Файл: Правовые основы организации нотариата (Система органов и уполномоченных лиц нотариата).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Граница между публично-правовым и частноправовым аспектами в организации и деятельности нотариата подвижна и меняется в зависимости от господствующей в праве идеологии. Исторически уже более двух столетий идет борьба между двумя парадигмами участия государства в гражданском обороте: больше государства и меньше государства. В крайнем выражении оба подхода негативны: первые стремятся национализировать нотариат, превратив нотариусов в чиновников, снижая тем самым их эффективность и клиентоориентированность, вторые - размыть нотариальную компетенцию, выведя нотариусов полностью на конкурентное поле с другими частными юридическими профессиями, ставя под сомнение их независимость и беспристрастность.

Современная организация нотариата и ее правовое регулирование должны найти баланс между двумя крайностями. На это должно быть направлено законодательное регулирование нотариата. В последние годы в организацию нотариата были внесены значительные изменения, начиная с требований к кандидатам на должность нотариуса, заканчивая введением системы электронного нотариата, в связи с чем рассматриваемая тема представляется актуальной.

Целью данной работы выступает изучение правовых основ организации нотариата, выявление современных проблем и предложение путей их решения.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

1. Дать общую характеристику российскому нотариату.

2. Рассмотреть иерархию источников правового регулирования организации нотариата.

3. Изучить основные особенности организации нотариата в России.

4. Выявить основные проблемы правового регулирования организации нотариата и предложить пути их решения.

Предметом исследования является нормативное регулирование организации нотариата в России, а также теоретические взгляды на проблемы организации нотариата.

Объектом исследования является система нотариата в России.

Проблемы правовых основ организации нотариата в последние годы широко исследуются в юридической литературе. При написании работы использовались учебники, монографии, а также материалы периодической печати последних лет, отражающие новейшие изменения в системе организации нотариата. Также проведен анализ действующего законодательства.


Глава 1. Общие положения о нотариате в Российской Федерации

1.1. Понятие и функции нотариата

Организация нотариата должна максимально соответствовать тем целям, задачам и функциям, которые возлагаются государством на данный правовой институт. Нотариат представляет собой уникальное общественное образование, что обусловлено его правовой природой.

Согласно ст. 48 Конституции РФ каждому гарантируется получение квалифицированной юридической помощи. Реализация данной гарантии в том числе возложена на нотариат.

В соответствии со ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате[1] нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией РФ, конституциями (уставами) субъектов РФ, Основами законодательства РФ о нотариате защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами (как занимающимися частной практикой, так и государственными) предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации. Нотариальные действия за границей совершают должностные лица консульских учреждений РФ. В случае отсутствия нотариуса в населенном пункте право совершать нотариальные действия имеют глава местной администрации и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения.

Указанные цели (задачи) и средства нотариата осуществляются в строгом соответствии с требованиями законодательства и под контролем государства. Нотариат выступает в качестве института гражданского общества, выполняющего делегированные государством полномочия посредством оказания на профессиональной основе квалифицированной юридической помощи.

Данное положение законодательства позволяет исследователям выделить следующие характерные признаки нотариата:

1) это система органов и уполномоченных государством лиц, наделенных правом совершать нотариальные действия;

2) совершение указанными лицами нотариальных действий осуществляется в соответствии с законом и от имени Российской Федерации;

3) целью совершения нотариальных действий является правовая защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем удостоверения бесспорных гражданских прав и юридически значимых фактов[2].


Уникальность института нотариата заключается в том, что он сочетает в себе два аспекта: публично-правовой и частноправовой.

Публичность института нотариата в Российской Федерации заключается в осуществлении публичной, государственной функции по защите прав и свобод человека путем совершения нотариальных действий. Осуществляя свою деятельность, нотариус действует не от себя лично, а от имени государства, исполняя переданные ему государством полномочия.

Частноправовой характер института нотариата определяется выполняемыми нотариусами самостоятельно и независимо от органов государственной власти правозащитными функциями в сфере соблюдения прав и законных интересов граждан и юридических лиц как участников гражданского оборота.

Таким образом, с одной стороны, нотариус выступает как уполномоченный представитель государства, а с другой стороны, нотариус является независимым юридическим консультантом. Таким положением предопределяется сложная правовая природа нотариата и его уникальное место в системе государственных и общественных институтов.

Исходя из существенных признаков, в юридической литературе дается следующее определение нотариата: нотариат представляет собой систему органов и уполномоченных лиц, осуществляющих на профессиональной основе делегированные государством функции по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариальных действий[3].

 Также нотариат рассматривается в узком смысле - как профессиональное сообщество нотариусов и в более широком - как совокупность уполномоченных государством совершать нотариальные действия нотариусов и должностных лиц[4].

Основополагающими для организации нотариата являются ряд принципов:

- законность;

- публичность;

- уважение прав и свобод человека;

- независимость и беспристрастность;

- соблюдение тайны нотариальных действий;

- национальный язык нотариального делопроизводства;

- самофинансирование.

Основные направления деятельности нотариата отражаются в его функциях, которые характеризуют сущность и специфику нотариальной деятельности. В юридической литературе классифицируют функции нотариата по различным основаниям. Например, исходя из публично-правового и частноправового содержания нотариальной деятельности. 

В группу публично-правовых функций входят: правоохранительная, правоприменительная, предупредительно-профилактическая. Иные функция являются частноправовыми, причем в отношении их перечня единства взглядов не достигнуто.


Одним из наиболее структурированных является изложение нотариальных функций по видам, предложенное В.В. Ярковым. Ученый подразделил функции нотариата на социальные, содержательные и доказательственные[5].

Социальные функции характеризуют место нотариата в системе органов гражданской юрисдикции и правовой системе России. Среди социальных функций выделяются: предупредительно-профилактическая; правореализационная; правоохранительная; фискальная.

Содержательные функции отражают содержание и специфику нотариальной деятельности. Содержательные функции включают в себя: правоустановительную; удостоверительную; охранительную; юрисдикционную.

Доказательственные функции связаны с существом нотариальной деятельности - созданием квалифицированных письменных доказательств и выражаются в нескольких направлениях:

- в особом доказательственном значении конечного результата нотариального производства - нотариальном акте;

- в исследовании процедуры нотариального производства как процесса доказывания и особенностей доказательств, используемых в нотариальной сфере.

Выполнение перечисленных целей, задач и функций нотариата предопределяет особую организацию нотариата и его особое, специальное правовое регулирование.

1.2. Источники правового регулирования нотариата

Наивысшими по юридической силе в области законодательного регулирования организации нотариата в России являются нормы Конституции РФ, среди которых особую важность представляют следующие:

- государство гарантирует защиту прав и свобод человека и гражданина. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45);

- каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно (ч. 1 ст. 48);

- нотариат находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (п. "л" ч. 1 ст. 72).

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ (ч. 1 ст. 15). Это означает, что все законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила о нотариальных действиях, чем те, которые предусмотрены законодательными актами Российской Федерации, при совершении нотариальных действий применяются правила международного договора (ч. 1 ст. 109 Основ законодательства РФ о нотариате). Следовательно, наряду с законами эти правовые акты также должны рассматриваться в качестве источников права.


Правила международного договора применяются при условии принятия Россией согласия на обязательность данного договора в форме федерального закона. Россия является участницей многосторонних и двусторонних международных договоров, конвенций, соглашений об оказании правовой помощи, связывающих ее международными обязательствами. Среди них можно выделить следующие:

- Всеобщая декларация прав человека[6];

- Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод[7];

- Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов[8];

- Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам[9];

- нормы, касающиеся нотариата, и содержащиеся в различных двусторонних договорах о правовой помощи, как правило, касаются освобождения от какой-либо легализации, апостилирования или выполнения других аналогичных формальностей нотариальных актов при их предъявлении на территории другой страны. Например, такие нормы содержатся в ст. 26 Договора между Российской Федерацией и Аргентинской Республикой о сотрудничестве и правовой помощи по гражданским, торговым, трудовым и административным делам[10].

 Центральным актом, регулирующим организацию нотариата, являются Основы законодательства РФ о нотариате, в которых определены все вопросы организации и деятельности нотариата, а также правила совершения нотариальных действий.

Важнейшим законодательным источником регулирования нотариальной деятельности является также Гражданский кодекс РФ, в котором содержатся материальные нормы экономической деятельности граждан и юридических лиц, а также формы, в которые облекается эта деятельность при участии нотариуса. Именно в Гражданском кодексе РФ дано нормативное определение нотариального удостоверения сделки (ст. 163), под которым понимается проверка законности сделки. В этом же кодексе содержатся положения о нотариальном оформлении доверенностей, завещаний, договоров отчуждения недвижимого имущества и долей в обществах с ограниченной ответственностью, а также оформлении наследства.

В развитие Гражданского кодекса РФ принято немало федеральных законов, в которых содержатся вопросы, касающиеся нотариальной деятельности. Это федеральные законы "Об обществах с ограниченной ответственностью"[11], "О порядке выезда из РФ и въезда в РФ"[12]; "Об ипотеке (залоге недвижимости)"[13] и ряд других