Файл: Прямые налоги и их место в налоговой системе РФ (Эволюция прямого налогообложения в РФ. Прямые налоги и перспективы их совершенствования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Налоги предполагают под собой не только обязательные, персонально безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц, но и источник информации о состоянии бюджета страны (и централизованных внебюджетных фондов).

С поддержкой налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, компаний всех форм собственности с бюджетами всех уровней. С помощью налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, охватывая привлечение зарубежных вложений, а еще складывается прибыль фирмы.

Использование налогов считается одним из финансовых способов управления и обеспечения связи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, компаний, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. Налоги призваны формировать денежные ресурсы страны, в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для воплощения личных функций (оборонных, общественных, природоохранных и др.), в этом заключается их главная роль. Дефицитность средств, собранных при помощи налогов, неэффективность налоговой системы, общее уклонение от уплаты налогов незамедлительно сказываются на самочувствии страны, а через это на самочувствии общества и населения.

Градация налогов на прямые и косвенные находится в прямой зависимости от порядка, исчисления и определения объекта налогообложения, при этом косвенные налоги формируют огромную долю российского налогового бюджета. Но актуальность представленной работы состоит в том, что в реальное время встречаются попытки по смещению ориентации в сторону наращивания доли прямых налогов в бюджете государства, что само по себе предопределяет пристальное внимание к проблемам механизма их функционирования и направлениям их улучшения.

Целью изучения считается исследование прямых налогов и возможностей их становления в условиях рыночной экономики Российской Федерации.

Для того, чтобы выполнить данную цель, поставлены и реализованы следующие задачи:

- сформировать определение «прямые налоги», делая упор на мнение различных авторов:

- раскрыть суть и смысл прямых налогов в сопоставлении с косвенными налогами;

- обозреть главные виды прямых налогов и историческую эволюцию представлений о аспектах разделения налогов на прямые и косвенные;

- изучить эволюцию прямого налогообложения в России на протяжении всего периода существования государства;


- рассмотреть немаловажные составляющие прямых налогов и их назначение в налоговых поступлениях страны;

- выявить пути совершенствования прямого налогообложения;

- изучить принятые и реализуемые меры в области прямых налогов, оказывающие воздействие на финансовую историю в 2008-2010 годах;

- обнаружить главные направленности улучшения прямых налогов в среднесрочной и длительной перспективе.

Объектом изучения считается налоговая система РФ

Предметом - главные веяния и особенности прямого налогообложения в России.

Теоретической и методической почвой послужили нормативно-правовые акты в области налогообложения: Налоговый Кодекс РФ (первая и 2-ая части) и др.; труды русских и иностранных научных работников по проблемам прямого налогообложения (статьи, работы).

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЯМОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

1.1 Прямые налоги: понятие, сущность и виды

Налоги как главный источник образования финансов страны популярны с давних лет. С переменой роли и значения налогов в экономической системе общества происходила эволюция в возрениях и на саму природу налога. В XVIIIв. преобладало соображение о том, что налог – это стоимость за оказываемые государством услуги собственным гражданам. В XIX в. налог числился пожертвованием индивида в интересах страны. В ХХ в. ведущей была точка зрения о том, что налог – это принудительный взнос (сбор), взимаемый государством, который идет на покрытие общегосударственных необходимостей на базе изданного закона.

НК РФ (п.1 ст.8) определяет налог как «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или же оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения работы государства и (или) муниципальных образований».

Есть всевозможные класификации налогов. Более существенное значение для теории и практики налогообложения нашего времени имеет классификация налогов по способу взимания- на прямые и косвенные.

Прямые налоги – налоги, которые взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика (прямая формая обложения).


Косвенные налоги – налоги, которые включаются в цену товаров,работ,услуг[1].

Есть и иной вариант данных определения прямых и косвенных налогов:

Прямые налоги – подоходно-поимущественные налоги, т. е. те которые уплачиваются налогоплательщиком самостоятельно, исходя из знания величины объекта налогообложения, расчета налоговой базы и применения к ней налоговой ставки.

Косвенные налоги – налоги на потребление.[2]

Дабы раскрыть суть прямых налогов, нужно выполнить сравнительную характеристику прямых и косвенных налогов по главным симптомам, которая представлена в таблице 1.1.

Прогрессивное представление о разделении налогов на прямые и косвенные сформировалось в итоге многолетнего становления. Рассмотрим историческую эволюцию представлений о аспектах разделения налогов на прямые и косвенные. Они включают в себя:

1) критерий перелагаемости;

2) критерий метода налогообложения и взимания;

3) критерий платежеспособности.

Сообразно первому аспекту перелагаемость налогов вероятна лишь только в процессе обмена, итогом которого является составление цен. При помощи обменных и распределительных процессов конкретный плательщик налога имеет возможность переложить налоговый гнет на другую личность – носителя налога. Другими словами, лицо, на которое формально возложен долг быть плательщиком налога, и лицо, практически уплачивающее этот налог, - это не в обязательном порядке одно и то же лицо.

Критерий перелагаемости впервые был использован в качестве основы деления налогов на прямые и косвенные английским философом Джоном Локком (1632-1704) в конце XVII в. (практика такой классификации установилась еще в XVI в.). Локк исходил из того, что любой налог, с кого бы он ни взимался, в конечном счете, упадет на землевладельца, так как один лишь доход земельного собственника – действительно чистый доход, из которого все платят все налоги. Поэтому налогам, падающим на землю косвенно, следует предпочесть налог, непосредственно взимаемый с землевладельца. Следовательно, поземельный налог – это прямой налог, а остальные налоги являются косвенными. [3]Впоследствии шотландский экономист и философ А. Смит (1723-1790) исходя из факторов производства (земля, труд, капитал) дополнил доход землевладельца доходами с капитала и труда и соответственно двумя прямыми налогами – на предпринимательскую прибыль и на заработную плату. Косвенные же налоги, по мнению А. Смита, - это те налоги, которые связаны с расходами и перелагаются на потребителя[4].


Английский экономист, философ и общественный деятель Джон Стюарт Милль (1806-1873) критерием считал намерение законодателя: прямой налог – это налог, который, по мнению законодателя, должен лечь на налогоплательщика, косвенный – это налог, который должен быть переложен налогоплательщиком на другое лицо[5]. Того же мнения придерживался и Адольф Вагнер (1835-1917)[6].

Наконец, в согласовании с рассмотренным критерием конечным плательщиком прямых налогов делается личность, которое получает заработок.

Дефектом критерия разделения налогов на прямые и косвенные по их перелагаемости считалось то, что почти все прямые налоги на практике перелагаются не хуже косвенных, а косвенные, в свою очередь, перелагаются далеко не всякий раз и временами не всецело. Прямые налоги при конкретных жизненных обстоятельствах также имеют все шансы быть переложены на потребителя при помощи воздействия ценового механизма.

В связи с дефектами критерия перелагаемости во Франции, к примеру, взяли за базу деления налогов на прямые и косвенные метод налогообложения и взимания. Прямые налоги построены на основании явлений и симптомов неизменного характера и в следствие этого заблаговременно определимых (владение или же использование имущества). Они взимаются по собственным (окладным), время от времени составляемым перечням плательщиков на основании кадастра (земли, домов и др.) и в конкретные сроки. В согласовании с аспектом платежеспособности обложение налогом конкретного источника относится к прямым налогам, обложение же на основании учета совместной платежеспособности лица – к косвенным. Другими словами, все налоги, в коих правительство ориентирует требование конкретному лицу и производит именно оценку его платежеспособности, считаются прямыми. Те же налоги, в коих правительство не уточняет платежеспособности через воздействия плательщиков, относятся к косвенным.

Немецкий ученый Геккель конкретизировал это положение, разделив все налогообложение на подоходно-поимущественное обложение и обложение расходов потребления. Он полагал, что хозяйство налогоплательщика делится на доходное и расходное. Обложение хозяйства плательщика в процессе приобретения и накопления производится путем подоходно-поимущественных налогов (поземельного, подомового, промыслового, с денежных капиталов и с личного труда), которые Геккелем были отнесены к прямым. Обложение же расходного, потребительского хозяйства производится налогами на расход, на потребление, которые он отнес к косвенным.[7]


Разделение налогов на прямые и косвенные на основании подоходно-расходного принципа, используемого в начале ХХ в., не утратило собственного смысла и в конце века.

Впрочем, кроме разделения налогов на прямые и косвенные в литературе по теории налогообложения имеется и иная классификация. Как считает доктор экономических наук Б. Х. Алиев, по методике взимания все налоги подразделяются на 3 группы:

1) прямые налоги;

2) косвенные налоги;

3) пошлины и сборы.

Под прямыми налогами понимаются налоги на доходы и имущество, под косвенными – налоги на товары и услуги. В разряд пошлин и сборов Б. Х. Алиев включает все остальные налоговые платежи, не попавшие в два первых разряда[8]. Как мне кажется, именно эта классификация, является более оптимальной, так как она в наибольшей степени отображает сегодняшнюю систему налогов.

Необходимо обозначить так же то, собственно что в литературе по теории налогообложения прямые налоги в собственную очередь разделяются на реальные и личные. Деление налогов на реальные и личные базируется на том, что доход имеет возможность оцениваться непосредственно или же опосредованно. Так, организации уплачивают налог с суммы прибыли, подсчитанной на базе приобретенной выручки и понесенных затрат, физические лица уплачивают налог с прибыли, рассчитанной с учетом поступлений, имущественного положения, расходов и др. Группу прямых налогов, облагающих в действительности приобретенный доход (прибыль), именуют личными налогами.

Доход имеет возможность определяться и опосредованно, сквозь оценку внешних проявлений благополучия лица: качества и вида жилья, объема и расположения земляного участка и др. В данном случае облагается не фактический, а предполагаемый средний заработок лица, получаемый в данных финансовых критериях от такого или же другого предмета налогообложения (собственности, валютных денежных средств и др.). Данную группу прямых налогов именуют реальными. Этим видом налогов облагается, прежде всего, актив, отсель и их название [англ. real – имущество].

Примером реального налога считается единый налог на вмененный доход. Данным налогом облагается потенциально вероятный валовой доход плательщика за минусом потенциально важных расходов, рассчитываемый с учетом моментов, непосредственно влияющих на получение такового дохода, на базе статистических и других изучений. Плательщиками налога считаются, как правило, субъекты малого и среднего бизнеса – физические и юридические лица, ведущие предпринимательскую деятельностьпо предложению услуг, при оплате коих большей частью применяются наличные средства (бытовые услуги, розничная торговля и др.). Величина вмененного дохода устанавливается законодательными актами субъектов РФ с учетом способов, рекомендуемых Правительством РФ.