Файл: Игра как средство нравственного воспитания младших школьников (Игра как средство воспитания. Воспитательные игры со школьниками во внеурочное время).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Виды народных игр: Русская народная игра «Ручеек», Украинская народная игра «Колдун».

Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, создания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

Классификация игр предложенная О.С.ГАЗМАНОМ

Принято различать два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами.

Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы. Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила в них существуют неявно. Они — в нормах поведения воспроизводимых героев. Рассмотрим в самых общих чертах характерные особенности типов игр по классификации О.С.Газмана [9].

1. Подвижные игры - важнейшее средство физического воспитания детей в дошкольном и особенно в школьном возрасте. Они всегда требуют от игроков активных двигательных действий, направленных на достижение условной цели, оговоренной в правилах. Специалисты отмечают, что основными особенностями подвижных игр школьников являются их соревновательный, творческий, коллективный характер. Они демонстрируют умение действовать за команду в постоянно меняющейся обстановке. Значение подвижных игр в нравственном воспитании велико. У них развивается чувство товарищеской солидарности, взаимопомощи, ответственности за действия друг друга.

2.Сюжетно-ролевые игры (иногда их называют сюжетными) занимают особое место в нравственном воспитании ребенка. Они носят преимущественно коллективный характер, поскольку отражают сущность отношений в обществе. Они делятся на ролевые, игры-инсценировки, режиссуру. В сюжете могут быть театрализованные детские праздники, карнавалы, строительные игры и игры с элементами труда. В этих играх на основе жизненных или художественных впечатлений свободно и независимо воспроизводятся общественные отношения и материальные объекты, разыгрываются фантастические ситуации, еще не имеющие аналога в жизни. Основными компонентами ролевой игры являются тема, содержание, воображаемая ситуация, сюжет и роль. Среди сюжетно-ролевых игр, существует несколько видов:

Игры драматизации - подразумевают исполнение любого сюжета, сценарий которого не является жестким каноном в отличие от пьесы.


В этой форме следует выделить игры-импровизации. Их суть заключается в том, что актеры знают основное сюжетное ядро игры, характер своей роли. Сама игра разработана в форме импровизации.

В начале XX века известный русский педагог С.Т.Шацкий писал: "Непринужденная детская игра, дающая простор воображению, отражает в себе жизненный опыт детей; ход её зависит не только от быстроты, ловкости движений и той или другой степени сообразительности, но и от богатства внутренней жизни, развивающейся в душе ребенка".

В этих играх, хотя они и занимают ограниченное время, велика роль взрослого. Соответственно, его позицией и определяется педагогический смысл этой игры. Подбор ситуаций и развитие самого сюжета игры – это то основное звено, обеспечивая которое, взрослый обеспечивает и эффективное воспитательное влияние игры.

Игры "на преодоление этапов" - определяются этапы ("пункты", "станции"). На каждом этапе выполняется определенная задача трудового, познавательного, спортивного и т.п. характера.

Определяется число этапов, на которых дети должны, например, разгадать ребус, пришить пуговицу и т.д., в зависимости от тематики и задач игры. Предусматриваются и игровые роли: «судья», «контролёры», «ассистенты». Игры проводятся чаще всего в виде соревнований между командами.

3. Компьютерные игры имеют преимущество перед другими формами игр: они наглядно демонстрируют ролевые способы решения игровых задач, например, в динамике результатов совместных действий и общения персонажей, их эмоциональных реакций на успех и неудачу, которые в жизни неуловимы.

Примером таких игр могут стать народные сказки и произведения народного творчества. В них дети приобретают опыт нравственного поведения в различных жизненных условиях. Такие игры помогают избежать штампов и стандартов в оценке поведения разных персонажей в разных ситуациях. Дети практически осваивают средства общения, способы общения и выражения эмоций. Все компьютерные программы для детей должны быть положительно морально ориентированы, содержать элементы новизны, но ни в коем случае не должны быть агрессивными и жестокими.

4.Дидактические игры различаются по содержанию образования, познавательной активности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, роли педагога. Эти особенности присущи всем играм, но некоторые из них более ярко выражены одни, другие-другие. В различных сборниках насчитывается более 500 дидактических игр, но четкой классификации игр по типу нет. Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания. В данной классификации могут быть представлены следующие виды игр:


- сенсорные образовательные игры,

- игра слов,

- игры для знакомства с природой,

- о формировании математических представлений

и т.д.

Иногда игры относятся к материалу:

- игры с дидактическими игрушками,

- Настольные и печатные игры,

- игра слов,

- псевдо-сюжетные игры.

Данная группировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную деятельность детей, но недостаточно раскрывает основы дидактической игры — особенности игровой деятельности детей, игровые задания, игровые действия и правила, организацию жизни детей, руководство воспитателем.

Условно можно выделить несколько видов дидактических игр, сгруппированных по видам деятельности учащихся:

- Игры-путешествия.

- Игры-инструкции.

- Игры-предположения.

- Головоломка.

- Игры-беседы (игры-диалоги).

Путешествия игры похожи на сказку, ее развитие, чудеса. Игра отражает реальные факты или события, но регулярно раскрывается с помощью шарма, проста - после загадочного, сложна — через преодолимое, необходима — через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель игры – путешествия, усилить впечатление, придать познавательному содержанию немного сказочной оригинальности, привлечь внимание детей к тому, что находится рядом, но не замечается ими. Игры путешествия обостряют внимание, наблюдательность, понимание игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха. Путешествия игры всегда несколько романтично. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, желание освоить правила игры и получить результат: решить задачу, чему-то научиться, чему-то научиться.

Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности отвечать на вопросы детей, играть с ними, вести процесс обучения спокойно. Игра-путешествие-это игра действий, мыслей, чувств ребенка, форма удовлетворения его потребности в знаниях. В названии игры, в формулировке игрового задания должны быть "вызывающие слова", которые вызывают интерес у детей, активную игровую деятельность. В игре-путешествии используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задачи, объяснение путей ее решения, иногда разработка маршрутов путешествия, пошаговое решение задач, удовольствие от ее решения, содержательный отдых. В состав Игры-путешествия иногда входят песни, головоломки, подарки и многое другое. Путешествия игры иногда неправильно отождествляют с экскурсиями. Существенным отличием является то, что экскурсия является формой непосредственного обучения и разнообразием занятий. Целью экскурсии часто является знакомство с чем-то, что требует непосредственного наблюдения, сравнения с уже известным.


Иногда игра-путешествие отождествляется с прогулкой. Но прогулка чаще всего имеет оздоровительные цели. Познавательный контент может быть на прогулке, но он не основной, а сопутствующий.

Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: «Помоги Буратино расставить знаки препинания», «Проверь домашнее задание у Незнайки».

Игры-предположения «Что было бы..?» или «Что бы я сделал...», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка.

Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии «Что было бы..?» или «Что бы я сделал...». Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами. Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: «Кто быстрее сообразит?».

Игры-загадки. Возникновение тайн уходит корнями в далекое прошлое. Загадки создавались самими людьми, включались в обряды, ритуалы, включались в праздники. Они использовались для проверки знаний, находчивости. Это очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как умного развлечения.

В настоящее время пазлы рассматриваются как разновидность развивающей игры. Главной особенностью головоломки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать).

Описание лаконично и часто оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Главной особенностью головоломок является логическая задача. Способы построения логических заданий различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Дети любят головоломки. Необходимость сравнивать, вспоминать, думать, догадываться - доставляет радость умственному труду. Решение загадок развивает умение анализировать, обобщать, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.

Игры-беседы (диалоги). В основе игры-беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей.


В игре-беседе учитель часто идет не от себя, а от персонажа, близкого детям и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и увеличивает его радость, желание повторить игру. Однако игра-беседа таит в себе опасность усиления методов непосредственного обучения. Воспитательная и воспитательная ценность заключается в содержании сюжета-темы игры, в пробуждении интереса к определенным аспектам объекта изучения, отраженным в игре. Когнитивное содержание игры не лежит "на поверхности": его надо найти, извлечь—сделать Открытие и в результате чему-то научиться. Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов: единству слов, действий, мыслей и воображения детей. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточиться на содержании беседы, дополнять сказанное, высказывать суждения. Все это характеризует активный поиск решения поставленной игрой задачи. Немалое значение имеет умение участвовать в разговоре, что характеризует уровень образования. Главное средство игры - разговор - это слово, словесный образ, вводный рассказ о чем-то. Результатом игры является удовольствие, получаемое детьми.

Перечисленные виды игр не ограничиваются, конечно же, целым спектром возможных игровых приемов. Однако на практике эти игры чаще всего используются либо в "чистом" виде, либо в сочетании с другими видами игр: мобильными, сюжетно-ролевыми и т. д.

Дидактическая игра — явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Один из основных элементов игры —дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Познавательное содержание черпается из школьной программы.

Наличие дидактического задания или нескольких заданий подчеркивает воспитательный характер игры, направленность содержания образования на процессы познавательной деятельности детей. Дидактическая задача определяется педагогом и отражает его педагогическую деятельность. Структурным элементом игры является игровое задание, выполняемое детьми в игровой деятельности. Две задачи — дидактическая и игровая — отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на уроке в дидактической игре, она осуществляется через игровое задание, определяет игровые действия, становится задачей ребенка, вызывает желание и потребность ее решить, активизирует игровые действия. Одним из составных элементов дидактической игры являются правила игры. Их содержание и направленность определяются общими целями формирования личности ребенка и коллектива детей, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии и обогащении. В дидактической игре устанавливаются правила. Используя правила, учитель контролирует игру, процессы познавательной деятельности, поведение детей. Правила игры носят воспитательный, организационный, формирующий характер, и чаще всего они по-разному сочетаются друг с другом. Образовательные правила помогают раскрыть детям, что и как нужно делать.