Файл: Выбор стиля руководства в организации (АО «Спектрум+»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Умение вести за собой людей, вдохновлять и мотивировать на благо общим целям – это качества, которые присущи настоящему лидеру. Большинство людей, часто путают понятия руководитель и лидер. Очевидно, что не каждый менеджер является авторитетным человеком, способным грамотно делегировать полномочия своим подчиненным.

Данная тема курсовой работы «Выбор стиля руководства организации», очень актуальна в наше время. Стиль руководства часто обусловливает результаты деятельности организации. В практике менеджмента имеется большое количество примеров действий сильного руководителя, выбравшего верный стиль руководства, который приводит коллектив предприятия к оживлению и тем самым улучшает ситуацию в организации. И, наоборот, при неудачном выборе стиля руководства организации можно существенно снизить эффективность деятельности коллектива.

В данном исследовании проанализируем структуру стиля управления организацией, рассмотрим авторитарный, демократический и либеральный стили управления организацией, приведем положительные и отрицательные стороны данных стилей.

На примере организации АО «Спектрум+» проанализируем её деятельность, определим стиль руководства и дадим рекомендации по усовершенствованию стиля, повышению результативности труда и взаимоотношений между руководителем и подчиненными.

Объект курсового исследования - Акционерное общество АО «Спектрум+».

Предмет исследования - Стиль руководства, используемый руководителем данного предприятия.

Цель работы - исследовать стиль руководства организации АО «Спектрум+», найти оптимальные методы управления коллективом.

Задачи:

- Рассмотреть понятия «стиль управления» и «факторы формирования стиля управления организацией»;

- Исследовать организацию АО «Спектрум+», дать ее характеристику;

- Исследовать стиль управления организацией;

- Дать и обосновать рекомендации, направленные на улучшение стиля управления организацией.

Теоретической и методологической основой исследования являются теоретические и методологические положения отечественных и зарубежных ученых в области управления персоналом, психологии управления и менеджмента.

Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.


1. Теоретические основы формирования стиля руководства в организации

1.1 Понятие стиль руководства и факторы формирования

Управление организацией - это процесс воздействий, которые направлены на осуществление определенных целей. Руководство - это некоторая составная часть управленческой деятельности, направленная на решение различных управленческих вопросов, посредством прямого воздействия на подчиненных.

Отличия понятий «руководство» и «лидерство» связано с существованием в любой организации двух типов отношений - формальных и неформальных.

Лидерством принято считать процесс воздействия на окружающих людей через призму неформальных отношений. Под руководством следует понимать четко структурированные формальные (официальные) отношения, реализующиеся через лидерство.

Роль руководителя обусловливается формальной структурой, его функции четко установлены, не оспаривается и право на использование санкций т.д. Лидерство, наоборот, складывается самопроизвольно, спонтанно, на уровне психологических предпочтений.

Стиль руководства - это многообразие применяемых руководителем методов воздействия на подчиненных, а также форма (манеры, характер и т.д.) реализации этих методов. Методов управленческого воздействия на подчиненных существует большое количество. Но в аналитических целях обычно выделяют три основных типа:

- административный (командный);

- экономический (договорный);

- социально-психологический.

Методы управления данных типов имеют свою область применения, свои плюсы и минусы, которые проявляются в зависимости от конкретной ситуации. Искусство управления состоит в правильно подобранном комплексе управленческих воздействий для данной группы работников, который обеспечит максимальную эффективность работы группы. При этом на объективную необходимость выбора методов управления того или иного типа накладывается субъективная предрасположенность руководителя к "любимым" навыкам делового общения. Все это вместе и образует в каждом случае своеобразный характер делового общения с подчиненными, который и называют стилем руководства.

Люди, занимающие руководящие должности, по большей части интуитивно вырабатывают свой собственный стиль руководства, методом «проб и ошибок», годами накапливая положительный опыт.


Вот уже более полувека в социальной психологии и менеджменте ведется изучение феномена стилей руководства. Накоплен огромный эмпирический материал, построено множество теоретических моделей, различающих по самым разным основаниям варианты стилей руководства.

Типология Курта Левина.

Данная типология разработана в США немецким психологом Куртом Левиным еще в 1930-е года в США. Типология является до сих пор остается самой популярной из типологий индивидуальных стилей руководства. Долгожительство данной классической типологии объясняется ее простотой и наглядностью. Она выделяет три ведущих стиля руководства:

- авторитарный;

- демократический;

- нейтральный (или анархический).

Позже политизированные американцы сменили термин «нейтральный» на «либеральный». Нередко данные стили обозначались как «директивный», «коллегиальный» и «попустительский».

Отличаются друг от друга данные стили руководства многими параметрами:

- характером принятия решений;

- степенью делегирования полномочий;

- способом контроля;

- набором применяемых санкций и т.д.

Но главное и существенное отличие между ними - это выбираемые методы управления. Группа командных методов управления соответствует авторитарному стилю руководства, договорные и социально-психологические методы соответствуют демократическому стилю, нейтральный (или попустительский) характеризуется бессистемностью в выборе методов управления.

Авторитарный стиль руководства может быть применим при наличии по крайней мере двух условий:

а) требования производственной ситуации;

б) работники организации добровольно соглашаются на авторитарные методы управления. При всех «минусах» авторитарному стилю характерны существенные достоинства:

- обеспечение четкости и оперативности управления;

- для достижения поставленных целей создание видимых управленческих действий;

- в малых организациях минимизация времени принятия решений обеспечит мгновенную реакцию на изменение внешних условий;

- нет особых материальных затрат;

- на недавно созданных предприятиях позволяет успешнее справиться с трудностями становления и другими задачами.

Перечислим характерные недостатки авторитарного стиля управления:

- подавление инициативы, творческого потенциала работников;

- отсутствие эффективных стимулов труда;

- громоздкая система контроля;

- обюрокрачивание аппарата управления;

- низкая удовлетворенность работников своим трудом;


- высокая степень зависимости рабочей группы от постоянного волевого прессинга руководителя и пр.

Преодолеть можно данные недостатки экономическими и социально-психологическими методами управления, свойственными демократическому стилю руководства. Демократический стиль руководства:

- стимулирует проявление инициативы, раскрывает творческий потенциал работников организации;

- успешно решает инновационные, нестандартные задачи;

- эффективно использует материально-договорные стимулы труда;

- включает психологические механизмы трудовой мотивации;

- повышает удовлетворенность работников организации своим трудом;

- создает благоприятный психологический климат в коллективе и т.д.

Тем не менее демократический стиль руководства применим не при всех условиях. Он успешно сработает если в организации:

- стабильный, устоявшийся коллектив;

- высокая квалификация работников;

- наличие активных, инициативных, нестандартно думающих и действующих работников;

- не экстремальные производственные условия;

- возможность осуществления больших материальных затрат.

Такие условия не всегда присутствуют на предприятии, да и делают применение демократического стиля только лишь возможным. Превратить эту возможность в действительность - задача также не из легких.

Концепция типовых стилей управления включает в себя и третий тип -нейтральный, или попустительский. На него обращается мало внимания, так как он крайне редко встречается в практике. Этот стиль характеризуется отсутствием всякой системы в применении различных методов руководства. Он характеризуется:

- уходом от принятия стратегических решений;

- предоставление дел на самотек;

- незначительным контролем подчиненных;

- для уклонения от ответственности использует коллективный способ принятия решений;

- равнодушием к критике;

- безразличием к персоналу и т.д.

К. Левин называл этот стиль анархическим, так как его непременные условия - практически абсолютная свобода исполнителей при весьма слабом управленческом воздействии. Общепризнанно, что подобная неконтролируемая свобода персонала в сфере производства почти всегда вредна. Однако возможны ситуации, когда такой стиль руководства оправдан, например, при очень высокой компетентности и ответственности персонала, и слабой подготовке самого руководителя. Вероятно, также, что такой стиль может подойти для руководства научными или другими творческими коллективами при непременном, правда, наличии сильных и дисциплинированных исполнителей.


Применимость того или иного стиля руководства определяется производственной ситуацией, описываемой множеством факторов. Отсюда следует, что руководитель обязан уметь применять любые стили руководства, применяя их в зависимости от ситуации.

Ренсис Лайкерт выделяет четыре типа стилей в авторитарно-демократическом континууме:

а) эксплуататорско-авторитарный (автократия в чистом виде);

б) благосклонно-авторитарный (от наказаний - к поощрениям, ограниченное участие подчиненных в принятии решений);

в) консультативно-демократический (больше доверия к подчиненным, делегирование им малозначимых полномочий);

г) основанный на участии подчиненных в принятии решений, в том числе важнейших (демократизм в чистом виде).

Ренсис Лайкерт лишь уточняет исходную авторитарно-демократическую модель стилей руководства. Только после установления прямой зависимости эффективности работы от производственной ситуации, стали разрабатываться иные модели стилей руководства.

Одна из них - ситуационная модель руководства организацией. Ее основа - характер сложившейся ситуации.

В модели Херси и Бланчарда учитывается один из ведущих ситуационных факторов – «зрелость исполнителей». Основа модели - четыре стилевых градации руководства, которые соответствуют четырем степеням зрелости исполнителей.

В модели, разработанной американским специалистом в области социальной и управленческой психологии Фредом Фидлером, указываются уже три ситуационных фактора:

- взаимоотношения руководителя с подчиненным;

- привычность производственной задачи, четкость ее формулировки и структурированность;

- должностные полномочия руководителя: возможности контроля действий подчиненных, стимулирования их активности и т.д.

Согласно модели Ф. Фидлера, результативность выбранного стиля руководства зависит от степени контроля руководителя над ситуацией, которой можно дать количественную оценку по всем трем перечисленным выше параметрам, по специально разработанным шкалам. Эмпирическими исследованиями было подтверждено, что общая величина осуществляемого руководителем ситуационного контроля коррелирует с эффективностью традиционных стилей руководства следующим образом: руководство авторитарного типа наиболее эффективно в ситуациях крайних, т.е. с высоким или низким ситуационным контролем, в случае же среднего, умеренного ситуационного контроля более эффективен демократический стиль руководства.