Файл: Анализ методов изучения типов темперамента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность

Психодиагностическое изучение типа темперамента является актуальной для современной психологии проблемой. Это обусловлено потребностями практики в данных об особенностях психики.

Объектом курсовой работы является темперамент.

Предметом курсовой работы стали методы изучения типов темперамента.

Целью курсовой работы является анализ методов изучения типов темперамента, изучение взаимозаменяемости данных методов.

Гипотеза исследования

Предполагается, что критерии, по которым определяется темперамент, диагностируемые разными методиками, взаимосвязаны между собой.

Исходя из объекта, предмета, гипотезы и цели курсовой работы нами были поставлены следующие задачи:

  1. Изучение теоретических основ исследования формально-динамических свойств личности.
  2. Сравнительный анализ диагностических методик исследования темперамента и его свойств.

Теоретические основы

Теоретическую основу работы составляют труды: И.П. Павлова, теория формально-динамических свойств личности В.М. Русалова и гуморальная теория Гиппократа.

Методы

В качестве методов исследования мною были использованы - теоретический метод: анализ литературы, обобщение, систематизация, математико-статистический анализ и практический метод: опрос.

Методики исследования:

В курсовой работе мною были использованы опросник Г.Ю. Айзенка и Павловский опросник темперамента (PTS) Я.Стреляу.

Практическое значение проведенного исследования

Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты этого анализа могут быть применены специалистами по психологии при диагностике темперамента и его свойств.

Вопрос 1. Теоретические основы исследования формально-динамических свойств личности

Психика каждого индивидуума уникальна. Её неповторимость выражается в особенностях физиологического, биологического строения и становления организма. К воздействию, обусловленному на биологическом уровне, относят, в первую очередь, темперамент.


Темперамент – одна из ведущих задач дифференциальной психологии и психофизиологии. Он представляет из себя наиболее общую формально-динамическую характеристику персонального поведения человека.

Перевод темперамента с латинского – "смесь", "соразмерность". Древнейшее описание темпераментов принадлежит "отцу" медицины Гиппократу. Он полагал, что темперамент человека определяется тем, какая из четырех жидкостей организма доминирует: в случае если доминирует кровь ("сангвис" по-латыни), т.е. активный, резвый, бодрый, компанейский, просто переносит жизненные проблемы и трудности. В случае если доминирует желчь ("холе"), то человек станет холериком – желчный, вздорный, возбудимый, несдержанный, довольно подвижный человек, с резвой сменой настроения. В случае если доминирует слизь ("флегма"), то характер будет равнодушный – размеренный, медленный, уравновешенный человек, медлительно, с трудом переключающийся с одного вида работы на иной, дурно приспосабливающийся к чему-то новому. В случае если доминирует темная желчь ("мелана-холе"), то получается меланхолик – робкий и восприимчивый человек, предрасположенный к тому, чтобы печалиться, он быстро утомляется, излишне чувствителен к невзгодам.

Академик И. П. Павлов изучал физиологические основы темперамента, обратив внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Он показал, что два ведущих нервных процесса – возбуждение и торможение – отображают работу головного мозга. От рождения они у всех различны по силе, обоюдной уравновешенности, подвижности. В зависимости от соотношения данных качеств нервной системы, Павлов выделил четыре основных типа высшей нервной деятельности:

  • "безудержный" (сильный, подвижный, неустойчивый тип нервной системы (н/с) – соответствует темпераменту холерика);
  • "живой" (сильный, подвижный, уравновешенный тип н/с соответствует темпераменту сангвиника);
  • "спокойный" (сильный, уравновешенный, пассивный тип н/с соответствует темпераменту флегматика);
  • "слабый" (слабый, неустойчивый, малоподвижный тип н/с обусловливает темперамент меланхолика).

Сообразно представлениям В. М. Русалова, темперамент - психосоциобиологическая категория, базисное образование психики, определяющее все достояние содержательных характеристик человека.

Характеристика темперамента:

1) темперамент отображает формальный аспект деятельности и не находится в зависимости от ее цели, значения и мотива;

2) характеризует индивидуально-типичную меру энергетического напряжения и отношение к миру и себе;


3) универсален и имеет место быть во всех сферах жизнедеятельности;

4) может проявляться уже в детстве;

5) устойчив в направление долговременного периода жизни человека;

6) высоко коррелирует со свойствами биологических подсистем (нервной, гуморальной, телесной и т.д.);

7) передается по наследству.

В. М. Русалов при разработке собственной теории темперамента опирался на учение П. К. Анохина об акцепторе действия (функциональной системе порождения и корректировке любого поведенческого акта) и на данные нейропсихофизиологии. В соответствии с четырьмя блоками функциональной системы П. К. Анохина: 1) афферентного синтеза (сбора сенсорной информации по всем каналам), 2) программирования (принятия решения), 3) исполнения и 4) обратной связи, - В. М. Русалов подчеркнул четыре формально-динамических качества темперамента:

  • эргичность (выносливость),
  • пластичность,
  • скорость,
  • эмоциональность (чувствительность).

В. М. Русалов акцентировался на том, что взаимодействие человека с предметным (субъект-объектным) и общественным (субъект-субъектным) воздействует на формирование разных формально-динамических характеристик. В следствие этого В. М. Русалов выделяет 8 блоков, образующих структуру темперамента:

1. Предметная эргичность - желание интеллектуального и физического напряжения, избыток или недостаток сил.

2. Социальная эргичность - открытость для общения, широта контактов, легкость установления связей.

3. Предметная пластичность - вязкость или эластичность мышления, способность переключаться с одного типа работы на другой, стремление к разнообразию.

4. Социальная пластичность - выдержанность или же расторможенность в общении.

5. Предметный темп - это скорость моторно-двигательных операций.

6. Социальный темп - речедвигательная энергичность, способность вербализации.

7. Предметная эмоциональность - мера чувствительности к расхождению итога реального и желаемого.

8. Социальная эмоциональность - ощущение уверенности в процессе общения, мера волнения по поводу неудач в общении.

Основываясь на данную теорию В. М. Русалов разработал методику «Опросник структуры темперамента» (ОСТ).

Психологическая характеристика типов темперамента определяется следующими качествами: сензитивностью, реактивностью, соотношением реактивности и активности, темпом реакций, пластичностью – ригидностью, экстраверсией – интроверсией, эмоциональной возбудимостью.

Рассмотрим характеристики четырех типов темперамента.


1. Холерик – это человек, нервная система которого определяется доминированием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует довольно быстро, нередко легкомысленно, не успевает затормозить, сдержаться, показывает нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность, несдержанность. Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его энергичности и бодрости: увлекшись каким-либо делом, он страстно, с абсолютной отдачей трудится, но сил ему хватает на некоторое время, и, как только они истощаются, он дорабатывается до такого состояния, что ему все невмоготу. Чередование положительных циклов взлета настроения и активности с отрицательными циклами регресса, депрессии обусловливает неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к появлению невротических срывов и всяческих конфликтов с другими людьми.

2. Сангвиник – человек с крепкой, устойчивой, подвижной н/с, обладает быстрой скоростью реакции, его действия обдуманны, он жизнерадостен, благодаря чему его охарактеризовывает высочайшая сопротивляемость жизненным трудностям. Подвижность его нервной системы обусловливает изменчивость эмоций, привязанностей, интересов, взглядов, высшую приспособляемость к новым условиям. Это коммуникабельный человек. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда имеется большое количество заманчивых, т.е. при постоянном возбуждении, в противном случае он делается кислым, вялым, отвлекается. В стрессовой ситуации проявляет "реакцию льва", т.е. активно, обдуманно защищает себя, борется за нормализацию обстановки.

3. Флегматик – человек с крепкой, уравновешенной, но инертной н/с, вследствие чего реагирует медленно, неразговорчив, эмоции проявляются замедленно (трудно рассердить, развеселить); владеет высочайшей работоспособностью, отлично сопротивляется сильным и длительным раздражителям, препятствиям, но не способен быстро реагировать во внезапных новых ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, жизненный распорядок, работу, новых друзей, непросто и замедленно приспосабливается к новым условиям. Настроение стабильное, ровное. И при серьезных неприятностях флегматик остается внешне размеренным.

4. Меланхолик – человек со слабой н/с, обладающий высокой чувствительностью даже к слабым раздражителям, а мощный раздражитель уже может вызвать "срыв", "стопор", потерянность, "стресс кролика", в следствие этого в стрессовых ситуациях (экзамен, соревнования, угроза и т. п.) результаты деятельности меланхолика могут усугубиться, по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Завышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности (требуется более продолжительный отдых). Незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Настроение довольно переменчиво, но обычно меланхолик постарается утаить, не проявить внешне собственных эмоций, не выдает своих переживаний, хотя весьма склонен отдаваться переживаниям, нередко печален, подавлен, неуверен в себе, тревожен, у него могут возникнуть невротические расстройства. Впрочем, владея высокой чувствительностью н/с, меланхолики часто являются обладателями выраженных художественных и интеллектуальных способностей.


Однако, стоит принимать во внимание, что деление на типы темперамента достаточно относительное, так как чистых типов практически не существует. Человек может обладать характерными чертами как меланхолика, так и сангвиника и при этом быть холериком. Благодаря Г. Айзенку и К. Юнгу типы темперамента теперь еще и обладают признаками экстраверсии и интроверсии. Чаще принято говорить о смешанных типах темперамента.

Методики (Анализ достоинств и ограничений)

Рассмотрим преимущества и недостатки некоторых методик на определение типа темперамента, которые представлены в виде таблицы 1.

Таблица 1

Номер

Название методики

Преимущества

Ограничения

1.

Тест-опросник Айзенка

Широко используется,

Наглядность представленных результатов,

простота применения,

легкость обработки результатов.

Высокие коэффициенты внутренней согласованности вопросов всех составляющих тест шкал.

Адаптация данной методики полностью не закончена. Результат проводимых адаптационных мероприятий в течении нескольких лет, не успевает за изменениями социальной ситуации, и требует доработки.

Возможности фальсификации ответов.

Существование риска субъективных искажений.

2.

Павловский темпераментальный опросник (PTS)

Широко используется,

Простота применения,

Высокие коэффициенты внутренней согласованности вопросов всех составляющих тест шкал.

Вопросы непросты для понимания, характеризуются высокой степенью социальной желательности,

Вероятность неискренности очень высока.

Настоящий опросник заметно отличается от русскоязычной версии авторского варианта теста, которая приводится в многочисленных отечественных методических пособиях.

3.

Опросник структуры темперамента (ОСТ) Русалова

Широко используется,

Наглядность представленных результатов,

простота применения,

легкость обработки результатов.

Высокие коэффициенты внутренней согласованности вопросов всех составляющих тест шкал.

Вероятность неискренности очень Возможности фальсификации ответов высока.

Существование риска субъективных искажений.

4.

Опросник Леонгарда-Шмишека. Тест предназначен для выявления акцентуированных свойств характера и темперамента лиц подросткового, юношеского возраста и взрослых.

Функциональность (тест может применяться в любой возрастной группе),

Комплектность (тест позволяет дифференцировать широкий спектр особенностей личности),

Эффективность результатов.

Невысокая валидность и надежность опросника,

Отсутствие нормативных данных для разных выборок,

Предлагаемый способ нормирования шкал не представляется корректным,

Наличие разных переводов первоисточника, многие из которых не согласуются друг с другом,

Наличие разночтений в ключах.