Файл: Формирование коммуникативных навыков у младших школьников (Психолого-педагогические основы формирования коммуникативных умений и навыков младших школьников).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Речевая деятельность характеризуется мотивацией, целенаправленностью и состоит из четырех фаз: ориентировки в ситуации общения, планирования, реализации замысла с помощью экспрессивных средств языка, контроля.

Эффективность речевого развития детей в значительной мере зависит от учета данных современной психологии и психолингвистики, которые должен знать сегодня учитель.

Следовательно, формирование учителем коммуникативных умений и навыков учащихся невозможно без определенных знаний по психологии и умение их применять на практике. Потому формирование коммуникативности неразрывно связано с формированием у учащихся умения мыслить.

Речевая мастерство талантливого говорящего может начать проявляться уже на уровне грамматической правильности, то есть на первом этапе освоения языка. Усваивая нормы ученик учится правильности речи, осваивает элементы его стилистической выразительности, ибо неграмотное речи не может быть стилистически выразительным. Высокий уровень культуры речи достигается учащимися при усвоении основных норм (орфоэпических, лексических, грамматических) литературного языка.

Каковы же условия успешного формирования коммуникативных умений и навыков у детей?

Первое условие речевого развития ребенка - это потребность в общении.

Речь возникает из потребности высказаться, а высказывания человека порождаются определенными побуждениями. Эту сторону речевой деятельности психологи называют мотивацией речи.

Наличие мотивации речи означает, что у школьника не только есть мысли и чувства, которые могут быть выражены им, но и то, что ему хочется поделиться, то есть у него имеется внутреннее побуждение к тому, чтобы выразить свои мысли и чувства.

Мотив речи ("ради чего говорю" - Л.С. Выготский) возникает у детей при наличии эмоций, связанных с яркими впечатлениями, интересами к той работе, которую предлагает учитель [10].

В основе высказывания ребенка должен лежать непосредственный речевой мотив, то есть желание сообщить другим о своих впечатлениях от увиденного и пережитого. Именно такой речевой мотив порождается ситуацией живого общения с детьми.

Но общение возможно только с помощью общепонятных знаков, то есть слов, их сочетаний. Поэтому детям нужно дать образцы речи или создать языковое среду. Это второе условие развития речи ребенка. От того, какое у нее вещательное среду, зависит богатство, разнообразие и правильность его собственной речи.

Речь помогает ребенку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Овладение речью — это способ познания действительности. Богатство, точность, содержательность речи зависит от обогащения сознания ребенка различными представлениями и понятиями, от жизненного опыта школьника, от объема и динамичности его знаний. Другими словами, речь, развиваясь, нуждается не только языкового, но и фактического материала. Школьник хорошо расскажет и напишет только о том, что он хорошо знает: у него должен быть запас знаний, материала по теме рассказа. Это также необходимое условие речевого развития учащихся [11].


Итак, общими задачами учителя по формированию коммуникативных умений и навыков учащихся являются:

а) обеспечить языковое среду для учащихся: восприятие речи взрослых, чтение книг, слушание радио и др.;

б) обеспечить создание речевых ситуаций, речевой практики для учащихся;

в) обеспечить правильное усвоение учениками достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать употребление слов, образование форм, построение конструкций, обеспечить формирование конкретных умений в области развития речи;

г) вести постоянную специальную работу по развитию речи, связывая ее с уроками грамматики, чтения, с материалом, что на них изучается;

д) создать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, выполнений требований к правильной речи.

С первых уроков учитель должен учить первоклассников грамматически правильной речи. Постепенно переходя от простых до сложных грамматических конструкций, можно научить детей литературной речи.

Следовательно, коммуникативные умения и навыки формируется богатством словаря, совершенным владением способами сочетания слов в предложения и текст, правильным произношением.

1.2 Пути формирования коммуникативных умений и навыков

Каждый урок русского языка – сложная, целостная, динамическая система содержания учебного материала и организации работы с ним, которая в первую очередь направляется на усвоение материала, указанного в теме урока. Цель урока совпадает с целью образовательного процесса в целом.

Одной из них является формирование национально-языковой личности ученика. Этого можно достичь, если на каждом уроке, внеклассной работе воспитывается внимание к слову, сознательное отношение к языку как средству самовыражения, общения между людьми, передачи чувств и переживаний, отношение к окружающей среде. Развивается речь, а следовательно и мышление, интеллект, речевая память, эмоциональная сфера личности, языковое чувство, эстетический вкус, понимание красоты русского языка, богатство ее языковых средств, выразительных возможностей.

Обучение русского языка эффективно, если на каждом уроке усваиваются языковые и речевые знания, формируются учебно-языковые, правописные и коммуникативные умения и навыки, расширяется читательский уровень школьников (потому что ребенок, который больше читает, говорит и пишет), обогащается их языковой запас, происходит овладение языковой нормой, осуществляется осознание неповторимости языковой личности. Учащиеся получают образцы коммуникативно совершенной речи и учатся целесообразно и правильно использовать средства языка для построения собственных высказываний, а также приобретают самых разнообразных обще-предметных умений.


Отбор дидактического материала и различные виды работы с ним должны помочь детям осознать язык, как материал передачи мысли и содержания, почувствовать красоту слова, воспитывать потребность в творчестве, стремление к точности, выразительности, образности собственной речи, попытки придерживаться норм в использовании языковых единиц различных уровней языковой системы, желание научиться мастерски оперировать языком.

Обучению языку принадлежит особая роль в воспитании школьников. Вспомним, как отметил В. Сухомлинский: ”От культуры слова к эмоциональной культуре, от эмоциональной культуры к культуре моральных чувств и моральных отношений – таков путь к гармонии знаний и нравственности”, “Убогость слова – это убогость мысли, а убогость мысли ведет к моральной, интеллектуальной, эмоциональной, эстетической толстокожести”.

Цель начального обучения родному языку развитие речи и мышления младших школьников.

В осуществлении поставленной цели важная роль принадлежит синтаксису, так что изучение синтаксиса в начальном звене школы, знание правил сочетания слов и построения предложений способствует развитию и совершенствованию синтаксического строения речи учащихся, формированию орфографических и пунктуационных навыков и формированию коммуникативных умений.

Известно, что центральный направление современной методики начального обучения родному языку состоит в реализации лингвистического принципа о взаимосвязи языковых уровней: фонетического, лексического, синтаксического, морфологического.

Высшим уровнем языковой системы является синтаксический уровень. На синтаксическом уровне осуществляется взаимодействие всех уровней языковой системы, потому что взаимосвязь лексического значения слова, его морфологических признаков и возможностей сочетания проявляется в строении словосочетания, предложения в связном тексте.

Проведение систематической работы по синтаксису способствует повышению орфографической и речевой подготовки младших школьников.

Синтаксический направление работы по развитию речи заключается в работе над словосочетанием, включении словосочетания в предложение, в работе над предложением.

Словосочетание - это сочетание двух или нескольких слов, связанных по смыслу и грамматически. Словосочетание называет одно определенное явление действительности. В речевой деятельности словосочетания, как правило, используется не самостоятельно, а в предложении.


Над словосочетанием проводится такая работа:

· выделение словосочетаний в предложении и установление связей между словами при помощи вопросов;

· построение словосочетаний при изучении существительного, прилагательного, глагола и других грамматических тем, и при активизации новой лексики.

В работе над словосочетанием следует учитывать:

· его структуру, то есть слова, входящие в его состав, вопросы, которое может быть поставлено от главного слова к зависимому, употребление предлога, необходимые формы согласования - число, род и прочее;

· семантику словосочетания.

Работа над значениями словосочетаний состоит в их сопоставлении с реальными предметами, явлениями.

Образцы упражнений со словосочетаниями в которых основная работа сосредоточена на формирование коммуникативных умений:

1. Постановка вопросов к зависимым словам от главных. 

2.Схематическое изображение связей между словами в предложении.

Умение разбираться в связях между словами и между самими словосочетаниями в предложениях помогает школьникам строить все более сложные синтаксические конструкции. 

3. Объяснение значений словосочетаний, которые употребляются в тексте.

Выполняя такие упражнения, ученики постепенно убеждаются в том, что носителями значений являются не только слова, но и словосочетания. 

4.Составление словосочетаний с новыми словами, которые случились в тексте. Эта работа помогает не только глубже раскрыть значение слова, но и готовит детей к его употреблению, активизирует его. 

5.Составление словосочетаний в связи с изучением частей речи. (Каждая часть языка образует собственные модели словосочетаний).

Нужно помнить, что словосочетание не самоцель. Поэтому, где только можно, упражнения со словосочетаниями должны иметь выход к более высоким степеням речевых упражнений - к построению предложений, к связной речи.

Умение строить разные типы предложений является основой коммуникативных умений и навыков учащихся. Предложение передает мысль ученика, в нем реализуется умение выбрать точное слово, образовать нужную форму, составить словосочетание.

Поскольку единицей связной речи является предложение, то вполне понятным является требование программы работать над его усвоением систематически, целенаправленно, на каждом уроке обучения грамоте, грамматики и чтения независимо от изучаемого темы. Важность систематической работы над предложением объясняется и тем, что на фоне предложения учащиеся усваивают лексическое значение слова, словообразование, фонетику, орфоэпию, морфологические формы слов и синтаксическую роль их, пунктуацию.


Методика работы над предложением в начальных классах предусматривает реализацию на практике обучение двух взаимосвязанных направлений: во-первых, это осознание компонентов и структуры предложения, во-вторых, это отбор, использование лексики в определенном типе предложения. Основными средствами достижения поставленной цели можно считать следующее:

· усвоение младшими школьниками основных правил сочетания слов в предложении;

· установление смысловых и грамматических связей между словами предложения;

· правильное употребление форм синтаксического связи слов как в устной, так и в письменной речи;

· интонационная оформление предложения в устной речи и отношение знаков препинания на письме.

Основная цель работы над предложением - научить детей выражать относительно законченную мысль в четкой и правильной синтаксической структуре.

Работа над предложением неотделима от курса грамматики и очень важно работать над структурой и связями в предложении, над различными типами предложений. Очень важное значение имеет интонация предложения. Поэтому необходимо ее отрабатывать, добиваться понимания связи интонации со смыслом.

В методике преподавания языка в начальных классах упражнения с предложением делятся на аналитические, если преобладает анализ готовых предложений, и синтетические, если предполагается самостоятельное составление предложений.

В зависимости от степени самостоятельности и познавательной активности учащихся упражнения с предложениями делятся на три группы: на основе образца, конструктивные, творческие.

Упражнения по образцу используются на различных этапах обучения. Суть их в том, что учащиеся наблюдают, анализируют предложения, воспроизводят их интонационное строение и составляют свои собственные такого же строения на основе подражания образцов. Наблюдения предложения имеет большое значение для усвоения грамматического строя родного языка для формирования коммуникативных умений и навыков младших школьников. Ученики читают и записывают образцы предложений за учителем воспроизводят их интонацию, нередко и запоминают. Главное заключается в том, чтобы дети услышали и повторили предложение, следуя образец.

В процессе интонационной работы над предложением нужно обращать внимание:

· на интонационный выделение предложения из речевого потока, на интонацию законченности предложения;

· на интонацию вопросительного, вопросительного, побудительного, незавершенного предложения;