшей ранее налоговой системе, созданию и внедрению принципиально нового налогового механизма.

С позиции финансов - денежно-кредитная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1.  Бюджетный кодекс Российской Федерации. - М.: Проспект, КноРус, 2011. - 272 с.
  2. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике на 2008-20гг." . - М.: Юридическая литература, 2011. - 36 с.
  3. Бабич, А.М. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов / А.М. Бабич, Л.М. Павлова. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2010. - 353 с.
  4. Балтина, А.М. Финансовые системы зарубежных стран : Учебное пособие / А.М. Балтина. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 300 с.
  5. Брайчева, Т.В. Государственные финансы / Т.В. Брайчева. - СПб.: Питер, 2011. - 288 с.
  6. Вахрин, П.И. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - 2-е изд., испр. и доп. / П.И. Вахрин. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2010. - 201 с.
  7. Годин, А.М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / А.М. Годин. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2011. - 620 с.
  8. Грачева, Е.Ю. Финансовое право: Учебное пособие / Е.Ю. Грачева, Э.Д. Соколова. - М.: Юристъ, 2009. - 417 с.
  9.  Ковалев, В.В. Финансы: Учебник - 2е изд., перераб. и доп. / В.В. Ковалев. - М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2010. - 196 с.
  10. Поляк, Г.Б. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Г.Б. Поляк. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2010. - 210 с.
  11. Соколова, О.В. Финансы, деньги, кредит: Учебник / О.В. Соколова. - М.: Юристъ, 2009. - 213 с.