Файл: История возникновения и развития коммерции и предпринимательства за рубежом и в России (История развития коммерции и предпринимательства в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Коммерция - торговля, торговые операции, предпринимательская деятельность в связи с куплей-продажей чего-либо или с оборотом товара.

Предпринимательство - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Цель исследования: изучить историю развития коммерции и предпринимательства в России и за рубежом.

Задачи исследования:

  • проанализировать развитие коммерции и предпринимательства за рубежом;
  • изучить развитие коммерции и предпринимательства в России;
  • охарактеризовать текущее состояние экономики в России;
  • выявить проблемы, возникающие в сфере предпринимательства.

Актуальность исследования заключается в том, что история предпринимательства в России столь же глубока, как и история самой России. Еще в конце Ш тысячелетия н. э., когда шел процесс становления Древнерусского государства, формировались условия и предпосылки для деятельности первых предпринимателей. Этому способствовало разложение первобытнообщинного строя, имущественное и социальное расслоение общества, развитие различных форм собственности, включая и частную, мобилизация прибавочного продукта, накопление его в руках правящей элиты, углубление общественного разделения труда, что связано с обособлением земледельческого и скотоводческого типов хозяйства на территории Восточной Европы, выделением ремесла, а затем и торговли как специальных форм деятельности.

Глава 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КОММЕРЦИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ЗАРУБЕЖОМ

1.1 История развития коммерции в европейских странах

История предпринимательского дела за рубежом начинается со Средних веков. Уже в те времена купцы представляли собой группу начинающих предпринимателей.


Европа пришла к капитализму через религию. Протестантизм создал новую модель этики, где главными ценностями стали упорный труд и накопление денег как осязаемого эквивалента божественной благодати. Германия, Англия и Голландия жили по принципу: если ты трудился в поте лица, считал каждую копейку и в итоге скопил миллион, значит, ты избран богом и будешь спасен. Характерная черта протестантских обществ - ведение коммерции не только ради увеличения личного потребления, а в качестве богоугодного вида деятельности.

После падения Рима торговля и промышленность продолжали развиваться в Византийской империи. В Европе крупномасштабная торговля почти отсутствовала вплоть до начала XIII века, когда ее возрождением занялись итальянские города. С XII по XIV века основными центрами деловой активности считались Венеция, Флоренция и Генуя.

Средневековое производство было преимущественно домашним и ремесленным и основывалось на ручном труде; машины и оборудование применялись в производстве крайне редко.[1]

В каждом крупном средневековом городе существовало два типа предпринимателей. К первому типу относились те, кого можно назвать мелкими капиталистами. Данная группа состояла из странствующих купцов; владельцев лавок, уличных торговцев; независимых ремесленников и членов ремесленных цехов и гильдий. Вторая группа объединяла крупных предпринимателей, или «оседлых купцов», которые руководили разнообразной торговой и банковской деятельностью.

Предприниматели использовали различные формы организации предприятий. В мелком предпринимательстве наиболее обычной формой являлось единоличное хозяйство. Купеческая элита организовывала товарищества одного из трех основных типов. Первый тип товариществ, предполагал, что один из партнеров вкладывает в предприятие капитал и получает три четверти прибыли, а другой партнер берет на себя всю работу, получая за это одну четвертую часть прибыли. Во втором типе товариществ, один партнер вносит большую часть капитала, а второй партнер вкладывает недостающий капитал и обеспечивает всю работу предприятия; вся прибыль делится между партнерами поровну. В товариществе третьего типа все партнеры участвуют как капиталом, так и своим трудом. К этому типу обычно относились семейные фирмы, которые получили особенно широкое распространение в пору расцвета итальянских городов.

До конца XIII века основная часть торгового оборота приходилась на странствующих купцов. Общий товарооборот был невелик, поэтому и норма прибыли оказывалась низкой. Тем не менее, число активных торговцев было велико.


В XII веке странствующие купцы из нескольких крупных городов начали объединяться в свободную федерацию местных гильдий, которая в 1300 получила название Ганзейского союза. Союз на долгое время занял господствующие позиции в торговле на всем побережье Балтийского и Северного морей. К 1370 Союз вступил в полосу стагнации. К 1669 в Ганзейский союз входили три города - Любек, Гамбург и Бремен.[2]

Основные причины победы «оседлых» купцов над странствующими купцами заключались в том, что эти купцы быстро восприняли новые методы ведения дел. В отличие от свободных федераций типа Ганзейского союза, они формировали постоянные товарищества. Они способствовали распространению переводных векселей и морского страхования (впервые появившегося в Генуе в начале XIV века). Однако важнее всего было то, что итальянцы научили мир принципам ведения бухгалтерского учета. Без системы бухгалтерского учета развитие капиталистического предпринимательства оказалось бы невозможным.

XVIII-XIX века: Самыми знаменитыми среди торговых акционерных компаний были английская Ост-Индская компания (учреждена в 1600) и голландская Ост-Индская компания (учреждена в 1602). Голландская компания обычно ассоциируется с развитием Амстердамской биржи.

Ост-Индские компании были настоящими государствами в государствах. Они чеканили собственные деньги и принимали законы, содержали армию и флот, объявляли войны и подписывали мирные договоры. Голландская компания владела большей частью Океании. Английская компания много лет управляла Индией по своему усмотрению.

Голландская Ост-Индская компания и другие подобные ей компании ознаменовали собой эпоху расцвета «оседлого» купечества. После 1760 в производстве начали применяться машины, паровые двигатели и тяжелое оборудование, и производство потеснило торговлю.[3]

Ко второй половине XVIII века на предприятиях отдельных промышленников уже стояли машины и оборудование, с помощью которых велось массовое производство потребительских товаров - текстиля, фарфора и мелких дешевых изделий. Тяжелое промышленное оборудование и приборы по-прежнему собирались вручную и производились исключительно на заказ. Пришедшееся на тот же период строительство железных дорог не только расширило рынки сбыта, но и создало спрос на тяжелое оборудование, что, в свою очередь, ускорило развитие массового производства.


Промышленная революция характеризовалась стремительными технологическими переменами, начавшимися в Англии. К этому периоду относятся организационные новшества, включая переход к фабричной системе. С начала 1800-х годов в промышленности преобладали мелкие и средние производители.

Одной из главных причин увеличения средней численности занятых на предприятиях было массовое производство. К концу XIX века компании некоторых производителей достигли размеров, которые были громадными по сравнению с началом столетия. В XVIII в. на фабрике Боултона насчитывалось 1000 рабочих.

Предприниматели ряда европейских стран, пострадавших от Второй Мировой войны, стремились расширить связи друг с другом, объединить свои усилия, чтобы увеличить производство, сохранить старые и завоевать новые рынки.

Первым шагом к экономической интеграции стран Западной Европы был план Шумана, предложенный в 1950 г. Согласно ему, Франция и ФРГ вместе с другими западноевропейскими странами должны были поставить производство угля и стали под контроль международного верховного органа и ликвидировать таможенные пошлины на эти товары. План приняли 6 стран: ФРГ, Бельгия, Франция, Италия, Люксимбург и Нидерланды. В 1951 г. они подписали соглашение о создании Европейского объединения угля и стали. Таможенные пошлины на уголь и сталь в торговле между членами объединения отменялись. Так появилось первое межгосударственное объединение стран Западной Европы.

Постепенно страны объединения расширяли экономические связи друг с другом и взаимно снижали таможенные пошлины. В мае 1957 г. в Риме они заключили договор о создании Европейского экономического сообщества. Члены ЕЭС обязались проводить общую экономическую и социальную политику, ввести единые цены на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, постепенно ликвидировать таможенные барьеры в торговле друг с другом и установить одинаковые таможенные тарифы в торговле с остальными странами.

В это же время Англия создает в противовес ЕЭС ЕАСТ, куда входят все остальные страны. В 1973 г. борьба ЕЭС и ЕАСТ заканчивается победой ЕЭС. В этом году в состав группировки вошли Ирландия, Дания, а также и Англия, после многолетних бесплодных попыток, так как де Голь все время тормозил ее вступление в ЕЭС, считая ее проводником американских идей. В 1981 г. в состав ЕЭС входит официально Греция, а в 1986 - Испания и Португалия.
  В 1990 г. подписывается шингеновское соглашение по свободному перемещению по странам ЕЭС граждан. 11 декабря 1991 г. в голландском городе Маастрихт подписывается документ о валютно-экономическом и политическом союзах этих стран.


В феврале 1992 г. подписывается договор об учреждении Европейского Союза. В 1995 г. в состав ЕС входят Швеция, Финляндия и Норвегия. Недавно ЕС одобрило скорое вступление Польши, Венгрии, Словении и Эстонии. В ЕС хотят вступить практически все страны Европы, даже Турция и Марокко.

На сегодняшний день малый бизнес в Европе вынуждает крупные компании внедрять новые технологии и улучшать эффективность производства, эффективность всей экономики ЕС напрямую зависит от успешной деятельности малого и среднего бизнеса. Поэтому, в рамках Евросоюза осуществляется политика поддержки малого предпринимательства, главная цель которой - сбалансирование интересов государства и бизнеса, обеспечение оптимальных условий для предпринимательской деятельности, увеличения конкурентоспособности малого бизнеса.

1.2 История развития коммерции в США

США относятся к странам капитализма переселенческого типа, отличительная черта которого состоит в перенесении на новые, колонизируемые земли сложившихся в метрополии форм организации хозяйства. К концу XVIII в. в Северной Америке четко определились три региона, различавшиеся характером производства и структурой бизнеса. Северо-Восток, где в авангарде колонистов стояла предприимчивая английская торгово-промышленная буржуазия, превратился в центр мануфактурного производства и торговли. В аграрном секторе здесь преобладали средние и мелкие фермерские хозяйства. Юг, располагавший огромными площадями плодородной земли, привлек иммигрантов из среды английской земельной аристократии. Получив от правительства значительные земельные участки земли в собственность, в условиях резкого дефицита рабочих рук они инициировали организацию рабовладельческого плантационного хозяйства.

Запад представлял собой незаселенные и невозделанные земли. Бежавшие сюда люди самовольно захватывали земли и создавали свободные фермерские хозяйства. Социально-экономическая неоднородность и не однотипность исторического развития этих регионов обусловили различие путей и временных рамок становления промышленного капитализма.[4]

Роль буржуазной революции для США сыграла Война североамериканских колоний за независимость (1775—1783), в ходе которой решались задачи ликвидации диктата метрополии, ограничивавшей свободу предпринимательства. Высокий спрос на рабочую силу обусловил ее высокую стоимость, что диктовало необходимость замены этого дорогого компонента издержек производства более дешевой машиной. Дороговизна рабочей силы стимулировала изобретательство, ввоз из других стран машин и оборудования. Технические предпосылки возникновения фабричной промышленности в США были, в основном, обусловлены промышленным переворотом в Англии. Вместе с тем, в самой стране появилось много новых изобретений, чему в немалой степени способствовала система поощрения.