Файл: Распределение и использование прибыли как источник экономического роста предприятий (Экономическое содержание прибыли, ее виды и функции).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 57
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Экономическое содержание прибыли, ее виды и функции
1.2. Распределение и использование прибыли на предприятии
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МЕХАНИЗМА ОБРАЗОВАНИЯ, РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ ЗАО «ТАРКИ-ТАУ»
2.1. Общая организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Анализ доходов и расходов предприятия
2.3. Анализ распределения и использования прибыли предприятия
2.4. Факторный анализ прибыли от продаж
3.1. Мероприятия, направленные на повышение уровня прибыли и показателей рентабельности
3.2. Планирование финансовых результатов деятельности предприятия
Как видно, статьи управленческих и коммерческих расходов на предприятии отсутствуют.
Данные таблицы 2.5. наглядно показывают зависимость уровня прибыли от размера общих удельных затрат. Сокращение издержек на рубль товарной продукции сопровождается одновременным ростом прибыли от продажи на 1 рубль выручки. И наоборот, увеличение себестоимости продукции на рубль выручки в 2016 году на 0,08 пункта отрицательно сказалось на прибыли от продажи единицы продукции.
Далее, в целях более глубокого изучения прибыли необходимо проанализировать ее динамику. Анализ динамики прибыли также проводится на основании формы №2 «Отчет о финансовых результатах».
2.3. Анализ распределения и использования прибыли предприятия
Основным показателем доходности предприятия является прибыль. Прибыль – это денежное выражение накоплений, создаваемых предприятием. Изменение доходности предприятия можно проследить на основе динамики прибыли и ее составляющих.
Прибыль является важнейшей экономической категорией и основной целью финансово-хозяйственной деятельности любого коммерческого предприятия. Прибыль характеризует общий доход, полученный предприятием за определенный период. Она свидетельствует о конкурентоспособности производимой предприятием продукции, а ее рост о повышении эффективности производства.
Рассмотрим, как изменялся уровень прибыли в ЗАО «Тарки-Тау» за анализируемые периоды.
Данные отчета о прибылях и убытках исследуемого предприятия за 2014 – 2016 г.г. представлены в таблице 2.6.
Данные отчета о прибылях и убытках и таблицы 2.6. показывают, что прибыль от продаж имела наибольшее свое значение в 2015 отчетном году (9841 тыс. руб.), несмотря на то, что в целом объем выручки снизился в данном периоде на 6555 тыс. руб. В 2014 году прибыль от продаж была равна 6049 тыс. руб., а в 2016 году 3009 тыс. руб. что на 69,42 % (6832 тыс. руб.) меньше чем в 2015 году. Данное положение обусловлено различными темпами роста себестоимости произведенной продукции и выручки от ее реализации.
Таблица 2.6. Финансовые результаты ЗАО «Тарки-Тау», тысяч рублей |
|||||||
Показатели |
Расчетный период |
Изменения |
|||||
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2015/2014 |
2016/2015 |
|||
тыс. руб. |
тыс. руб. |
тыс. руб. |
абс. откл. (+,-) |
темп роста (%) |
абс. откл. (+,-) |
темп роста (%) |
|
1 |
2 |
4 |
6 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг |
93229 |
86674 |
87510 |
-6555 |
92,97 |
836 |
100,96 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг |
87180 |
76833 |
84501 |
-10347 |
88,13 |
7668 |
109,98 |
Валовая прибыль |
6049 |
9841 |
3009 |
3792 |
162,69 |
-6832 |
30,58 |
Прибыль (убыток от продаж) |
6049 |
9841 |
3009 |
3792 |
162,69 |
-6832 |
30,58 |
Проценты к получению |
- |
923 |
1345 |
- |
- |
422 |
145,72 |
Проценты к уплате |
981 |
2002 |
2219 |
1021 |
204,08 |
217 |
110,84 |
Прочие доходы |
20289 |
20452 |
22913 |
163 |
100,80 |
2461 |
112,03 |
Прочие расходы |
24430 |
21932 |
23533 |
-2498 |
89,77 |
1601 |
107,30 |
Прибыль (убыток до налогообложения) |
927 |
7282 |
1515 |
6355 |
увел в 7,9 раза |
-5767 |
20,80 |
Отложенные налоговые активы |
44 |
176 |
5 |
132 |
увел в 4 раза |
-171 |
2,84 |
Отложенные налоговые обязательства |
78 |
61 |
81 |
-17 |
78,21 |
20 |
132,79 |
Налог на прибыль |
812 |
1984 |
363 |
1172 |
увел в 2,4 раза |
-1621 |
18,30 |
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода |
81 |
5413 |
1076 |
5332 |
увел в 66,83 раза |
-4337 |
19,88 |
Темпы роста выручки от реализации продукции и ее себестоимостью равны:
- в 2015 году: 92,97 % и 88,13 %;
- в 2016 году: 100,96 % и 109,98 % соответственно.
Качество прибыли от основной деятельности считается высоким, если ее увеличение сопровождается ростом объема продаж, снижением себестоимости продукции. Низкое качество прибыли характеризуется ростом цен на продукцию без увеличения физического объема продаж и снижения затрат на рубль продукции.
Увеличение прибыли от продаж на 62,69 % и процентов к получению на 422 тыс. руб., с одновременным снижением прочих расходов на 10,23 % в 2015 году, привело к соответствующему росту прибыли до налогообложения на 6355 тыс. руб. (увеличение составило 4 раза) и чистой прибыли, размер которой возрос в 66,83 раза и составил 5413 тыс. руб.
Рост выручки от реализации продукции на 836 тыс. руб. в 2016 году не принес предприятию высоких финансовых результатов. Их размеры напротив, снизились: прибыль от продаж – на 69,42% (или на 6832 тыс. руб.), прибыль до налогообложения – на 79,2 % или (5767 тыс. руб.), а чистая прибыль отчетного периода на 80,12 % (4337 тыс. руб.). Значительную долю в объеме доходов предприятия в 2016 году занимают проценты к получению. Их рост на 45,72 % или на 422 тыс. руб., а также рост прочих доходов на 12,03 % или на 2461 тыс. руб. позволили предприятию избежать больших потерь и получить чистую прибыль в размере 1076 тыс. руб.
Причиной данного факта является рост себестоимости продукции на 9,98 %, прочих расходов на 7,30 %, процентов к уплате на 10,84 % и рост отложенных налоговых обязательств на 32,79 %.
Снижение уровня себестоимости в 2015 году связано с приобретением предприятием нового более технологичного оборудования, что позволило сократить расходы, связанные с производством макаронных изделий и расширить их ассортимент. Однако в 2016 году, вследствие роста стоимости сырья, коммунальных расходов и технического обслуживания основных фондов стоимость производства вновь возросла.
Отложенные налоговые активы возросли в 2015 году в 4 раза, что составило 132 тыс. руб. К 2016 году данный вид активов сократился на 97,16 % или на 171 тыс. руб.
Как видно из графика чистая прибыль сокращается быстрее, чем прибыль от продажи и прибыль до налогообложения, что нельзя назвать положительным моментом.
Рассмотрим, как использовалась предприятием полученная прибыль в исследуемых периодах.
Направления использования чистой прибыли определяются предприятием самостоятельно, а в акционерных обществах - по решению общего собрания акционеров.
Для повышения эффективности производства очень важно, при распределении чистой прибыли добиваться оптимизации пропорций между капитализируемой и потребляемой ее суммой с целью обеспечения:
- необходимого объема инвестиций для производственного развития;
- необходимой нормы доходности на инвестированный капитал собственникам предприятия.
Если предприятия облагаются очень высокими налогами, то это не стимулирует развитие производства, в связи, с чем сокращается объем производства продукции и как результат поступление средств в бюджет.
То же может произойти, если всю сумму прибыли использовать на материальное стимулирование работников предприятии. В этом случае в перспективе уменьшится производство продукции, так как не будут обновляться основные производственные фонды, что может привести к сокращению рабочих мест.
Если же уменьшается доля прибыли на материальное стимулирование труда, то это в свою очередь приведет к снижению материальной заинтересованности и как следствие к снижению эффективности производства.
Для налоговых органов и предприятия большой интерес представляет налогооблагаемая прибыль.
Использование прибыли ЗАО «Тарки-Тау» в рассматриваемых периодах обеспечивают соблюдение интересов:
- собственников;
- наемных работников;
- самого предприятия как экономического субъекта.
Основные направления использования прибыли представлены в таблице 2.7.
Таблица 2.7. Анализ распределения прибыли, тысяч рублей
Показатели |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Изменения |
|
2015/2014 гг. |
2016/2015 гг. |
||||
1. Нераспределенная прибыль на начало года |
19433 |
19852 |
24917 |
419 |
5065 |
2. Чистая прибыль |
81 |
5413 |
1076 |
5332 |
-4337 |
3. Прибыль направленная всего, в том числе на: |
419 |
348 |
3116 |
-71 |
2768 |
3.1 отчисления в резервный капитал; |
- |
- |
- |
- |
- |
3.2 погашение убытков прошлых лет; |
- |
- |
- |
- |
- |
3.3 развитие производства; |
237 |
217 |
2312 |
-20 |
2095 |
3.4 социальные нужды: - материальное поощрение; - повышение квалификации; - улучшение бытовых условий. |
182 54 37 91 |
131 37 44 50 |
804 85 63 656 |
-51 -17 7 -41 |
673 48 19 606 |
4. Нераспределенная прибыль на конец года |
19852 |
24917 |
22877 |
5065 |
-2040 |
Как видно из таблицы 2.7., нераспределенная прибыль отражается в балансе предприятия нарастающим итогом. Ее размеры выросли в 2015 году на 5065 тыс. руб. и сократились в 2016 г. на 2040 тыс. руб.
Основной объем прибыли предприятие направляет на развитие производства. В 2014 году на воспроизводственный процесс было израсходовано 273 тыс. руб., в 2015 году 217 тыс. руб. и в 2016 году 3116 тыс. руб., что связано с приобретением нового пресса для производства макаронных изделий. Прирост расходов равен 2768 тыс. руб.
Расходы на социальные нужды состоят из трех статей и равны 182 тыс. руб., 131 тыс. руб., 804 тыс. руб. в 2014, 2015 и 2016 годах соответственно.
Наибольшую часть в расходах на социальные нужды занимают расходы, направленные на улучшение бытовых условий. В рамках данной статьи в 2016 отчетном году предприятием были израсходованы значительные средства – 656 тыс. руб.
На материальное поощрение работников комбината направлено 54, 37, 85 тыс. руб. в 2014, 2015, 2016 годах соответственно.
На повышение квалификации сотрудников было израсходовано 37, 44 и 63 тысячи рублей.
Отчисления в резервный фонд в анализируемых периодах не производились т.к. размер резервного фонда к 2014 году достиг уровня оговоренного в учетной политике.
2.4. Факторный анализ прибыли от продаж
Основную часть прибыли предприятие получает от реализации продукции, товаров, работ и услуг.
Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли и улучшению финансового состояния предприятия. Рост объема реализации убыточной продукции влияет на уменьшение суммы прибыли.
Структура товарной продукции также может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличивается доля более рентабельных видов продукции в объеме реализации, то сумма прибыли возрастет, и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.
Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, а ее рост – к падению.
Изменение среднего уровня реализационных цен на продукцию и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.
Повышению цен на сырье, материалы, топливо способствует увеличению себестоимости и снижению суммы прибыли.
Таким образом, прибыль от продажи товарной продукции в общем случае находится под воздействием таких факторов, как изменение объема реализации, структуры продукции, отпускных цен на реализованную продукцию, цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки, уровня затрат материальных и трудовых ресурсов.
Проведение факторного анализа прибыли от продажи позволяет оценить резервы повышения эффективности производства и сформировать управленческие решения по использованию производственных факторов.
Для оценки факторов, влияющих на формирование суммы прибыли от продажи продукции, используем показатели таблицы 5.
Определим влияние факторов на сумму прибыли по формулам.
1. Влияние изменения выручки от продажи продукции на прибыль от продажи:
, или , (17)
где: – прирост (уменьшение) прибыли за счет изменения выручки от продажи продукции, руб.;
– прибыль от продажи базисного (предыдущего) периода, руб.;
– индекс изменения объема продажи, определяемый отношением выручки от продажи (без НДС) отчетного периода к выручке от продажи предыдущего периода по формуле:
. (18)
;
;
.
;
;
2. Влияние изменения уровня себестоимости на прибыль от продажи :
. (19)
где: – себестоимость продукции предыдущего и отчетного периода, руб.
;
;
Определять степень влияния изменения уровня управленческих и коммерческих расходов на прибыль от продаж в нашем случае не имеет смысла, так как эти виды расходов на предприятии отсутствуют.
3. Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от продажи продукции за анализируемый период:
. (20)
;
;
Для наглядности сведем полученные результаты в таблицу.
Результаты факторного анализа показали, что в связи с изменением объемов выручки прибыль от продажи продукции выросла на 672,04 тыс. руб. в 2014 г., сократилась на 691,82 тыс. руб. в 2015 г. и вновь незначительно возросла в 2016 г. на 28,89 тыс. руб.
Таблица 2.8. Факторный анализ прибыли от продаж, тысяч рублей
Показатели |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг |
93229 |
86674 |
87510 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг |
87180 |
76833 |
84501 |
Прибыль от продаж |
93229 |
86674 |
87510 |
Влияние изменения выручки от продажи продукции |
672,04 |
-691,82 |
28,89 |
Влияние изменения уровня себестоимости |
-0,8718 |
4218,25 |
-6930,40 |
Сумма факторных отклонений |
671,17 |
3526,43 |
-6901,51 |