Файл: Правовые основы организации нотариата (Система органов и уполномоченных лиц нотариата).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Принцип субсидиарной ответственности нотариуса при недостаточности страхового обеспечения по договору страхования гражданской ответственности нотариуса приводит к смешению лично-правовой имущественной сферы гражданина, приобретшего статус нотариуса, с профессиональной имущественной сферой, образующейся в результате профессиональной деятельности нотариуса.

Разграничение данных видов имущественной обособленности и возникающих в связи с этим имущественных отношений необходимо.

С проблемой правового статуса нотариуса тесно связаны проблемы правового регулирования организации нотариата в целом. долгое время нотариат обладал статусом исключительно органа удостоверительного характера. Это обусловлено тем, что нормативная правовая база установила обращение к нотариусам в добровольном, а не в обязательном порядке. Практика показывает, что граждане гораздо чаще обходятся без услуг нотариуса, действуя на свой страх и риск, когда решают особо важные юридические вопросы (во многом из-за того, что приходится нести материальные затраты при обращении к нотариусу). Это часто порождало множество спорных вопросов, которые необходимо было решать путем судебного разбирательства[28].

Учитывая особенность деятельности нотариусов и нотариальных органов в целом, представляется затруднительным отнести нотариат к какой-либо ветви власти. Он защищает права и интересы, но при этом не является органом судебной власти. Отсюда возникает множество проблем, связанных с разграничением деятельности нотариата и судов общей юрисдикции.

У суда и у нотариата общие функции по защите прав, но способы этой защиты отличаются друг от друга. Путем рассмотрения и разрешения различного рода споров суд осуществляет свою правозащитную функцию. Нотариусы делают то же самое путем нотариального удостоверения бесспорных фактов. В случае если возникает спор о праве, нотариат не принимает участия в решении подобной проблемы и отказывает в совершении нотариальных действий.

Обращаясь к проблеме определения места нотариата в системе органов власти, Н.И. Куленко, например, считает, что нотариат занимает достойную нишу в сфере органов управления, иными словами, является органом исполнительной власти[29].

Е.Г. Зинков также критикует мнение, согласно которому нотариат является институтом предупредительного или превентивного правосудия. Он отмечает, что деятельность нотариуса по своей исторической сути не имеет никакого отношения к правосудию, так как он никогда не участвовал в его осуществлении. Необоснованной считает и теорию о том, что функции нотариата обладают двойственной структурой и могут осуществляться как в рамках осуществления правосудия, так и вне этих рамок[30].


Э.Э. Дуйсенов и А.Б. Жанабилова отмечают, что функциональная сторона нотариата раскрывается именно в связи с деятельностью исполнительных органов власти (или же органов юстиции)[31].

Доктрина гражданского права полна дискуссий относительно данного вопроса. Представляется, что нотариат нельзя причислять исключительно к органам исполнительной власти, поскольку он занимает особую нишу и выделяется характерными особенностями.

Важным аспектом, непосредственно связанным с выбором перспективной модели совершенствования нотариальной деятельности, является вопрос о соотношении правоохранительной и правозащитной функций нотариата. С одной стороны, нотариат создан для реализации законодательства и в этом контексте призван стоять на страже закона, создавать условиях для его неуклонного соблюдения, своими действиями препятствовать различным нарушениям законодательства. В этом проявляется правоохранительная функция нотариата. С другой стороны, нотариат призван защищать права и законные интересы граждан, в первую очередь такое ключевое конституционное право, как право собственности.

3.2. Электронный нотариат и особенности его организации

В современных условиях активно формирующегося информационного общества процессы информатизации и связанные с ними новые технологии вторгаются во все сферы общественной жизни и правового регулирования.

В эпоху развития информационных технологий нотариат не может осуществлять свою деятельность без использования электронных сервисов. Для расширения использования электронной системы в интересах не только нотариата, но и всех заинтересованных лиц, требовалась правовая база. Ее основой служит Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 379-ФЗ[32], которым в Основы законодательства РФ о нотариате введена глава "Единая информационная система нотариата".

Целью создания этой системы являлось обеспечение надлежащего уровня защиты прав и законных интересов граждан и организаций в связи с их обращением к нотариусам за совершением нотариальных действий; предоставление нотариусам дополнительной информации при совершении нотариального действия; выполнение публичных полномочий Федеральной нотариальной палаты и нотариальных палат субъектов Российской Федерации. Оператором ЕИС является Фонд "Центр инноваций и информационных технологий", учрежденный Федеральной нотариальной палатой специально для развития этой программы.


В ст. 34.1 Основ законодательства РФ о нотариате впервые дано определение единой информационной системы нотариата, под которой понимается автоматизированная информационная система, предназначенная для комплексной автоматизации процессов сбора, обработки сведений о нотариальной деятельности и обеспечения всех видов информационного взаимодействия (обмена).

Оператором единой информационной системы нотариата является Федеральная нотариальная палата.

Единая информационная система нотариата включает в себя ведущиеся в электронной форме реестры:

1) нотариальных действий;

2) наследственных дел;

3) уведомлений о залоге имущества, не относящегося к недвижимым вещам (далее - реестр уведомлений о залоге движимого имущества);

4) списков участников обществ с ограниченной ответственностью.

Наряду с реестрами единая информационная система нотариата включает в себя иные сведения, в том числе сведения справочно-аналитического характера, которые касаются деятельности нотариусов и состав которых определяется федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.

В настоящее время действуют требования ведения реестров, которые утверждены Приказом Минюста России от 17 июня 2014 г. N 128[33].

Расширяя полномочия Федеральной нотариальной палаты, отдавая в ее компетенцию ведение ЕИС, законодатель предусмотрел контроль за правильностью ведения системы со стороны федерального органа исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата - Министерства юстиции России.

В юридической литературе выделяется значительное количество положительных черт электронной организации нотариата:

1. Для установления факта открытия наследственного дела всем потенциальным наследникам достаточно обратиться с соответствующим запросом в Федеральную нотариальную палату для получения сведений из реестра открытых наследственных дел. Это обеспечивает оперативность и актуальность получения информации, а также исключает возможность утраты сведений из реестра наследственных дел и различных противоправных манипуляций с ним.

2. Завещатель вправе обратиться для удостоверения завещания к любому нотариусу на территории Российской Федерации. Таким образом, при наличии Единого реестра нотариальных действий наследники могут найти завещание, не обращаясь к каждому нотариусу на территории Российской Федерации. Конечно, такой поиск и ранее ограничивался разумными критериями, исходящими из предположений места составления завещания.


3. Создание Единого реестра нотариальных действий значительно облегчает как судопроизводство по гражданским и уголовным делам, так и работу следственных органов, поскольку сделает невозможным оформление наследственных прав по несуществующим, поддельным завещаниям и по завещаниям, составленным "задним числом" после смерти наследодателя, что гарантирует законность оформления наследственных прав нотариусами.

4. ЕИС нотариата включает в себя записи об удостоверенных и отмененных доверенностях и о заключенных брачных договорах. Данная новелла также важна для устойчивого гражданского оборота, особенно при совершении сделок с недвижимым имуществом, поскольку позволяет проверить полномочия представителя по доверенности, а также наличие действующего брачного договора со всеми изменениями к нему[34].

Помимо создания ЕИС нотариата, граждане и юридические лица могут оформить у нотариуса не только бумажные, но и равнозначные им по юридической силе электронные документы (ст. 11, 35 Основ законодательства РФ о нотариате). К примеру, можно составить нотариально заверенную электронную доверенность или заверить договор, заключенный в электронном виде. Создание удостоверенных нотариусом электронных документов более важно для лицензий, страховых документов, доверенностей, иными словами - документов, которые бывает необходимо оперативно использовать в сделках или при регистрационных действиях. Но в ряде случаев воспользоваться этой возможностью смогут лишь обладатели усиленной квалифицированной электронной подписи. Это создает некоторые трудности для тех граждан, у которых отсутствует потребность в регулярном использовании электронной подписи. Большинство граждан в России не имеют своей электронной подписи.

Тема электронного документооборота вызывает немало споров среди специалистов, вопросы вызывает и терминология, и практическое применение новых законодательных норм. Можно выделить следующие проблемы:

- нет единого терминологического аппарата и единого понимания термина "электронный документ";

- люди не готовы к отказу от документов в традиционном бумажном виде;

- опасения за надежность хранения информации[35].

Правовое регулирование вопросов работы с электронными документами предполагает закрепление в нормативных правовых актах прежде всего понятия "электронный документ" и возможности использования электронных документов наравне с традиционными документами в различных сферах деятельности. Кроме того, особенности стандартов, действующих в России для электронной подписи и электронных документов, не позволяют в большинстве случаев использовать электронные нотариально оформленные документы за рубежом, в отличие от документов, оформленных на бумаге.


Итак, основная масса проблем организации нотариата сводится к необходимости более конкретного определения правового статуса нотариуса, также определению места нотариата среди ветвей государственной власти. Также следует отметить, что законодательно-нормативные акты должны учитывать, что переход от бумажного документооборота в нотариате идет не к чисто электронному, а к смешанному документообороту современного российского делопроизводства. При этом созданная ЕИС нотариата, безусловно, является перспективным шагом, который оградит от ряда правонарушений и позволит упростить доступ к нотариально оформленным документам.

Заключение

Нотариат является одним из важнейших публично-правовых образований в России, призванным обеспечить конституционное право на оказание квалифицированной юридической помощи. Нотариат рассматривается в узком смысле - как профессиональное сообщество нотариусов и в более широком - как совокупность уполномоченных государством совершать нотариальные действия нотариусов и должностных лиц.

В двойственной частно-публичной природе нотариата и нотариального акта содержится их социальная значимость. В целом установление разумного, справедливого баланса между публичным и частным в нотариальной профессии составляет одну из целей совершенствования нотариата в мире.

Система нормативного правового регулирования нотариальной деятельности состоит из большого количества актов различной юридической силы, среди которых особую роль играют Основы законодательства РФ о нотариате, Приказы Минюста. В условиях отсутствия систематизации этих источников практическая деятельность по реализации содержащихся в них правовых норм сталкивается с определенными сложностями, коллизиями.

К лицам, совершающим нотариальные действия, относятся государственные и частные нотариусы, в отдельных случаях - должностные лица органов местного самоуправления и некоторые другие лица. Сложный характер нотариальной деятельности предполагает, что ее не осуществляет единолично нотариус. К субъектам нотариальной деятельности также можно отнести таких лиц, как стажер и помощник нотариуса.

В настоящее время с реформой правового регулирования нотариата сделан существенный шаг в формировании и поддержании надлежащего правового режима организации и деятельности субъектов публично-правовой сферы. При этом требуется совершенствование имущественно-правовой основы профессиональной деятельности нотариусов, более конкретное определение их места и роли среди других субъектов права..