Файл: Нотариат в РФ(Теоретические аспекты нотариальной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Одним из немаловажных мероприятий, включенных в Государственную программу, является совершенствование законодательства в сфере нотариата.

Планируется также принятие проекта ФЗ «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» согласно которому предусматривается создание в РФ единой небюджетной модели, т.е. государство полностью откажется от государственных нотариусов. Небюджетная модель нотариата будет основываться на принципах самофинансирования и имущественной ответственности нотариусов. Указанный законопроект планирует сохранить полномочия органов государственной власти субъектов РФ по определению количества должностей нотариусов в каждом конкретном нотариальном округе и границ нотариальных округов, установленные ФЗ от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Для эффективного преобразования нотариата в России, в рамках программы «Юстиция» предполагается выполнение, в числе прочего, следующих задач:

♦ упорядочить систему оказания квалифицированной юридической помощи введением единых стандартов допуска в профессию, дифференцированных в зависимости от сферы оказания юридической помощи;

♦ создать механизм регулярного профессионального совершенствования и подтверждения квалификации в сфере нотариата;

♦ создать и ввести в действие эффективный механизм исключения из профессии нотариуса;

♦ развивать и поддерживать конкуренцию на рынке профессиональных юридических услуг путем ограничения доступа недобросовестных участников;

♦ повысить эффективность взаимодействия и внутренней организации деятельности Минюста России в сфере нотариата на основе информационного обмена, включая переход на предоставление государственных услуг в сфере нотариата в электронном виде;

♦ повысить качество взаимоотношений государства и общества путем расширения возможностей получения гражданами информации о нотариусах;

♦ повысить доступность нотариальных услуг и качества нотариальных действий как нотариусами, так и должностными лицами органов местного самоуправления.

В настоящее время нотариальные действия в России совершают нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах (23 человека) и занимающиеся частной практикой (7606 человек). При совершении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами и несут одинаковые обязанности независимо от того, работают ли они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой. Оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу. Нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах, состоят в трудовых отношениях с органами государственной власти субъекта РФ.


Нотариусы, занимающиеся частной практикой, являются членами нотариальных палат субъектов РФ, которые представляют собой профессиональные объединения, основанные на обязательном членстве нотариусов.

В настоящее время в субъектах РФ осуществляют деятельность 82 нотариальные палаты. Федеральная нотариальная палата представляет собой профессиональное объединение нотариальных палат субъектов РФ, основанное на их обязательном членстве.

Деятельность нотариусов, осуществляемая от имени государства, направлена на развитие гражданских правоотношений, облегчение и упрощение судебной процедуры. Однако наличие множества пробелов и коллизий в правовом регулировании нотариальной деятельности не позволяет в полном объеме использовать потенциал нотариата. Мероприятия в сфере реформирования законодательства о нотариате должны быть направлены на разрешение правовых коллизий и предоставление нотариату нормативно-правовых оснований для наиболее полного раскрытия потенциала нотариусов в деле обеспечения и защиты прав граждан.

Заключение

Произошедшие и готовящиеся изменения российского законодательства направлены на усиление роли нотариата в гражданском обороте. Предполагается, что нотариус будет оказывать комплексную юридическую помощь заинтересованным в том лицам, осуществляя сбор документов, их проверку, создание нотариального акта, обладающего особой доказательственной и исполнительной силой. Предполагается, что нотариус будет сам собирать все необходимые документы, сопровождать сделку на этапе подготовки, заключения, исполнения сделки, включая ее регистрацию и проведение расчетов сторон. В связи с этим будет повышен уровень имущественных гарантий безопасности нотариальной деятельности, усилится профессиональный контроль со стороны нотариальных палат.

Вместе с тем, законопроект до сих пор находится в стадии принятия, а действующие Основы, несмотря на многочисленные их изменения, не могут в полной мере гарантировать защиту интересов участников нотариального действия, а также нотариуса.

Одно из правил нотариальных действий обязывает нотариуса или лицо, его за мещающее, на стадии возбуждения нотариального производства выяснить дееспособность лица, обратившегося за совершением нотариального действия, т.е. установить способность граждан своими действиями при обретать гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.


Однако в действующем законодательстве не только отсутствует механизм установления нотариусами дееспособности, но даже не предусмотрены правовые основания выполнения ряда необходимых для этого действий.

Так, у нотариуса нет законных оснований делать запросы в медицинские учреждения, обращаться за помощью к специалистам-психиатрам, поскольку указанные сведения являются врачебной тайной. Вместе с тем, нотариальная деятельность также основана на принципе нотариальной тайны, что выгодно отличает ее от деятельности других органов бесспорной гражданской юрисдикции.

Представляется, что такое право должно быть законодательно закреплено и не противоречит современному состоянию законодательства о нотариате. Указанное, позволит свидетельствовать нотариальные действия, которые будут обладать высокой степенью доказательственной силы, что будет способствовать снижению количества судебных споров. К тому же, до принятия нового закона «О нотариате и нотариальной деятельности» механизм взаимодействия данных органов уже будет отлажен.

В соответствии с Основами, в случае возникновения у нотариуса сомнений, в психическом здоровье обратившегося к нему лица, он вправе отложить совершение нотариального действия и направить в суд запрос о том, был ли данный гражданин лишен или ограничен в дееспособности. Однако реализовать данное право на практике весьма проблематично по следующим основаниям.

Заявление о признании гражданина недееспособным рассматривается в суде по месту жительства этого лица, а если гражданин помещен в психиатрическое или психоневрологическое учреждение - по месту нахождения этого учреждения. Впоследующем гражданин может неоднократно поменять место жительства, о чем он не обязан сообщать нотариусу. Из чего следует, что решение суда о признании гражданина недееспособным может быть вынесено любым судом РФ.

Представляется необходимым создание электронной базы данных, позволяющей нотариусу быстро проверить дееспособность гражданина на предмет нахождения его на учете в психоневрологическом, наркологическом диспансерах, лечебных учреждениях, обращениях в поликлинику на момент совершения нотариального действия, для выяснения психофизического состояния лица, обратившегося за совершением нотариального действия.

Это имеет значение и свете существенного расширения возможности использования в нотариальной деятельности электронных технологий. Так, заинтересованное в совершении нотариального действия лицо может обратиться к нотариусу в электронной форме. Такое обращение должно быть подписано квалифицированной электронной подписью.


Еще одним пробелом в действующем законодательстве является отсутствие фиксации совершения нотариального действия путем протоколирования и ведения аудио и видеозаписи. Ведение протоколов нотариальных действий, аудио и видеозаписи, обусловлено необходимостью фиксации тех обстоятельств, которые невозможно отразить в тексте самого нотариального акта. При этом следует заметить, что в случае оспаривания совершенного нотариального действия в суде данные средства могут служить доказательствами по делу. Для этого необходимо законодательное регулирование порядка составления протоколов нотариальных действий и ведения аудио и видеозаписи, определения в каких случаях должен и может вестись протокол нотариального действия аудио и видеозапись, процедурные правила ведения, форма и содержание.

Представляется, что фиксация нотариальных действий связанных со сделками с движимым и недвижимым имуществом, договоры займа между гражданами, удостоверения завещаний с помощью составления протоколов нотариальных действий и ведения аудио и видеозаписи должна быть обязательной, в остальных случаях факультативной: т.е. по желанию участников нотариального действия.

В ходе проведенного анализа действующего законодательства о нотариате, проектов федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в РФ», судебной практики становится очевидным факт того, что нотариат как особый и независимый правозащитный институт нуждается в «активном» реформировании. Положения действующего законодательства, регулирующего нотариальную деятельность, во многом уже не отвечают современным реалиям. Устаревшие правовые нормы и отсутствие детального правового регулирования правил совершения нотариальных действий не позволяют использовать в полной мере все возможности, которыми обладает данный правовой институт.

Список использованных источников

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ // Российская газета. - 1993. - № 237; СЗ РФ. - 2009. - №4. - Ст. 445. 

2. Проект Федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» (подготовлен Минюстом России) // «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PRJ&n=110389#04435279 5313129456/ (дата обращения: 04.06.2019). 

3. Письмо Федеральной нотариальной палаты от 20 ноября 2017 г. № 5083/03-16-3 «О правомерности взимания платы нотариусами за оказание услуг правового характера при совершении нотариальных действий» // «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http ://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2833 3 9/ (дата обращения: 04.06.2019).


4. Гончарук Ю.С. Правовое регулирование нотариальной деятельности в России // Право и порядок: приоритетные направления развития: сборник научных трудов. Хабаровск: ДвГУПС, 2019. С. 91-95.

5. Зайцева Т.И., ГалееваР.Ф. Настольная книга нотариуса. - М., 2015. - С. 106.

6. Кириллова Е.А. Учет завещаний в единой информационной системе нотариата Российской Федерации // Наследственное право. 2015. № 3.

7. Куленко Н.И. Нотариат в системе органов государственного управления // Вестник ЧелГУ. 2016. №1. - С. 37.

8. Нотариат: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / авт. коллектив: Балтутите И.В., Гончаров А.И., Иншакова А.О. Рыженков А.Я. [и др.]; под ред. А.О. Иншаковой, А.Я. Рыженкова. М.: Издательство Юрайт, 2018. С. 419.

9. Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26 июня 2018 г. № 31-КГ18-3 // ГАРАНТ.ру. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71877868/ (дата обращения: 04.06.2019).

10. Соколова Е.И. Нотариальная палата субъекта Российской Федерации в механизме реализации конституционного права граждан на квалифицированную юридическую помощь // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 6. С. 57—61.

  1. Соколова Е.И. Нотариальная палата субъекта Российской Федерации в механизме реализации конституционного права граждан на квалифицированную юридическую помощь // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 6. С. 57—61.

  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // СЗ РФ. 2014. №31. Ст. 4398. - Ст. 10.

  3. Куленко Н.И. Нотариат в системе органов государственного управления // Вестник ЧелГУ. 2016. №1. - С. 37.

  4. Зайцева Т.И., ГалееваР.Ф. Настольная книга нотариуса. - М., 2015. - С. 106.

  5. Гончарук Ю.С. Правовое регулирование нотариальной деятельности в России // Право и порядок: приоритетные направления развития: сборник научных трудов. Хабаровск: ДвГУПС, 2019. С. 91-95.

  6. Нотариат: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / авт. коллектив: Балтутите И.В., Гончаров А.И., Иншакова А.О. Рыженков А.Я. [и др.]; под ред. А.О. Иншаковой, А.Я. Рыженкова. М.: Издательство Юрайт, 2018. С. 419.

  7. Проект Федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» (подготовлен Минюстом России) // «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PRJ&n=110389#04435279 5313129456/ (дата обращения: 04.06.2019).

  8. Письмо Федеральной нотариальной палаты от 20 ноября 2017 г. № 5083/03-16-3 «О правомерности взимания платы нотариусами за оказание услуг правового характера при совершении нотариальных действий» // «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http ://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2833 3 9/ (дата обращения: 04.06.2019).

  9. Нотариат: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / авт. коллектив: Балтутите И.В., Гончаров А.И., Иншакова А.О. Рыженков А.Я. [и др.]; под ред. А.О. Иншаковой, А.Я. Рыженкова. М.: Издательство Юрайт, 2018. С. 419.

  10. Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26 июня 2018 г. № 31-КГ18-3 // ГАРАНТ.ру. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71877868/ (дата обращения: 04.06.2019).