Файл: Нотариат в РФ(Теоретические аспекты нотариальной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание

Введение 3

Глава 1 Теоретические аспекты нотариальной деятельности 6

1.1 История развития нотариата в России 6

1.2 Место нотариата в системе разделения властей 13

Глава 2 Практические аспекты нотариальной деятельности 16

2.1 Актуальные проблемы правового регулирования профессиональной деятельности нотариусов в РФ 16

2.2 Совершенствование законодательства о нотариате 22

Заключение 28

Список использованных источников 32

Следует отметить заслуженную критику закреплённых в УК РФ целей уголовного наказания. Д.А. Шестаков полагает, что «уголовно-правовым мерам противодействия преступности в условиях сегодняшнего и завтрашнего дня должны быть присущи следующие функции: 1) удержание лица, совершившего преступление, от возобновления подобного (функция защиты человека), 2) реституция (восстановление положения потерпевшего), 3) ре социализация виновного. Законодательное закрепление подобных функций могло бы соответствующим образом направить дальнейшее развитие уголовного права в целом [10, с. 13].

Введение

Современный период развития Российского государства характеризуется глубоким реформированием политических, экономических, социальных, правовых и других основ общественной и государственной жизни. Проводимые реформы существенно отразились и на функциях нотариата, его месте и роли в обеспечении прав, свобод и законных интересов граждан, а также юридических лиц.

В правовой системе современной России нотариат занимает особое место, являясь институтом оказания юридической помощи гражданам и юридическим лицам в сфере защиты их правовых интересов, в сфере предупреждения и предотвращения споров между участниками (субъектами) правовых отношений. 

Вместе с тем, правовую политику государства в отношении нотариата нельзя назвать однозначной. Имеется ряд концептуальных и законодательных проблем, которые сдерживают развитие исследуемого института. Они связаны как с действующими Основами законодательства РФ о нотариате, так и с гражданским, финансовым, налоговым и другими отраслями российского законодательства.

Противоречивые законодательные решения во многом являются следствием того, что институт нотариата, его возможности не до конца поняты и не оценены в полной мере. Такие решения зачастую вызваны отсутствием фундаментальных теоретико-правовых исследований общественных отношений, складывающихся в сфере нотариальной деятельности.


Социально - правовой институт нотариата является неотъемлемой частью правовой системы России, что закреплено в п. «л» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, где он отнесен к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Однако нотариат, как в принципе и вся современная российская правовая система, сегодня подвергаются кардинальному реформированию, что связано в первую очередь с переходным этапом развития нашего общества.

Теоретическое осмысление места и роли нотариата в правовой системе России, его связи и взаимодействия с правоохранительными и другими государственными органами в сфере обеспечения правопорядка, прав и свобод граждан имеет принципиальное значение в деле построения правового государства в нашей стране.

Актуальность темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с выяснением места и роли нотариата в механизме обеспечения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в РФ. Именно нотариат является тем уникальным правовым институтом, который на всех этапах формирования и развития гражданского общества обеспечивает законность общественных отношений и осуществляет защиту прав и законных интересов граждан.

Цель курсовой работы - проанализировать нотариат в РФ.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить историю развития нотариата в РФ;

- исследовать место нотариата в системе разделения властей;

- выявить актуальные проблемы правового регулирования профессиональной деятельности нотариусов в РФ;

- рассмотреть совершенствование законодательства о нотариате.

Объектом выступает нотариат как комплексный организационный и правовой институт государства и гражданского общества, как элемент российской правовой системы.

Предмет исследования составляют правовые основы, содержание и формы организации и деятельности нотариата в правовой системе в период формирования правового государства и гражданского общества в Российской Федерации.

Для разработки избранной темы использовались современные научные методы (общие, частные, специальные), в том числе диалектико-материалистический, комплексный, системный, исторический, сравнительно- правовой, логический, социологический, функциональный и др.

При написании работы были использованы труды следующих авторов: Гончарук Ю.С., Зайцевой Т.И., Галеевой Р.Ф., Кирилловой Е.А., Куленко Н.И., Соколовой Е.И.

Основная часть


Глава 1 Теоретические аспекты нотариальной деятельности

История развития нотариата в России

Зачатки нотариата в России уходят своими корнями во времена крещения Руси. Уже тогда оформились первые признаки нотариата в отношении граждан. Ученые-юристы не приходят к единому мнению о приблизительной, не говоря уже о конкретной, дате становления нотариата в России. Существует ряд признаков, которые позволяют с уверенно определить более узкий период времени появления нотариата. Следует обратить внимание на то, что, как и многие страны Европы, Россия провела частичную рецепцию римского права в части нотариальной деятельности в рамках сохранения политических, экономических, социальных, правовых, культурных и иных исторически определенных ценностей. Рецепция права была обусловлена развитием товарно-денежных и товарно-обменных отношений среди населения. Не стоит забывать о том, что на формирование правовой системы России значительное влияние оказывала церковь. Из доводов, изложенных выше можно сделать вывод, что оформление системы нотариата в России началось в период принятия христианства на Руси, а именно. X—XI вв.

Источниками права, регулирующими отношения нотариальной деятельности того периода, являлись:

Новгородская и Псковская судные грамоты, Судебник 1497 г., Судебник 1550 г.

Формирование института нотариата ученые связывают с приходом к власти Романовых. Уже к XVI в. такие работники как писцы, площадные подьячие образуют особое профессиональное сословие, которое осуществляет подтверждение совершения сделок за вознаграждение.

При царе Алексее Михайловиче роль нотариусов перешла к стрельцам, которые за свою работу не получали жалования от государства. Плату они брали с тех лиц, которые обращались к ним за услугой. Такая плата называлась «писчее», «пошлина» или «могарыч».

Площадные подъячие были объеденены в артели с взаимной круговой порукой. В зависимости от количества человек, населяющих тот или иной город, состав артели варьировался от 15 до 24 человек. Договорные грамоты, составленные ими, подлежали обязательной регистрации в Оружейной палате. Надзор за их деятельностью осуществлял Приказ крепостных дел.

Согласно Соборному уложению 1649 г. на стороны сделки, называвшейся в то время «крепостью», была возложена обязанность совершать сделки только через площадных подьячих. Обязательным было составление справки к последующей регистрации в Поместном приказе. Как указывало Соборное уложение, всякая крепость должна была закачиваться подписью лица, ее дающего. Акты, составленные площадными подьячими необходимо было регистрировать в книгах в приказах и только после этого они поступали в Печатный приказ, где они скреплялись государственной печатью.


Следующий этап развития нотариата принято связывать с периодом правления императора Петра I. В данный период становление института нотариата шло по пути формирования государственных органов, которым было передано право совершения всех сделок. Данные сделки необходимо было совершать на гербовой бумаге, за что и взималась плата — пошлина. В это же время Петром I был полностью упразднен институт площадных подьячих.

Невзирая на те реформы, которые провел Петр I, нотариальной системы, представляющей единый орган для совершения актов, сформировано так и не было. Все это привело к тому, что в 1701 г. совершение крепостных дел вновь возвращается в ведение площадных подьячих.

С течением времени организация и деятельность российского нотариата развивалась и совершенствовалась. Законодательно были закреплены жесткие требования к лицам, желающим претендовать на должность нотариуса. К таким требованиям относились: гражданство, возраст, не превышающий возраста общей дееспособности, стаж профессиональной деятельности, а также нравственные качества претендента.

Определение «нотариус» находит первое отражение в 1729 г. в Вексельном уставе. В данном документе находится упоминание о публичных нотариусах, которые отражали протесты в неплатеже векселей и отсрочки в платеже. Следующим этапом развития нотариата является появление нотариусов исключительно для торговых сделок (в 1781 г.) и биржевых нотариусов (в 1831 г.).

Одновременно с развитием самой системы нотариата развивались и расширялись профессиональные обязанности нотариусов. В это время вводится обязанность нотариуса по внесению залога в обеспечение своих должностных действий. Такой залог обеспечивал право обратившегося к нотариусу лица на возмещение вреда, причиненного нотариальным действием, а также обязанность проживать в месте, назначенном ему правительством.

Нововведение в законодательство о нотариате появилось в Своде законов Российской империи при Николае I. В данном законодательном акте был определен порядок составления письменных актов об отчуждении недвижимых имуществ и крепостных людей. Для этого были созданы при палатах гражданского суда, а в уездах — при уездных судах особые крепостные отделения, состоящие из крепостных писцов и надсмотрщиков. Составленный крепостными писцами и надсмотрщиками письменный акт поступал на рассмотрение присутствия суда. После удостоверения в личности лиц, совершавших сделку, в праве продавца на отчуждение имущества, в отсутствие в условиях сделки противоречий законодательству, суд производил на письменном акте отметку «совершить по закону» и возвращал этот акт надсмотрщику, который дословно вносил акт в крепостную книгу.


Период правления Александра II тесно связан с правовыми реформами, в том числе и реформами в сфере нотариальной деятельности. В частности, в 1864 г. была проведена судебная реформа. Статьей 11 Закона от 20 ноября 1864 г. «Учреждение судебных установлений» было определено местонахождение нотариусов совместно с канцелярией, судебными приставами, присяжными поверенными, кандидатами на должности по судебному ведомству при судебных местах. Законодательно закрепилось место нотариусов в столицах, губернских и уездных городах, уездах. Они заведовали совершением актов и иными нотариальными действиями на основании особого Положения о них. Данные действия осуществлялись под наблюдением судебных мест.

Принятое 14 апреля 1866 г. Положение о нотариальной части стало первым всеобъемлющим актом, регулирующим нотариат на территории Российской империи. С момента принятия данного Положения нотариус был признан лицом, которое специально наделялось властью совершать и свидетельствовать нотариальные акты в России. Даже после принятия Положения о нотариальной части в некоторых губерниях и областях России функции нотариуса были возложены на должностных лиц полиции. К таким регионам можно отнести, например, губернии и области Сибири.

Принятие Положения о нотариальной части привело к значительному сокращению чиновничьего аппарата. В частности, были ликвидированы учреждения крепостных дел, должности чиновников крепостных дел (крепостных надсмотрщиков, секретарей и писцов) и должности публичных нотариусов. Среди нотариусов существовала градация, которая определяла и их должностные обязанности. Старшие и младшие нотариусы выполняли обязанности по совершению и засвидетельствованию актов. В случае, если в населенном пункте отсутствовали нотариусы, его обязанности возлагались на представителей судебной власти. Обязанности нотариуса могли быть исполнены мировыми судьями или городскими судьями, а в уездных городах, включенных в состав земских участков, — уездными членами окружного суда.

Положение регулировало не только порядок назначения на должность нотариуса, его компетенцию, полномочия и ответственность, но и определяло сам порядок совершения отдельных нотариальных действий. Определением количественного состава нотариата в силу Положения о нотариате занимался Минюст России, согласовывая свои действия с Министерствами финансов и внутренних дел.

Положение о нотариальной части было действующим и регулировало деятельность нотариусов вплоть до 1917 г.