Файл: Игра как средство нравственного воспитания младших школьников (Игра как средство воспитания. Воспитательные игры со школьниками во внеурочное время).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В процессе игры, как и в других видах деятельности, задействована вся личность ребенка: его психические познавательные процессы, воля, чувства и эмоции, потребности и интересы: в игре ребенок активно действует, говорит, использует свои знания.

Игра - это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по личной инициативе ребенка, характеризующаяся активным творческим характером, высокой эмоциональной насыщенностью.

Игра характеризуется саморегуляцией действий, поступков и поведения игроков. Проявления игры детей регулируются определенными требованиями и правилами.

Многие исследователи детских игр выделяют силу и подлинность чувств, испытываемых ребенком в процессе игры. Эти чувства богаты и разнообразны. Ребенок веселится, добивается результатов в игре, преодолевая трудности.

В игре, ребенок испытывает не только положительные эмоции. Он испытывает горечь неудачи, поражения, неудовлетворенность достигнутыми результатами, обиду и т.

Таким образом, несмотря на наличие в некоторых случаях негативных эмоций и переживаний, игра всегда приносит ребенку радость, удовольствие, наслаждение. Игра без радости перестает быть игрой.

В играх ребенок познает окружающий предметный мир и отношения взрослых. Но он не только овладевает готовыми приемами действия, но и экспериментирует, приспосабливает предметы к своим потребностям, использует их в соответствии с развивающейся фантазией. Это характерно и для развития отношений во взрослом мире: ребенок, воспроизводя взрослые отношения в игре, переживает их по-своему и преобразует их в соответствии со своим воображением: возникают представления о добре и справедливости. Через себя в игре ребенок начинает понимать другого человека, так же как через другого начинает понимать самого себя. Такое активное участие в освоении предметного мира и мира человеческих отношений способствует развитию творческих способностей детей. Два основных психических новообразования школьного возраста, формирующихся в процессе игры -ориентация на позицию другого человека и творческое воображение - тесно связаны между собой. Можно даже сказать, что это две стороны одного и того же принципа в ребенке, а именно начало творческого.

Нелегко дать разумную оценку или даже представить себе реальную роль игры в формировании личности, особенно в сравнении с другими средствами воспитания. Попробуем это сделать, рассматривая игру как средство воспитания.

В отличие от других видов деятельности, игра содержит в себе цель. Посторонних и отдаленных задач в игре ребенок не ставит и не решает. Игра часто определяется как деятельность, которая осуществляется ради нее самой, и не преследует посторонних целей и задач. Следует иметь в виду, что по мере развития игр (от веселых до сюжетно-ролевых, творческих) на определенном этапе возникает цель.


Цели не являются постоянными. Н.К. Крупская указывала, что по мере развития ребенка меняется характер целей, которые он ставит перед собой в игре: от подражательных дети постепенно переходят к обдуманным, мотивированным целям.

Учитывая большую сложность современного содержания образования и вообще тот факт, что преподавание-дело серьезное, некоторые считают, что в обучении игре нет места. Но более разумным является все же другое мнение, сторонники которого утверждают, что обучение без игры не решит всех стоящих перед ним проблем. Дело в том, что задачи обучения гораздо шире, чем сообщение учащимся определенного объема знаний и выработка умений применять эти знания. Главная задача образования - подготовить детей к жизни. А в период ученичества дети фактически только в игре получают возможность преобразовывать мир в соответствии со своими желаниями, и, кроме того, игра, как справедливо утверждает Д. Брунер, является источником удовольствия для ребенка, она способствует его безболезненной адаптации к условиям социальной жизни в будущем. Отметим, что Я.А. Коменский очень высоко оценивал роль игры в обучении.

И действительно, игра помогает активизировать учащихся в обучении, преодолевать скуку, уходить от шаблонных решений интеллектуальных и поведенческих задач, стимулирует инициативу и творчество.

Все игры, которые используются в дидактических целях, можно разделить на два вида в зависимости от основного содержания игровых действий. В одном случае основу содержания игры составляет дидактический материал, действия с которым облекаются в игровую форму.

Например, дети, разделившись на команды, соревнуются в скорости счета или нахождения ошибок в словах, вспоминании дат исторических событий и т.п. Они выполняют обычные учебные действия: считают, исправляют ошибки, вспоминают даты, - но выполняют эти действия в игре.

В другом случае дидактический материал вводится как элемент в игровую деятельность, которая является как по форме, так и по содержанию основной. Так, в игру-драматизацию со сказочным сюжетом, где каждый играет роль, определенную содержанием сказки, может быть внесен дидактический материал: некоторые знания по географии, биологии, истории, математике или другим предметам. Дети играют роли Буратино, Незнайки, Красной Шапочки, Бабы-яги и упражняются в счете, узнают расположение частей света или получают сведения о строении растений.

Понятно, что во втором случае дидактическая "нагрузка" значительно меньше, чем в первом. Но это оправдано тем, что на первый план выходит не усвоение дидактического материала, а учебные задания, использование знаний в различных ситуациях или предварительное знакомство с новыми знаниями. Такие игры чаще используются во внеурочное время и на уроках в начальных классах для расслабления детей от напряженной интеллектуальной работы.


Естественно, чаще всего игры используются при учете знаний. Так, например, если в школе идет неделя математики, то после уроков можно провести, например, такую игру соревновательного характера. Дети делятся на занятиях на несколько команд, которые, соревнуясь, выполняют определенные задания: математический диктант, варианты решения задач, решение примеров "цепочкой" и др. для учета результатов может быть сформировано жюри или назначены арбитры, эксперты и т. д. Командам можно давать сказочные, фантастические или просто интересные названия для детей, можно вводить в состав и другие игровые символы.

Задания для конкурсов составляются таким образом, чтобы, ученики демонстрировали умение выражать знания в стихах, придумывать и отгадывать рифмованные загадки, ребусы, делать художественную презентацию любого явления и т.д.

Применительно к учебному процессу они также говорят о коллективных играх (организационно-деятельностных, соревновательных, имитационных, сюжетно-ролевых, социально-ориентированных и др.), которые в большей степени ориентированы на формирование личности ребенка, поскольку, во-первых, являются формами моделирования социальных отношений, во-вторых, воссоздают наиболее типичные жизненные ситуации в доступной ребенку материальной форме, в-третьих, позволяют активно осваивать формы социально одобряемого поведения.

Основным педагогическим смыслом коллективных игр является создание ситуаций выбора, в которых ребенок может найти способ решения той или иной социальной проблемы на основе своих ценностей, нравственных установок и имеющегося социального опыта. Это связано с тем, что по ходу игры происходят:

- активизация участников, которая достигается путем постановки их перед необходимостью решения проблемы в ситуации, когда нет готовых решений или их поиск затруднен объективными обстоятельствами;

- преодоление интеллектуальных и познавательных трудностей, переживаемых ребенком как личностная проблема;

- актуализация потребности ребенка в самосовершенствовании, пересмотре и переоценке имеющегося опыта, самоорганизация;

- появление возможности эффективного решения многомерных проблем за счет погружения участников в особую игровую атмосферу и одновременного включения их в решение совершенно реальных (особо значимых) для них проблем во всей своей сложности;

- подмена, при которой игра очень быстро перестает быть просто игрой для участников, потому что реальные жизненные столкновения, возникающие в ее ходе благодаря особой работе учителя, становятся настолько интенсивными, что дети ведут себя так, как будто игра становится для них реальностью;


- совершенствование процессов взаимодействия участников, расширение их коммуникативной компетенции.

Игра как средство воспитания имеет свои особенности. Итак, в ней, помимо отношений, которые разыгрываются детьми в соответствии с принятым сюжетом и принятой ролью, существуют и другие виды отношений – не изображаемые, а реальные, реальные. Эти типы отношений (игровые и реальные) тесно взаимосвязаны, но не тождественны и могут конфликтовать друг с другом.

Методика организации коллективной игры, как правило, включает в себя несколько этапов:

1. Работа преподавателя по разработке стратегии игры, определению целей и способов их достижения, планированию ожидаемого результата. Результатом этой работы является создание модели игры и ее плана, подбор инициативных групп для разработки правил и условий игры.

2. Организация работы инициативных групп, состоящих из педагогов и детей и определяющих правила и условия игры. Результатом этой деятельности является разработка правил и условий игры, механизма ее запуска, распределение обязанностей между членами организационного комитета игры.

3. Запустите игровую модель, основанную на альтернативном включении детей в игру. Результатом этого этапа является определение роли каждого участника в игре, формирование группы детей, участвующих в ней, или нескольких групп, конкурирующих друг с другом.

4. Координация действий участников игры в соответствии с правилами и условиями развития игры.

Результат этого этапа - принятие всеми участниками своей роли, осознание правил и условий игры, их реализация, реализация потребностей и интересов детей.

5. Подведение итогов игры, организация рефлексии, т. е. оценка характера участия детей в игре и достигнутых результатов. Результатом этого этапа является определение перспектив дальнейших совместных действий, новых способов взаимодействия между детьми.

6. Последействие-закрепление и развитие положительных тенденций и достижений, полученных в других формах работы с детьми, изменения в организации жизни коллектива [41].

Таким образом, в процессе игры создаются благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребенка, формирования его личности. Игры разнообразят процесс обучения, наполняют жизнь учащихся радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают радость успеха, создают хорошее настроение.

Использование всех игр в обучении характеризуется общей структурой учебного процесса, которая включает в себя четыре этапа:


1.Ориентация: преподаватель представляет тему, дает описание игры, обзор ее хода и правил.

2.Подготовка: ознакомление со сценарием, распределение ролей, подготовка к их исполнению, обеспечение процедур управления игрой.

3.Ведение игры: преподаватели ("жюри") следят за ходом игры, контролируют последовательность действий, оказывают необходимую помощь, фиксируют результаты.

4.Обсуждение игры: описывает выполнение действий, их восприятие участниками, анализирует положительные и отрицательные стороны игры, возникающие трудности, обсуждает возможные пути совершенствования игры, в том числе изменения ее правил.

Вся жизнь школьников связана с игрой, которая имеет в ней большое значение. Поскольку игра является средством самообразования личности ребенка, то она закрепляет в детях полезные навыки и привычки, формирует волевые черты характера, тренирует память, выносливость, внимание.

Ценность игры заключается в том, что она имеет большие возможности для формирования детского коллектива, позволяет детям создавать любые формы общения. И, следовательно, результатом коллективных игр является сплочение детей, формирование дружеских отношений между детьми.

Игра влияет и на становление трудовой деятельности детей, суть которой отлично раскрыл А.С. Макаренко в своём высказывании: "Хорошая игра похожа на хорошую работу, нехорошая игра похожа на плохую работу…" отменная и верно организованная игра, способствует формированию психологических свойств личности ребёнка, становлению трудовой деятельности, чувства коллективизма, товарищества [21] .

В педагогической литературе существуют различные виды игр, и каждый из них имеет свои особенности и классификацию. Более необходимыми играми в учебном процессе являются дидактические, ролевые, мобильные. Любая игра должна быть представлена в доступной, эмоциональной форме и быть целенаправленной.

Игра может стать хорошим дополнением к учебному процессу в развитии личностных свойств ребенка. Они индивидуальны и требуют индивидуального подхода к каждому ребенку, но есть общие закономерности в их организации. Она имеет свои плюсы и минусы, требует чувства меры и осторожности.

Игра как процесс имеет свои структурные элементы и педагогические требования. При выборе игры необходимо учитывать некоторые аспекты: возраст игроков, выбор места для игр, особенности в объяснении игры, распределение ролей, роль преподавателя.

Его роль в игре в основном направляющая, и задача педагога -выработать условия, определяемые правильным отношением к ней со стороны детей. Игра учитель-воспитатель используется не только в учебной деятельности, но и во внеурочной воспитательной работе, где она имеет свои формы организации.