Файл: Формирование коммуникативных навыков у младших школьников (Психолого-педагогические основы формирования коммуникативных умений и навыков младших школьников).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

· на интонацию перечисления при однородных членах предложения;

· на интонацию выделения: слова автора при прямой речи, обращения,

· вставные слова и прочее.

В конструктивных упражнениях познавательное задание другое - построение предложений на основе усвоенных закономерностей. Цель их закрепить приобретенные знания на практике. К ним относятся такие:

1. Восстановление или построение предложений из разрозненных слов. Выполняя такое упражнение, дети устанавливают порядок расположения слов в предложении, связывают слова с помощью окончаний, предлогов и союзов.

2.Разделение деформированного текста, напечатанного без заглавных букв и точек, на отдельные предложения. Выполняя такие упражнения, идти задумываются над смыслом написанного, учатся правильно оформлять предложения на письме.

3.Постепенное распространение предложений с помощью вопросов.

4.Постепенное свертывание предложений. Такие упражнения помогают проследить, как предложение теряет выразительность, осознать, до какого предела возможно сокращение.

5.Объединение нескольких предложений в одно с однородными членами. (Ученики учатся избегать без необходимости повторения одних и тех же слов).

6.Составление предложений с конкретным заданием: с двумя однородными подлежащими или сказуемыми и т.д.

7.Составление предложений по схемам.

8. Редактирование предложений по схемам.

9. Письмо по памяти.

10. Свободный диктант.

Творческие упражнения предполагают полную самостоятельность выполнения. Поэтому важно сформулировать задачу так, чтобы не сковывать творческой инициативы ученика.

Основные виды творческих упражнений:

Составление предложений:

· на заданную тему;

· с опорными словами;

· по сюжетным рисунком;

· за опорными словосочетаниями;

· на основе собственных наблюдений;

· на основе просмотренного фильма;

· составление различных вариантов предложений о одно и то же.

Творческие упражнения нужно проводить систематически и целенаправленно при подготовке переводов и различных видов творческих работ.

Разнообразные упражнения над предложением входящих в систему занятий по формированию коммуникативных умений и навыков школьников.

Показателем высокой речевой культуры является не лишь правильный подбор слов, точность и меткость высказываний, но и знания синтаксических законов языка, умение использовать его конструктивные возможности, структурные богатства, удачный, осуществляемый в соответствии с устоявшимися структурными особенностями данного языка отбор из возможных вариантов новых языковых средств, необходимых для удовлетворения новых потребностей высказывания.


Снижают культуру слова шаблонные однотипные фразы, скопления предложения, которые имеют аналогичное строение, словосочетаний, многократное употребление одинаковых союзов, нагромождение слов, употребленных в той же форме, и тому подобное. Это негативно сказывается на эмоциональной окраске текста, интонационные "мелодия" которого становится однообразной.

Синтаксическая "нищета" является признаком ограниченности мысли, отсутствия языковой эрудиции. Поэтому для воспитания культуры речи нужно освоить синтаксические нормы, усвоить синтаксические законы языка.

В этом плане заслуживает внимания употребление разнообразных синтаксических построений, синонимических словосочетаний и тому подобное.

Работа над синтаксическими синонимами, над пополнением синтаксических средств речи необходима еще в начальных классах, поскольку это важный момент формирования коммуникативных умений, совершенствование языковых навыков. Упражнения на отыскание, подбор и использование синтаксических синонимов, кроме того, интересный вид работы на уроке и дома, направленный на развитие у детей творческих способностей языкового поиска, приобщение их к самостоятельной работе со словом.

Большинство языковедов определяет синтаксические синонимы как разные по строению и тождественные или близкие по синтаксическим значением конструкции (словосочетания, предложения).

Например:

1. Двор школы // школьный двор.

2. Вести борьбу за мир // бороться за мир.

3. Прыгает, как воробей // прыгает воробьем.

4. Учитель пел, листая нотную тетрадь // Учитель пел и листал нотную тетрадь.

5. Моя мама - врач. // Моя мама работает врачом.

6. Он мне родственник. // Он мне приходится родственником.

7. Дом построен в прошлом году. // Дом построили в прошлом году.

8. План выполнен. // План выполнен.

Ряд упражнений на оперирование синтаксическими синонимами.

Упражнение 1. Образовать поданных близкие по значению словосочетания. Записать их рядом.

Образец. Тетрадь Оксаны // Оксанин тетрадь. Двор школы, пальто отца, мяч сестры, комната детей, книга товарища, рассказ бабушки, сад дяди, улицы города, крыло птицы, крик гусей, листья дуба, гнездо ласточки, пение соловья, песня жаворонка, синь неба, полет журавля, ласка матери.

Упражнение 2. Переписать словосочетания. Указать, можно ли образовать от них другие, близкие по значению.

Тарелка борща, чашка чая, ложка меда, ведро воды, десяток мальчиков, миллионы машин, мешок картошки.


Упражнение 3. Образовать от прилагательных соответствующие существительные, а от них - словосочетания, добавив к каждому по два существительные.

Образец. Зеленый - зелень леса, травы.

Синий, голубой, высокий, гладкий, черный, мужественный, смелый, гордый, обаятельный, умный.

Используя отдельные из предлагаемых прилагательных, описать характер своего товарища.

Упражнение 4. Дописать слова, которые образуют с представленными существительными словосочетания.

Образец. Выполнять поручения, исполнения поручения.

Лес, задачи, урожай, телята, кролики, упражнение, трава, дети.

Для справки: кормить, кормление; собирать, сбора, ухаживать, уход, воспитывать, воспитания, рисовать, рисование; написать, написание; переписать, переписывание; косить, косить.

Упражнение 5. Прочитать предложения, выписать близкие по значению словосочетания.

Галина поливает цветы. Поливка цветов - одна из обязанностей дежурного. Мама вышивает рушник. Девочка склонилась над вышиванием рушника. Птицы прилетели из дальних теплых краев. Прилет птиц-радостный праздник для детей. Мы прислушивались, как шумели деревья. Из леса доносился шум деревьев.

Упражнение 6. От представленных глаголов образовать существительные, к которым добавить существительное, чтобы образовались словосочетания.

Образец. Разговаривать - разговор друзей.

Дописывать, бежать закрывать, мыть, стирать, кричать, петь, плавать, желать.

Упражнение 7. К каждому предложению дописать близкое по смыслу. Образец. Лес шумит. // Шум леса.

Сад зеленеет. Сын приехал. Брат вернулся. Самолет гудит. Солнце восходит. Небо синеет. Дети радуются.

Упражнение 8. Используя словосочетания, составьте сказку "В лесном царстве".

Капля дождя, жемчужина росы, листья дуба, цвет липы, пение птиц,

стук дятла, шелест листьев, разговор ветвей; Дождевая капля, жемчужина, дубовые листья, липовый цвет, птичье пение.

Упражнения на синтаксические синонимы целесообразны и как средство программного обучения, можно также сочетать их с другими видами работ. Здесь важно одно: ученики учатся "конструировать" синтаксические соединения, сравнивать различные синтаксические образования, отыскивать необходимые синтаксические средства, улавливать нюансы слов, связывать отдельные слова в синтаксическое целое. Использование синтаксических синонимов делает устное или письменное высказывание более выразительным, гибким, точным, а речь разнообразнее и богаче.


Изучение элементов синтаксиса в начальных классах приобретает важное значение. Это прежде всего объясняется значением уроков русского языка в начальном звене образования: помочь младшим школьникам овладеть нормами грамматической структуре ее языка, обогатить речь разнообразными формами и средствами выражения мысли, поднять уровень коммуникативного развития.

Только постоянное внимание учителя к устной и письменной формы речи, в предложении как основной единице речи поможет младшим школьникам понять законы построения предложений и правильно пользоваться предложением в практике общения.

Система работы по синтаксису призвана осуществлять главную цель обучения русского языка на начальном этапе: развивать мышление и речь учащихся, способствовать осознанию элементов грамматического строения речи, вызвать любовь к родному языку.

На основе знаний о словосочетании и предложении совершенствуется синтаксическая строение речи ребенка, формируются умение пользоваться простым предложением в устном и писемному речи. Работа над предложением как основной речевой единицей является центральной в процессе формирования коммуникативных умений и навыков.

Предложение должно стать фоном для разнообразных фонетических, орфографических, лексических упражнений при чтении художественных произведений, при проведении наблюдений за природой.

В современной языковедческой литературе общепризнанной является мысль, что реальная единица общения - это устное или письменное высказывание - текст, который представляет высший уровень языковой системы.

Текст - это совокупность взаимосвязанных самостоятельных предложений, которые объединены общим предметом (темой и главной мыслью высказывания) с помощью лексических, грамматических, интонационных средств.

В учебнике по родному языку подобранная система упражнений, которая помогает детям осознать основные признаки текста, а именно:

• структура текста;

• наличие заголовка;

• информативность;

• завершенность;

• тематическая единство;

• подчинение каждого компонента текста его общей мысли;

• наличие композиции;

• связь между частями текста;

• стилистическое единство текста.

В начальных классах предметом наблюдения и лингвистического анализа являются небольшие связные тексты или их части, которые составляют законченное высказывание и могут быть образцом для ученического вещания. Они должны отличаться четкостью построения, единством темы или подтемы (по отношению к большему текста, частью которого они являются). Это рассказы с элементами описания или размышления, несложные описания.


В процессе практических наблюдений и анализа текстов у учащихся постепенно должны сформироваться следующие представления: текст - это связное высказывание; он имеет определенное строение, то есть состоит из зачина, основной части и концовки; в тексте выражается определенное содержание, что является его темой; текст можно назвать (дать ему заголовок); связное высказывание создается с определенной целью (то есть имеет коммуникативное назначение): сообщить, рассказать о чем-то, отрицать или утверждать, описать предмет, событие или явление, подать совет или определить порядок действий, высказать соображения и тому подобное; текст может состоять из одного или нескольких абзацев, связанных между собой по смыслу; в тексте есть важные для выражения основной мысли слова, определения которых облегчает понимание высказанного, и их надо произносить с большей силой голоса (то есть выделять логическим ударением). При выполнении разнообразных устных и письменных упражнений учащиеся приобретают практических умений и навыков: они учатся отличать тексты от групп предложений, не связанных между собой по смыслу; устанавливать логическую связь между частями высказывания, определять тему текста и подбирать к нему заголовок; делить текст на логически завершенные части - абзацы; составлять план текста и воспроизводить текст по плану; находить в тексте его композиционные элементы - зачин, основную часть, концовку; определить логически отмечаемые слова; отличать по стилистическим особенностям художественный текст от делового и разговорного; оформлять некоторые образцы текстов деловой речи; самостоятельно составлять тексты в соответствии с ситуацией общения. Все эти знания о тексте, умения и навыки формируются в течение четырех лет обучения как на специально отведенных уроках проработки темы "Текст" и на уроках развития связной речи, так и при работе со связными высказываниями во время проработки других тем программы русского языка и чтения. Формирование представлений о текст - не самоцель. Они - основа для формирования коммуникативных умений и навыков школьников.

Опираясь на теорию связной речи (Т. Ладыжинская) необходимо выделять те специальные умения, которые направлены не только на развитие коммуникативных навыков учащихся, а которые помогут и тому кто говорит и тому кто слушает или читает:

1. Умение раскрывать тему высказывания.

2. Умения связанные с накоплением и обработкой материала для написания сочинения.