Файл: История возникновения и развития коммерции и предпринимательства за рубежом и в России (История развития коммерции и предпринимательства в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В 1990–1991 государственной статистикой был зафиксирован рост малого предпринимательства, произошедший за счет преобразования кооперативов в малые предприятия, так как они имели право на налоговые льготы. Кроме того, сказалось отрицательное отношение населения к кооперативам. Наряду с государственной, появлялись и новые формы собственности – коллективная и частная.

Россия в конце ХХ в. совершила новый поворот и перешла на иные социально-экономические и политические отношения. Особенностью их стало введение рынка, по большей части основанного на малом и среднем бизнесе. Известный закон о кооперации, при всем его несовершенстве, оказался вполне дееспособным, открывшим новый путь в экономическом развитии страны. Но, наряду с этим, в это и последующее время проявилась масса проблем, имеющих отношение к развитию малого предпринимательства. В первую очередь они были связаны с отсутствием соответствующего законодательства и экономической поддержки государства. Имеющиеся законы во многом уже не могли быть использованы, новых создано не было. Законодательная база не поспевала за быстроменяющейся действительностью. Государственные органы, занятые в это время другими проблемами, не обращали внимания на бурное развитие малого бизнеса и связанные с ним проблемы. По большей части они ограничивались общими декларациями.[20]

Все это весьма сильно сдерживало дальнейшее развитие малого предпринимательства, и временами даже возникала опасность его свертывания. И тем не менее предпринимательская сфера развивалась довольно бурно. Достаточно сказать, что каждый год прирост произведённой продукции и услуг увеличивался примерно на 1% от общего национального валового продукта, как это исчисляли раньше. Сегодня все коммерческие структуры дают прирост, по неполным данным, примерно 4–6% валового национального дохода. Возросло и количество тех, кто уже занимается предпринимательством. Так, по данным различных социологических исследований, более 20% участвует в предпринимательстве. По неофициальным данным, в коммерческих структурах различных форм собственности и деятельности насчитывается около 20 млн сотрудников.

Электронная коммерция: Электронная торговля, в зависимости от целевой аудитории, подразделяется на несколько видов:

  1. B2B (бизнес - бизнес) – вид электронной торговли, при котором участниками сделки (покупатели и продавцы) являются предприятия. Примерами таких площадок являются: B2B.RU – российская торговая площадка с большим количеством предприятий различных отраслей, TradeKey.com - ведущая мировая площадка, которая соединяет малый и средний бизнес по всему миру для международной торговли.
  2. B2С (бизнес - потребитель) – продавцами в этом виде торговли выступают фирмы, а покупателями – конечные потребители. Примерами в данном виде торговля является любой розничный интернет – магазин.
  3. C2C (потребитель – потребитель) – при данном виде торговли потребитель выступает в роли продавца и покупателя. Обычно для этого вида торговли создаются интернет – аукционы (тендеры), в которых можно приобрести товар по наиболее выгодной цене.

Наиболее популярными площадками в данном виде торговля являются: molotok.ru, 24au.ru. Так же существуют гибридные площадки, которые включают в себя сразу несколько видов электронной торговли. Например:

  1. alibaba.com – китайский интернет – гигант, включающий в себя все вышеперечисленные виды электронной торговли;
  2. ebay.com – мировой интернет аукцион, объединяющий в себе и B2C и C2C торговли;
  3. tiu.ru – крупнейшая российская торговая площадка, объединяющая в себе B2B и B2C – торговли.[21]

Глава 3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

По состоянию на 1 января 2015 года, по данным Росстата, в Российской Федерации зарегистрировано и действует 4,5 млн. субъектов малого и среднего предпринимательства, на которых занято более 18 млн. человек, что составляет 25% от общего числа занятых в экономике.

Основу сектора МСП по количеству хозяйствующих субъектов составляют ИП – 2,4 млн. или 53,3% всех МСП и микро-предприятия – 1,9 млн. или 41% всех МСП. Малые предприятия составляют 5,2%, а средние – 0,3% от общего количества субъектов МСП. При этом на микро-предприятиях и в сегменте ИП трудится более половины всех занятых в секторе МСП - 55%.

Таблица 1

Основные показатели деятельности субъектом малого и среднего предпринимательства в РФ за 2014 г.[22]

Микро-предприятия

Малые предприятия

Средние предприятия

ИП

Все категории МСП

Кол-во субъектов МСП, тыс. ед.

1868,2

235,6

13,7

2413,8

4531,3

Доля в секторе МСП, %

41,2

5,2

0,3

53,3

100,0

Среднесписочная Численность работников, тыс. чел.

4331,1

6358,4

1585,8

5645,7

18021,0

Выручка субъектов МСП, млрд. руб.

9699,3

16692,9

5027,8

10447,5

41867,5

В течение 2010-2014гг. по количеству предприятий сектор МСП демонстрировал положительную динамику только для категорий малых и микро-предприятий, хотя за последние 2 года темпы роста и этого сегмента существенно замедлились. Так, количество микро- и малых предприятий за 5 лет выросло на 28% - с 1644,3 тыс. в 2010 году до 2103,8 тыс. в 2014 году. Количество микро-предприятий в 2014 году увеличилось почти на треть по сравнению с 2010 годом и достигло 1868,2 тыс.  Вместе с тем, прирост микро-предприятий в 2014 году по сравнению с 2013 годом составил 40 тыс., что составляет лишь 2,2%.


Количество занятых на малых и микро-предприятиях в 2010-2014гг. также продемонстрировало положительную динамику: занятость на микро-предприятиях выросла на 34% (с 3 320 тыс. чел. в 2010 году до 4431,1 тыс. чел. в 2014 году), а занятость на микро- и малых предприятиях выросла на 10,2% (с 9 790,2 тыс. чел. в 2010 году до 10 789,5 тыс. чел. в 2014 году).

Оборот микро- и малых предприятий за 5 лет стабильно рос и составил в 2014 году 26392,2 млрд. руб., что на 40% выше, чем в 2010 году - 18933,8 млрд. руб.

В период с 2013 по 2015 год количество малых предприятий снизилось на 46 тыс. ед. (2,23%), что является серьезной проблемой экономики страны (Приложение 2).

В 2014 году на одном среднем предприятии трудились, в среднем, 121 человек, на малом – 6 человек, на микро-предприятии – 3 человека (Таблица 3). За последние 4 года, 2011-2014, среднее количество занятых на микро-и малых предприятиях оставалось практически стабильным.

Таблица 2

Средняя численность работников в расчете на одно предприятие в РФ за 2011-2015гг.[23]

Малые предприятия

Средние предприятия

Год

2011

2012

2013

2014

2015

2011

2012

2013

2014

2015

Всего чел.

6

6

6

6

5

129

127

125

121

119

Рис.1. Отраслевая структура деятельности малых предприятий за 2015 год, %

Наибольшее количество малых предприятий на протяжении последних десяти лет открывается и активно действует в оптово-розничной торговле (35–49%) вследствие простоты методов сокрытия выручки и увеличения прибыльности фирм.

Рис.2. Отраслевая структура деятельности средних предприятий, 2015 г.

Общая статистика банкротства предприятий и компаний на территории России говорит о том, что банкротами в прошлом году было признано 14500 компаний. Эта цифра возросла на 10%, если сравнивать показатель по сравнению с 2013 годом. Аналитические данные показывают, что больший рост банкротства предприятий и компаний наблюдается в столичном регионе: там призваны банкротами 1900 компаний, что на 46% больше, если сравнивать с 2013 годом. Второе место удерживает город Санкт-Петербург, на его территории признали себя банкротами примерно 600 предприятий. Банкротства, которые были зафиксированы в 2014 году, являются прямым следствием замедления экономического роста.


Текущее состояние экономики РФ: 2015 год оказался по-настоящему кризисным, при этом прогнозы на 2016 год далеки от оптимистичных. Вместе с тем, многие российские компании не просто «выживают» в условиях кризиса, а продолжают развиваться, инвестировать и осваивать новые рынки.

Таблица 3

Макроэкономические показатели состояния российской экономики за 2011-2015гг.[24]

2011

2012

2013

2014

2015

Темп прироста ВВП

4,3

3,4

1,3

0,7

-3,7

Индекс промышленного производства

4,7

2,6

0,3

1,7

-3,4

Индекс роста в обрабатывающей промышленности

6,5

4,1

0,1

2,1

-5,4

Динамика инвестиций в основной капитал — это важнейший показатель и условие экономического развития страны. Близкие к нулю или минусовые значения роста этого показателя свидетельствуют о том, что предприниматели в целом не наращивают объемов производства, а, следовательно, реальное развитие экономики практически отсутствует.

Рис.3. Динамика инвестиций в основной капитал в РФ за 2015 год, %[25].

В условиях увеличивающейся стоимости заемных средств рост фискальной нагрузки создает дополнительные риски для и без того снижающейся инвестиционной активности компаний. Данный показатель третий год подряд находится в отрицательной зоне (прогноз на 2016 год в базовом варианте — падение инвестиций на 1,6 %). На протяжении 2010–2012 годов темпы роста инвестиций в основной капитал не опускались ниже 6 %

Рис.4. Экспорт и импорт РФ за 2011-2015 гг., млрд долл.[26]

На долю трех ключевых товарных групп российского экспорта (топливно-энергетические товары, металлы и изделия из них, продукция химической промышленности и каучук) в январе–декабре 2015 г. суммарно приходилось 79,9 % стоимостного объема российского экспорта.

По объему промышленного производства Россия, завершив 2014 год в небольшом плюсе (3,9% годовых), в феврале нырнула ниже нуля и там оставалась в течение всего года. Наибольший спад наблюдался в мае, когда в годовом выражении - то есть по отношению к предыдущему маю - промышленность просела до -5,5%.

По сравнению с прежними промышленными рецессиями новейшей истории России (1997-1998 и 2008-2009) нынешняя характеризуется более плавными темпами спада.


Рис. 5. Объем промышленного производства в РФ в 2015 году, %[27]

Рис.6. Ставка по рублевым кредитам нефинансовых организаций сроком до года, %[28].

Несмотря на мрачные прогнозы некоторых экономистов, уверенных в скором полном вымывании золотовалютных резервов страны, в течение 2015 года они оставались стабильными.

Банку России не пришлось с прежней интенсивностью продавать валюту для поддержания рубля - соответствующая политика осталась в 2014 году, уступив место новой, которую можно охарактеризовать как "свободно плавающий рубль, но плавающий под присмотром". То есть ЦБ в большинстве случаев не расходует резервы на поддержание рубля, а тем более не устанавливает коридоров, при приближении к границам которых он воздействовал бы на курс (как это было раньше). Однако в случае резких колебаний на валютном рынке регулятор оставляет за собой право вмешаться. Весной и летом Центробанку удалось воспользоваться временным укреплением рубля и пополнить резервы.

Рис. 7. Объем золотовалютных резервов России, млрд. долл.[29]

После нескольких лет бурного роста текущий год оказался непростым испытанием для бизнеса, причем это касается компаний любого формата — от небольших стартапов и семейного бизнеса до крупных компаний федерального масштаба. Девальвация рубля, резкое снижение нефтяных котировок с конца лета, санкции со стороны стран Запада, кризис ликвидности у банков и рост ставок по кредитам — это лишь самые заметные изменения. В первую очередь резкое падение спроса уже почувствовали автопроизводители, а ввод санкций на ввоз некоторых категорий продуктов поставило под угрозу функционирование целого ряда компаний. Сокращение спроса ожидается и в секторе услуг, так как падение доходов населения приведет к переориентации этого самого спроса».  Кризис в России 2014, 2015 годов был спровоцирован резким спадом цен на поставляемые в страны Европы энергоресурсы.

Больной темой для российского бизнеса может стать налоговая политика. Государству выгоднее повысить налоги, так как госбюджет не способен в полной мере удовлетворить все потребности страны.[30]

2015 год повлек за собой те же проблемы, что семь лет назад принес 2008-й: сокращения на производстве и рост ставок по банковским кредитам.

Продуктовое эмбарго уже стимулирует развитие местных рынков через импорт замещение. Кризис может стать удачным временем для заключения выгодных сделок, которые при нормальном развитии экономики оказались бы невозможными.