Файл: Психологические способы воздействия в процессе общения (Роль внушения как способа психологического воздействия в проведении «Чудовищного эксперимента»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Общение является актуальной проблемой на сегодняшний день, потому что это абсолютно необходимое условие жизни людей, без него невозможно полноценное развитие у человека ни одной психической функции или психического процесса и личности. Совместная деятельность людей невозможна без установления контакта между людьми, без взаимопонимания.

Каждый из нас ежедневно в той или иной степени влияет на окружающих и сам является объектом многостороннего влияния. Мы живем в мире психологических воздействий, и всю историю психологической мыслили можно трактовать как историю поисков ответа на вопрос о сущности, природе, критериях эффективности психологического воздействия, как развитие взглядов и подходов к объяснению закономерностей и механизмов функционирования данного явления, а также объективных и субъективных условий и факторов, определяющих эффективность самого процесса.

Проблема воздействия занимает особое место в психологической науке, поскольку именно в ней наиболее сконцентрированы принципиальные вопросы, связанные с управлением психологическими явлениями. Именно в проблематике психологического воздействия, пожалуй, как нигде более рельефно выражена связь запросов и требований социального заказа сегодняшнего дня, общественной практики и потребностей развития психологической науки в целом, и прежде всего социальной психологии.

Современные тенденции общественного и личностного развития определяют, что психологические воздействия на современном этапе развития психологической науки выступают как одно из актуальных направлений психологического знания. Однако, несмотря на это, данная проблема продолжает оставаться, пожалуй, наиболее популярной и актуальной сферой исследовательских и практических интересов психологии, вызывает бурные споры и полемики среди не только психологов-теоретиков, но и психологов-практиков. Такая ситуация связана, прежде всего, с тем, что данная предметная область прямо выходит на рассмотрение и детальное изучение механизмов, способов и методов управления психическими явлениями; определяет общую логику развития и основную «сверхзадачу» психологии как научно-практической дисциплины, указывает на наиболее проблемные узлы соприкосновения психологической науки и общественной практики, социального заказа.


Исходя из обозначенного проблемного поля, тема данной работы сформулирована как «Психологические способы воздействия в процессе общения».

Объектом работы является социально-психологическое воздействие.

В качестве предмета работы выступают механизмы социально-психологического воздействия в общении.

Цель работы ‑ изучение психологических способов воздействия при общении.

В контексте обозначенной цели, а данной работе реализуются следующие задачи:

1) проанализировать понятие «общение» с точки зрения психологической науки;

2) рассмотреть феномен психологического воздействия в процессе общения в психологической науке;

3) изучить основные способы психологического воздействия в процессе общения в психологической науке.

Теоретическая значимость данной работы заключается в системном анализе феномена психологического воздействия в процессе общения, а именно о существующих способах. Практическая значимость работы – возможность использования полученного анализа исследования по заданной теме в методических пособиях, учебниках, курсах лекционных и семинарских занятий.

Структура работы: 3 раздела, список использованных источников.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПО ПРОБЛЕМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СПОСОБОВ ВОЗДЕЙСТВИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ

1.1. Понятие «общение» в психологической науке

Проблематике общения в психологической науке принадлежит особое место. Понятие «общение» является базовой категорией психологии, в теоретическое осмысление которой внесли свой вклад такие ученые, как И. М. Сеченов, В. М. Бехтерев, А. Ф. Лазурский, В. Н. Мясищев, Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев и др. [16].

Опираясь на исследования К. Обуховского, А. А. Леонтьева, К. А. Абульхановой-Славской, определяющих общение в виде качества взаимодействия, реализуемого между участниками ‑ носителями активности, становится возможным охарактеризовать общение как взаимодействие двух и более индивидов, направленное на согласование и объединение их совместных усилий с целью налаживания взаимоотношений и достижения определенного общего результата [6]. А. А. Бодалев [1] и С. Д. Смирнова [15] предполагали наличие отзыва при общении партнеров, Б. Ф. Ломов общение определяет как взаимодействие субъектов. А. Н. Леонтьев определяет общение как вид деятельности, который носит название коммуникативная [6].


На современном этапе развития общественной жизни все большую актуальность приобретает понятие «коммуникация», зачастую отождествляемая с общением. Однако данные дефиниции необходимо строго дифференцировать. Общение определяется как взаимодействие двух и более индивидов, заключающееся в обмене информацией познавательного либо аффективного характера знаниями и эмоциями [9]. В свою очередь, Л. С. Выготский, В. П. Курбатов, А. А. Леонтьев и др. придерживаются подхода, основанного на отождествлении понятий «общение» и «коммуникация» [6].

Коммуникация в энциклопедических источниках при этом трактуется как «путь сообщения, общение». Ю. Д. Прилкж, основываясь на лингвистических современных и исторических значениях данных терминов доказывает тождественность их в этимологическом и семантическом смыслах, признает их равноправность. Синонимичных позиций придерживаются и такие зарубежные ученые, как Т. Парсонс и К. Черри. Т. Парсонс коммуникацию трактует как общение, взаимодействие между индивидами. К. Черри ориентируется на определение коммуникации как социального явления, социального общения с применением множества систем связи, среди которых ведущими выступают речь и язык [9].

Другой подход, разделяющий понятия «коммуникация» и «общение», основан на исследованиях М. С. Кагана, где ученый разделяет данные понятия по характеру связи: коммуникация ‑ это субъект-объектная связь, при которой субъект лишь передает информацию, а объект воспринимает ее как пассивный получатель, задача которого заключается в правильном декодировании информации. Соответственно коммуникация является однонаправленным процессом. В то же время общение представляет собой субъект-субъектную связь между соучастниками общего дела ‑ происходит циркуляция информации между равно активными партнерами. Поэтому коммуникация ‑ монологична, а общение ‑ диалогично.

Г. М. Андреева также рассматривает общение, как более широкую категорию, представленную коммуникативной стороной ‑ обмен информацией; интерактивную ‑ взаимодействие между индивидами ‑ обмен не только знаниями, но и действиями; перцептивную ‑ восприятие и познание партнеров по общению и установление между ними взаимопонимания [9].

Общение в контексте теории информационного обмена представляет собой процесс информационного обмена, ориентированный на установление и сохранение вербального взаимодействия между людьми [16].

Приверженцы теории необихевиоризма (Н. Миллер, Д. Доллард, А. Бандура, Р. Уолтерс, Дж. Тибо, Г. Келли, Дж. Хоманс и др.) ориентировались на исследование контактов и межличностного взаимодействия. Теория агрессии и фрустрации Н. Миллер и Д. Долларда основана на состояниях фрустрационно-агрессивного драйва; в модельно-стимульной теории А. Бандуры и в работах Р. Уолтерс трактуются причины имитации в общении, акцент установлен на отрицательном опыте, возникающем посредством подкрепления мотивации общения [12].


В теории интерперсонального поведения В. Шутца рассматривался опыт детских межличностных отношений в рамках идентификации ребенка с родителями. Среди теорий общения, соответствующих психоаналитическому направлению, относится теория Э. Берна [12].

Б. Г. Ананьев в качестве механизма, служащего источником установления взаимоотношений, рассматривал деятельность, реализуемую в труде, общении, учении и игре [1].

А. А. Леонтьевым теоретическая концепция общения основывалась на развитии теории речевой деятельности. Согласно ориентационному параметру, он выделяет следующие виды общения: предметно-ориентированное, ориентированное и личностно-ориентированное [6]. В. Н. Мясищевым охарактеризованы ведущие содержательные и формальные характеристики процесса общения, выступающего в качестве процесса взаимодействия личностей [3].

Е. П. Ильин определяет общение с позиций особого вида коммуникации, обусловленного наличием между реальными субъектами реального контакта, что приводит к их взаимовлиянию и взаимопониманию [1].

В этой связи, общение – универсальная реальность, в которой зарождаются, существуют и проявляются в течение всей жизни психические процессы, состояния и поведение человека. Это «взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного характера»; «обмен информацией, эмоционально-чувственной и рациональной и деятельностью» [15].

По содержанию общение подразделяется на материальное, когнитивное, деятельное, кондиционное и мотивационное; по целям общение классифицируется на биологическое и социальное. Среди частных видов общения выделяют деловое, личностное, инструментальное, целевое. Общение по формам бывает прямым и косвенным; непосредственным и опосредованным; вербальным и невербальным [6].

Выделяют также типы межличностного общения: императивное, манипулятивное, монологическое общение [15].

В качестве основных функций общения М. И. Лисина выделяет следующие:

1. Прагматическая функция общения реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.

2. Формирующая функция общения проявляется в процессе формирования и изменения психического облика человека. В ходе развития внешние, опосредованные общением формы взаимодействия взрослого и ребенка трансформируются во внутренние психические функции и процессы.

3. Функция подтверждения – в процессе общения человек получает возможность познать, утвердить и подтвердить себя. Повседневный опыт общения изобилует процедурами, организованными по принципу подтверждающей терапии: ритуалы, знакомства, приветствия, именования, оказание различных знаков внимания. Эти процедуры направлены на поддержание у человека «минимума подтвержденности».


4. Функция организации и поддержания межличностных отношений. Восприятие других людей и поддержание с ними различных отношений ‑ от интимно-личностных до сугубо деловых ‑ для любого человека неизменно связано с оцениванием людей и установлением эмоциональных отношений – позитивных или негативных.

5. Внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю и внешнюю речь, построенную по типу диалога). Рассматривается как универсальный способ мышления человека.

Формами общения можно назвать коммуникативную деятельность, характеризующуюся определенным этапом развития, представляющую собой совокупность характеристик и черт. Развитие коммуникативных способностей (общения) претерпевает изменение по ходу возникновения таких параметров, как время возникновения новой формы общения; место общения в жизнедеятельности индивида; содержание удовлетворяемых при данной форме общения потребностей; мотивы, побуждающие к новой форме общения; средства общения, посредством которых реализуются коммуникации [7].

Таким образом, при определении общения ученые вкладывают в данную дефиницию различный смысл: общение рассматривается в контексте взаимодействия; общение служит стороной деятельности; общение отождествляется с коммуникацией и т.д. Данное понятие носит столь широкое и многогранное значение, что определить его точную формулировку в настоящее время исследователям очень сложно, т.к. каждый из них видит его сквозь призму своих собственных научных изысканий.

1.2. Феномен психологического воздействия в процессе общения в психологической науке

В научно-психологической литературе термин «психологическое воздействие» рассматривается и как процесс изменения, и как процесс управления разнообразными проявлениями человека. Разбирая и анализируя данную дефиницию, Так, Г. Мюнстерберг понятие воздействие понимал как преобразование души для достижения власти над данным психологическим положением [10]. Таким образом, понятие воздействие подразумевает под собой некое давление (скрытое или явное) на другой объект с целью доминирования над ним.

Ф. Зимбардо и М. Ляйппе представляют психологическое воздействие как поведение человека с целью изменения того, как другой человек ведет себя, что он чувствует или думает [2]. Для отечественной психологии данный феномен также рассматривается в плоскости изменения, преобразования различных психологических проявлений, где рассматривается как центральная категория вообще психологии, изучению которой, так или иначе, посвящена вся история науки; как категория социально-психологической теории; как понятие, показывающее философскую сущность взаимодействия; как понятие социальной психологии; как функция общения [14].