Файл: Нотариат в РФ(Теоретические аспекты нотариальной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Анализ правовых позиций Федеральной нотариальной палаты РФ и высших судов позволяет сделать вывод об отсутствии единых подходов к определению места услуг правового и технического характера в системе нотариальной деятельности, а также возможности квалификации действий нотариуса как навязывания таких услуг.

Так, согласно разъяснениям Федеральной нотариальной палаты, приведенным в Письме от 20 ноября 2017 г. № 5083/03-16-3, оказание услуг правового и технического характера не входит в содержание совершаемых нотариальных действий, однако является неотъемлемым элементом нотариального производства, без которого совершение нотариальных действий невозможно[7]. Указанная позиция подкрепляется следующими аргументами:

- согласно ст. 25 Основ законодательства о нотариате, нотариальная палата вправе устанавливать размеры платы за оказание услуг правового и технического характера, которые обязательны для применения нотариусами;

- Кодекс профессиональной этики нотариусов обязывает последних соблюдать рекомендации нотариальной палаты, в том числе касательно взимания платы за оказание услуг правового и технического характера (п. 3.1.11).

С учетом вышеизложенного, Федеральная нотариальная палата РФ приходит к выводу о том, что на нотариусах лежит обязанность по взиманию платы за оказание услуг правового и технического характера, которая должна исполняться при каждом обращении за совершением нотариального действия.

Иная позиция содержится в Определении Конституционного Суда РФ от 01.03.2011 № 272-О-О, согласно которой услуги правового и технического характера отнюдь не являются обязательным элементом нотариального производства, но носят факультативный (дополнительный) характер. Их оказание возможно исключительно на добровольной основе. В случае же отказа заявителя от таких услуг они не оказываются, и их навязывание является недопустимым[8].

Рассматриваемая проблема нашла свое отражение в судебной практике. Так, гражданин обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства и выдаче свидетельства о праве на наследство и о праве собственности на долю в общем имуществе супругов. Размер оплаты нотариального действия составил 11 476 руб., включая нотариальный тариф - 476 руб., плату за оказание услуг правового и технического характера - 11 000 руб.

Заявитель отказался оплачивать услуги правового и технического характера, поскольку подготовил все необходимые для совершения нотариального действия документы самостоятельно, без помощи нотариуса. Соответственно, какие-либо услуги правового и технического характера ему не оказывались. Нотариус, в свою очередь, отказал в выдаче свидетельств.


Гражданин оспорил действия нотариуса в судебном порядке. Суды первой и апелляционной инстанций указали, что нотариальное действие не может быть совершено без оказания услуг правового и технического характера. Кроме того, факт оказания данных услуг подтверждается теми обстоятельствами, что истец не заявлял отказа до них до истечения 6-месячного срока принятия наследства, пользовался консультациями нотариуса и потребовал обоснования размера оплаты за нотариальное действие в тот момент, когда свидетельства были готовы к выдаче.

Верховный суд РФ посчитал указанный подход ошибочным и указал, что услуги правового и технического характера не входят в содержание нотариальных действий и могут оказываться исключительно с согласия заявителя. Истец самостоятельно подготовил документы, необходимые для открытия наследственного дела, уведомил нотариуса об отказе в получении дополнительных услуг. Нотариус, в свою очередь, не разъяснила, какие именно услуги были оказаны гражданину и почему не было получено его согласие.

Кроме того, Верховный суд РФ определил четкую границу между нотариальными действиями, которые заключаются в последовательном исполнении нотариусом возложенных на него публичных обязанностей (ст.ст. 9, 16, 48 и 50 Основ законодательства о нотариате), и услугами правового и технического характера, которые носят вспомогательный характер.

Однако последние законодательные нововведения, на наш взгляд, усложнили вопросы разграничения нотариальных действий и услуг правового и технического характера. Федеральным законом от 03.08.2018 № 338-ФЗ в Основы законодательства о нотариате внесены изменения: ст. 22 Основ дополнена частью 6, где раскрывается содержание услуг правового и технического характера. К таким услугам относится, в частности: правовой анализ представленных документов, консультирование по вопросам применения норм законодательства, изготовление документов, скан-образов документов и т.п., и, что примечательно, осуществление обязанностей и полномочий в связи с совершением нотариального действия.

В новой редакции Основ законодательства о нотариате не разъясняется, какие именно обязанности и полномочия нотариуса относятся к услугам правового и технического характера. Представляется, что речь идет обо всем комплексе публичных обязанностей нотариуса, связанных с совершением нотариальных действий и соблюдением правил нотариального делопроизводства. В связи с этим возникает вопрос о целесообразности разграничения услуг правового и технического характера и нотариальных действий.


В отличие от действующего правового регулирования нотариальной деятельности, в проекте Федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» отсутствует категория услуг правового и технического характера. Согласно проекту, нотариальное действие включает весь комплекс мер и процедур, необходимых и достаточных для подготовки нотариального акта -документа, удостоверенного, выданного или засвидетельствованного нотариусом или иным уполномоченным лицом[9].

Гл. 43 проекта Федерального закона устанавливает правило, в соответствии с которым финансирование нотариальной деятельности осуществляется на основании уплаты нотариальных тарифов, а также покрытия издержек нотариуса для подготовки к совершению нотариального действия или транспортных расходов при совершении нотариального действия вне пределов нотариальной конторы. Нотариальные тарифы и тарифы для компенсации издержек должны устанавливаться уполномоченными органами государственной власти.

Таким образом, проект предусматривает более прозрачную систему финансирования нотариальной деятельности, в рамках которой не предусматривается оплата деятельности нотариуса сверх нотариального тарифа.

Еще одним преимуществом проекта является последовательная регламентация стадий нотариального производства, в рамках которого совершаются нотариальные действия, поскольку действующие правовые нормы недостаточно упорядочены и содержатся в текстах различных правовых актов, которые могут противоречить друг другу. В частности, вопросы удостоверения завещаний урегулированы и Гражданским кодексом РФ, однако последний содержит исчерпывающий перечень причин, по которым завещание может быть подписано рукоприкладчиком (ст. 1125 ГК РФ), в отличие от ст. 44 Основ законодательства о нотариате, где этот перечень является открытым.

Кроме того, существующие пробелы правового регулирования нотариального производства зачастую восполняются методическими рекомендациями Федеральной нотариальной палаты РФ по совершению отдельных видов нотариальных действий. В судебной практике ссылки на такие рекомендации зачастую признаются необоснованными, поскольку указанные документы не являются нормативно-правовыми актами[10].

С учетом всего вышеизложенного можно заключить, что действующее правовое регулирование нотариальной деятельности нуждается в совершенствовании по следующим направлениям:


- легального определения нотариальной деятельности и нотариального действия;

- упорядочения законодательной регламентации нотариального производства, итогом которого является оформление нотариального акта;

- исключения категории «услуги правового и технического характера» и построения системы финансирования нотариальной деятельности на основе уплаты нотариальных тарифов.

2.2 Совершенствование законодательства о нотариате

Современную жизнь сложно представить без института нотариата. Нотариусы прочно вошли в жизнь физических и юридических лиц. Их деятельность выступает важнейшим регулятором жизни гражданского общества. Вместе с тем, основным источником в сфере нотариата являются действующие еще с 1993 г. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (далее — Основы). Этот нормативный правовой акт был принят не только до основных кодифицированных источников законодательства, но и до принятия Конституции РФ. С 2011 г. юридическое сообщество России обсуждает законопроект нового закона «О нотариате». Проект обсуждается уже свыше двух лет, однако так и не обрел своей окончательной формы, не говоря уже о том, что еще не был внесен на утверждение в Государственную думу РФ. В 2013 г. Минюст России вынес на общественное обсуждение проект ФЗ «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации», в соответствии с которым предлагалось изменить как порядок совершения отдельных нотариальных действий, так и нотариальное производство в целом. Однако законопроект также не был внесен в ГД РФ. Принятие обновленного основного закона в сфере нотариата необходимо и, как мы полагаем, должно привести к закрытию всех вопросов о месте нотариата в системе юстиции РФ, а также определит дальнейшее существование нотариусов.

Таким образом, вопросы оптимизации и совершенствования законодательства о нотариате по сей день являются актуальными. При этом если до принятия Основ актуальным был вопрос об изменении статуса нотариусов, либо организационно-правовой основы их деятельности, то сейчас основная проблема — необходимость модернизации экономической и социальной сторон деятельности нотариусов.

В течение 20 лет действия Основ, изменения в данный нормативный документ вносились точечно и бессистемно, что не могло не отразится на качестве данного законодательного акта. Все эти манипуляции с законом привели к тому, что нотариат сегодня нуждается в едином стандарте деятельности, который сожжет приблизить его по уровню развития к нотариату европейскому, который в отличие от российского складывался столетиями.


Президентом РФ от 28 апреля 2011 г. № Пр-1168 утверждены Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан2. Этими основами определяются принципы, цели, основные направления и содержание государственной политики РФ в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан. Государственная политика проводится одновременно с комплексом мер по совершенствованию законодательства РФ и практики его применения, по повышению эффективности государственного и муниципального управления, правоохранительной деятельности, по пресечению коррупции и подмены в бюрократических интересах демократических общественных целей и задач.

Для достижения цели, обозначенной в Основах государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, распоряжением Правительства РФ от 4 апреля 2013 г. № 517-р была утверждена государственная программа Российской Федерации «Юстиция»3.

Целью данной программы, рассчитанной на срок до 2020 г., является развитие в обществе правовой модели поведения граждан, преодоление правового нигилизма, поддержание устойчивого уважения к закону и повышение доверия к правосудию.

Для решения поставленной цели Правительство РФ определило, что необходимо решить ряд задач, в том числе и развить рынок профессиональных юридических услуг, включая развитие адвокатуры и нотариата, а также корректировать нормативно-правовую базу с учетом анализа накопленного опыта.

В рамках программы «Юстиция» государство выделило развитие нотариата в отдельную государственную подпрограмму «Обеспечение защиты публичных интересов, реализации прав граждан и организаций».

В рамках данной подпрограммы предполагается:

♦ увеличить доступность профессиональной юридической помощи, оказываемой адвокатами и нотариусами;

♦ реформировать сферу оказания профессиональных юридических услуг;

♦ регламентировать государственные услуги по внесению информации в реестры адвокатов и нотариусов;

♦ создать единый электронный реестр адвокатов и нотариусов;

♦ регламентировать государственные услуги по внесению информации в реестр некоммерческих организаций.

В рамках мероприятий, предусмотренных подпрограммой «Обеспечение защиты публичных интересов, реализации прав граждан и организаций», также предполагается подготовка проектов федеральных законов, направленных на повышение качества и доступности нотариальной помощи всем слоям населения и хозяйствующим субъектам, развитие государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения, совершенствование порядка предоставления государственных услуг в сфере регистрации актов гражданского состояния и регистрации некоммерческих организаций.