Файл: Формирование коммуникативных навыков у младших школьников (Психолого-педагогические основы формирования коммуникативных умений и навыков младших школьников).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

В современной педагогической науке ведущими являются те формы и методы образования, акцентирующие внимание на ученику с учетом его интересов, запросов и ценностей как субъекта учебного процесса.

Главная цель языкового обучения в начальной школе – формирование у учащихся коммуникативной компетенции, базой для которой являются коммуникативные умения, сформированные на основе языковых умений и навыков.

Формирование коммуникативных умений и навыков в России – ведущая проблема современной методики обучения языку. Этой проблеме уделяли значительное внимание такие ведущие педагоги и лингвисты 19-го века, как В.Г. Белинский, Н.Ф. Бунаков, Ф.И. Буслаєв, В.И. Водовозов, Я.К. Грот, А.А. Потебня, И.И. Срезневским, К.Д. Ушинский, Ф.Ф. Фортунатов, М.Г. Чернышевский и другие, которые видели цель обучения родному языку в формировании речевых умений.

Большой вклад в методику развития речи внесли Л.П.Авдонина, Н.Т. Баранов, Б.М. Головин, Л.К. Граудіна, В.А. Добромыслов, Г.М. Иваницкая, В.И. Капинос, И.Я. Лернер, Б.Т. Панов, А.В. Тєкучев, Л.П. Федоренко. Но, к сожалению, эти ученые останавливаются в основном на характеристике уроков по развитию связной речи. Коммуникативная же направленность в обучении предлагает работу над формированием различных видов речевой деятельности как на уроках развития связной речи, так и на тематических (аспектных) уроках (Т.К. Донченко, А.Ю. Купалова, Н.А. Пашковская).

На коммуникативно-деятельностный подход к изучению языка указывают современные отечественные и зарубежные ученые-методисты А.Й. Багмут, И. Быкова, А.М. Богуш, Н.С. Вашуленко, Л.В. Вознюк, И.П. Пуговица, Л.В. Давидюк, В.К. Иваненко, А.Й. Капская, В.А. Корсаков, Т.А. Ладыженская, В.Я. Мельничайко, Г.А. Михайловская, Есть.И. Пассов, Н.И. Пентилюк, Т.Ф. Потоцкая, Г.М. Сагач, Е.Ф. Тарасов, А.Н. Хорошковская, Г.Т. Шелехова и другие.

Современная методическая наука рекомендует весь процесс обучения учащихся русского языка направлять на формирование у школьников речевых умений и навыков, выработка коммуникативной компетенции в результате активного привлечения к решению мыслительных задач. Коммуникативные умения в современных школьников развиваются недостаточно. Это отмечают в своих трудах современные украинские и российские исследователи, В частности В.М. Вандишев, И.П. Пуговица, А.Н. Зарецкая, Сек.Ф. Иванова, А.Й. Капская, Т.А. Ладыженская, М.Г. Львов, Ю.В. Рождественский, Г.М. Сагач, Н.Г. Чибисова. Уровень коммуникативных умений и навыков не всегда оправдывает те усилия, которые затрачиваются на их овладение. Во многом это объясняется тем, что процессу обучения на уроках не всегда присуща четкая коммуникативная направленность, не смотря на то, что процесс формирования коммуникативных умений и навыков предусмотренный программой для средних общеобразовательных школ и представлен в трудах С.Д. Абрамовича, М.Т. Баранова, М.С. Вашуленка,И.П. Пуговица, Л.В. Давидюк, В.К. Иваненко, А.Й. Капской, В.А. Корсакова, Н.Г. Львова, Л.И. Мацько, Г.А. Михайловской, М.И. Пентилюк, Г.М. Сагач, А.Н. Хорошковской, и других.


Низкий уровень развития коммуникативных умений и навыков школьников объясняется недостаточной разработанностью технологии формирования и совершенствования коммуникативных умений и навыков на уроках родного языка. Принцип коммуникативной направленности в последнее время нарушается на всех уровнях – лингвистическом, психологическом, педагогическом.

Учащиеся испытывают трудности в оформлении устной речи через сложность операций, которые выполняются говорящим одновременно:

· отбор лексического варианта языка;

· выбор стиля речи;

· грамматическое конструирование высказывания;

· правильное произношение звуков и их сочетания;

· логико-композиционное конструирование текста;

· учет реакции слушателей на вещание.

Эти аспекты учтены при создании программы русского языка, но чтобы заниматься ими не только на уроках развития связной речи, необходимые психолого-педагогические условия, новый коммуникативно ориентированный подход к уроку.

Таким образом, выбор темы курсовой работы “ Формирование коммуникативных навыков у младших школьников” обусловливается отсутствием теоретически обоснованной системы формирования коммуникативных умений и навыков младших школьников и недостаточной разработкой методики ее целенаправленного совершенствования.

Гипотеза исследования – если во время овладения умениями и навыками внедрять научно обоснованную и методически целесообразную педагогическую технологию формирования коммуникативных умений и навыков, которая включает поэтапность усвоения основных коммуникативных признаков речевой культуры, рациональное использование адекватных методов, приемов и средств речевого развития, соответствующую организацию учебно-речевой деятельности путем языкового обеспечения и построения системы упражнений, то это повысит эффективность овладения младшими школьниками нормативным речью.

Согласно гипотезы исследования были поставлены следующие задачи:

1. На основе анализа психолого-педагогической, лингвистической и учебно-методической литературы, школьных программ и учебников, практики современной начальной школы изучить состояние исследуемой проблемы.

2. Раскрыть содержание понятия "коммуникативные умения и навыки", выяснить психологические, психолингвистические и лингвистические основы формирования коммуникативных умений и навыков.

3. Обосновать психолого-педагогические предпосылки процесса формирования коммуникативных умений и навыков учащихся начальных классов.


4. Определить ведущие принципы и критерии отбора языкового материала, в соответствии с которыми разработать технологию формирования коммуникативных умений и навыков младших школьников.

5. Сделать выводы и предложить учителям-практикам рекомендации по формированию основных коммуникативных признаков речевой культуры.

Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования:

а) теоретические – изучение и анализ психолого-педагогической, лингвистической и учебно-методической литературы по проблеме исследования, прогнозирование и моделирование учебно-речевой деятельности; синтез эмпирического материала;

б) эмпирические – целенаправленное педагогическое наблюдение и анализ уроков русского языка и чтения; изучение продуктов речевой деятельности учащихся; анкетирование, беседы; обобщение передового педагогического опыта; педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий); методы математической обработки экспериментальных данных.

Материалы и результаты, представленные в научной работе, могут использоваться учителями начальных классов общеобразовательных школ для совершенствования коммуникативных умений и навыков младших школьников и помогут студентам в подготовке к практическим занятиям.

1. Теория и практика формирования коммуникативных умений и навыков младших школьников

1.1 Психолого-педагогические основы формирования коммуникативных умений и навыков младших школьников

Когда речь идет о гармоничное воспитание личности, прежде всего подразумевают музыкальное образование человека, умение разбираться в искусстве, знание иностранных языков, физическое развитие и прочее. Часто приходится слышать, что трудно назвать человека совершенным без умения владеть родным языком? Но язык – это то, что выявляет саму сущность человека, и поэтому языковое воспитание должно быть первоэлементом в целостной системе развития личности. ”Человек может владеть несколькими языками. В зависимости от его способностей, наклонностей и стремлений, но лучшее, совершеннейшее человек должен обладать, конечно, на родном языке” [1; 2] - отмечал Бы. Антоненко-Давидович, сам искренне влюблен в русское слово и глубоко убежден в том, что одним и тем же языком... можно и полову веять, и святой огонь высекать, все зависит от того как кто умеет владеть этим волшебным инструментом, им является язык. Человек должен чувствовать такую же соответствие содержания и формы в речи других.


Воспитывать речевую культуру нужно начинать с раннего детства, и едва ли не ведущая роль в этом принадлежит ближайшему окружению ребенка – семьи и учителю начальной школы. Это среда, в которой юной личности передается воспитательный социальный опыт народа, богатство духовной культуры, национальная ментальность.

Известно, что до пяти лет ребенок овладевает 60% общего лексического запаса, который обеспечивает возможность общения, чтобы потом развиваться и совершенствоваться под активным воздействием социальных факторов.

Уже в начальной школе речевое развитие должно опираться на изучение теории, поскольку именно теория дает систему базовых лингвистических знаний, без которых невозможно свободное и грамотное владение как языком, так и речью. Развитие речи учащихся не нужно отделять от изучения теоретических сведений о языке. Он неразрывно связан с изучением системы языка.

Знание теории языка – еще не обязательное условие хорошей речи, но знание системы языка, закономерностей функционирования его единиц развивает речь учащихся, совершенствует его. С другой стороны, осознание роли языковых средств для развития речи является стимулом к освоению теоретических сведений, мотивирует изучение языковой системы.

Чтобы сформировать языковую личность необходимо учитывать данные психологии. Современному учителю без подобных знаний невозможно обойтись на уроках. Практика же показывает, что довольно часто учителя пренебрегают именно этим компонентом. Но общение – не простая передача информации одного лица другому. Общение – это необходимое условие развития человека в обществе.

Современная школьная методика обучения учащихся вещание исходит из теории речевой деятельности, концептуальные положения которой разработаны выдающимися учеными Л.С. Выготским, А.М. Леонтьевым, А.Г. Лурией, и др. Эти идеи были практически реализованы в трудах Т.А. Ладыженской, М.Г. Львова, В.И. Капинос, Н.А. 

Л.С. Выготский выдвинул такие идеи: речевая деятельность - это знаковая деятельность; речевое развитие – процесс, связанный с психическим развитием, развитием практической деятельности, социальных форм поведения; развитие знакового обозначения в речевой деятельности является развитием обобщения с помощью языкового знаках[3; 4].

Последователь Л.С. Выготского О.М. Леонтьев, рассматривая структуру общения как деятельность, выделяет следующие его черты: интернациональность (наличие специфической цели, специфического мотива); результативность, то есть степень совпадения достигнутого результата с целью, обязательный социальный контроль за процессом общения и его результатам [5; 6].


На основе теории деятельности А.М. Леонтьева развивается теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Она позволяет сделать вывод о том, что обучение языку должно рассматриваться как обучение различным видам речевой деятельности.

В формировании коммуникативно-речевых умений учащихся можно выделить несколько этапов:

- предварительное ознакомление с целью действия, создание необходимой мотивации;

- составление схемы предполагаемых действий;

- выполнение действий в материальном или материализованном виде;

- формирование действия как внешне речевого;

- выполнение действий в уме.[7].

Учеными (Л.С. Выготский, А.М. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.А. Зимняя) разработаны основные положения личностно-деятельностного подхода к обучению. „В соответствии с личностно-деятельностным подходом в центре обучения находится сам школьник, его мотивы, цели, его неповторимая психологическая индивидуальность, то есть ученик как личность. Учитель в контексте такого подхода определяет учебную цель урока и организует, направляет и корректирует весь учебный процесс, исходя из интересов ученика, уровня его знаний и умений”[8].

Рассматривая общение как организацию и управление учебной деятельностью учащихся, сторонники личностно-деятельностного подхода ориентируют процесс обучения на решения школьниками исследовательских, коммуникативных, познавательных задач, а это требует определения таких видов языковых работ, которые направлены на развитие творческих способностей учащихся.

Чтобы создать методику, которая бы способствовала развитию коммуникативных умений и навыков учащихся, необходимо опираться на модели формирования речи (В.Г. Лурия, А.М. Леонтьев, И.А. Зимняя), имеющих некоторые общие черты: допускают наличие промежуточной фазы развертывания созданной ранее программы высказывания; рассматривают степени, отражают механизмы порождения высказывания.

Вещание может быть успешным, если оно направлено на достижение определенных целей. Основное условие порождения речи – мотив ”потребность выразить в речевом высказывании какое-либо содержание”[9].

Таким образом, развитие речи, формирование коммуникативной компетенции необходимые для умения контролировать правильность и целесообразность своих высказываний, а также для свободного владения языком. А это в свою очередь, помогает личностному развитию ученика.

Психологическую основу коммуникативно-речевых умений составляет теория деятельности, то есть вещание организовано с точки зрения психологии подобно других видов деятельности.