Файл: Нотариат в РФ(Теоретические аспекты нотариальной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Октябрьская революция 1917 г. коренным образом изменила ход развития нотариата в России.

ВЦИК и СНК РСФСР принятым Декретом о суде от 24 ноября 1917 г. упраздняет действующие до этого момента государственные органы власти, в число которых попадают суды и иные институты судебной системы (судебные следователи, прокурорский надзор, присяжную и частную адвокатуру). Входящий в систему судебных органов нотариат был упразднен в 1918 г. Все городские нотариальные конторы были закрыты, а функции нотариусов распределены между другими органами власти соответственно их компетенции: отделами социального обеспечения, записи актов гражданского состояния, юридическими отделами, народными судьями и т.д.

Однако, существовать без системы нотариата не представлялось возможным. В связи с этим уже с февраля 1919 г. государством учреждены нотариальные столы. Образуются они при органах судебной власти в городах и уездах. Однако, компетенция нотариусов в этот период была весьма узка и сводилась в основном к удостоверению различного рода обстоятельств, свидетельствованию верности копий с документов и подлинности подписей.

Период НЭПа потребовал введения института нотариального заверения сделок, которые совершались между сторонами экономического оборота, в частности между частными лицами и государственными организациями. При этом, сделки, не заверенные нотариально, признавались недействительными.

Изменения в экономике страны привели к необходимости принятия Положения о государственном нотариате РСФСР и 4 октября 1992 г. СНК РСФС принял такое положение. Оно заложило основы советского нотариата. Данное Положение определило советский нотариат как самостоятельное государственное учреждение, входящее в систему органов юстиции.

Данное положение определило следующие функции нотариата:

засвидетельствование договоров, заключаемых между различными лицами гражданско-правового оборота;

совершение протеста векселей; засвидетельствование доверенностей, копий документов, выписок из торговых книг и подлинностей подписей;

V- удостоверение бесспорных обстоятельств; принятие на хранение документов.

Оплата работы нотариусов осуществлялась за счет государства.

Первым нормативным правовым актом, регламентирующим деятельность нотариата, стало постановление «Об основных принципах организации государственного нотариата», принятое ЦИК и СНК СССР 4 мая 1926 г. Согласно положениям данного постановления, нотариальные функции были возложены на государственные нотариальные конторы.


Положение Постановления «Об основных принципах организации государственного нотариата» наделяло отдельные союзные республики правом на совершение отдельных нотариальных функций органами судебной власти либо исполнительными комитетами.

Следующим шагом в развитии нотариата стало принятие 19 июля 1973 г. Верховным Советом СССР Закона СССР. «О государственном нотариате», а также Закона РСФСР «О государственном нотариате» от 2 августа 1974 г. Принятые нормативно-правовые акты регулировали деятельность нотариальных контор, определяли компетенцию иных органов, совершающих нотариальные действия, а также определяли порядок совершения каждого нотариального действия.

Согласно нововведениям в законодательстве сведения о совершенных нотариальных действиях стали более закрытыми. Нотариат действовал в рамках одной организационной системы и являлся государственным, а государственный нотариус признавался должностным лицом.

Экономические реформы, начавшиеся в начале 90-х годов ХХ в., приватизация и изменение форм собственности в России приводят к восстановлению системы нотариата. Данные изменения потребовали адекватных правовых способов защиты участников гражданского оборота, в том числе и путем развития системы нотариата.

Реформирование всех систем власти государства в данный период обусловило выделение нотариального права в отдельную, самостоятельную отрасль права. Данная отрасль объединила в себе нормы, регулирующие порядок совершения нотариальных действий, а также взаимоотношения сторон в нотариате (нотариусов и физических и юридических лиц).

Формирование нотариата в начале 90-х годов ХХ в. приблизило данный институт к нотариату латинского типа.

Нотариат латинского типа полезен и экономичен для общества, так как сочетает в себе такие функции, как правоохранительные, обеспечивая соблюдение законности и правомерности волеизъявления участников гражданских правоотношений; при этом нотариат латинского типа является самоокупаемым и не зависит от государства и его бюджета.

Период развития нотариата в современной России начинается с принятием в 1993 г. Основ законодательства Российской Федерации о нотариате. Именно в данный период появляются нотариусы частной практики. Новую систему нотариата признают не только в стране, но и за ее пределами. В 1995 г. российский нотариат стал полноправным членом Международного Союза латинского нотариата. Принятием Основ законодательства Российской Федерации о нотариате преобразования российского нотариата не ограничились. Вступивший в силу новый Гражданский кодекс РФ и следующие за ним федеральные законы признали нотариат профессиональной деятельностью, не преследующей своей целью извлечение прибыли, чем и вернули нотариусам их историческую функцию[1].


Преобразования в системе нотариата значительно сузили его полномочия по сравнению с нотариатом советского периода, хотя данный период времени характеризовался отсутствием рыночных отношений и частной собственности.

1.2 Место нотариата в системе разделения властей

Нотариат является уникальным правовым институтом, который, осуществляя свои действия от имени Российской Федерации, призван обеспечить защиту прав и законных интересов участников гражданского оборота. На его стремительное развитие в современной России повлиял переход к рыночной экономике, возникновение частной собственности, и как вследствие этого появление потребности в охране и защите имущественных и лично-неимущественных прав.

До сегодняшнего дня правовая природа нотариата остается мало изученной. На протяжении более двадцати лет деятельность нотариата демонстрирует двойственную сущность: функционирует на стыке государства и гражданского общества. Нотариат можно назвать публичным институтом:

Во-первых, государство делегировало нотариату правоохранительную функцию, которая заключается в правовой охране и защите прав и законных интересов участников гражданского оборота.

Во-вторых, нотариат стал средством упорядочивания гражданско-правовых отношений, придавая им стабильный и законный характер.

В связи с вышесказанным возникает научный интерес в определении сущности нотариата, его особого места в системе разделения властей.

Всем известна теория разделения государственной власти, детально разработанная Ш.Л. Монтескье. Она нашла свое применение во всех правовых государствах, в том числе и в Российской Федерации. Так, согласно статьи 10 Конституции Российской Федерации[2] государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Несмотря на осуществление нотариусами различных видов деятельности от имени Российской Федерации, предусмотренных Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, его правовое положение до сих пор законодательно не закреплено. В связи с этим, возникает закономерный вопрос: какое место занимает нотариат в правовой системе России? Для того, чтобы дать на него правильный ответ для начала необходимо соотнести нотариат с каждым видом государственной власти.

В Российской Федерации законодательная власть осуществляется парламентом - Федеральным Собранием. Основным направлением его деятельности является принятие Федеральных законов. В свою очередь нотариат, руководствуясь федеральным законодательством и законодательством субъекта РФ, выступает в качестве правоприменительного органа, который призван применять нормы права, принятые в установленном порядке органами законодательной власти, тем самым регулируя общественные отношения, предотвращая нарушения прав и интересов граждан[3].


Что касается судебной ветви власти, то стоит отметить ее особое взаимодействие с институтом нотариата. Еще до установления принципа разделения властей в юридической науке доминировала точка зрения советского профессора Николая Борисовича Зейдера, согласно которой деятельность суда и нотариата объединялась и признавалась в качестве гражданско-процессуальной. В настоящее время данная концепция не имеет средств для существования. Стоит обратить внимание на взаимодействие двух институтов:

- суды правомочны осуществлять судебный контроль за правомерностью деятельности нотариусов на основании поступивших жалоб (о совершении или об отказе в совершении нотариальных сделок), рассматривать дела, связанные с оспариванием нотариальных сделок, приостанавливать полномочия нотариуса.

- в свою очередь нотариальные действия способствуют скорейшему рассмотрению и разрешению дел судом, среди которых обеспечение доказательств.

Кроме того, обстоятельства, подтвержденные нотариусом при совершении нотариального действия, не требуют доказывания в судебном процессе.

Безусловно, судебная власть и нотариат имеют общие черты, однако отождествлять их не следует. В качестве подтверждения можно привести норму Конституции РФ, согласно которой правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами. Основной задачей судов является осуществление правосудия в рамках конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Функция нотариата же заключается в досудебной защите прав и законных интересов граждан.

Сегодня существует две полярные точки зрения относительного того, входит ли нотариат в состав исполнительной ветви власти или нет. Согласно первой, нотариат является органом государственной власти, входит в состав Министерства юстиции Российской Федерации. Ее сторонники в качестве подтверждения приводят следующие доводы:

Во-первых, Министерству юстиции РФ делегирован широкий круг правомочий в сфере нотариата, среди которых: осуществление функций по выработке и реализации государственной политики в сфере нотариата, по организации контроля в сфере нотариата, по учреждению и ликвидации должности нотариуса и т.д.

Во-вторых, выполнение названных ранее контрольных и организационных функций характерно для вышестоящего государственного органа в рамках одной системы;

В-третьих, нотариат, как и другие органы исполнительной власти, выполняют правоприменительные, удостоверительные полномочия.


Другая точка зрения состоит в том, что нотариат не является органом исполнительной власти, и ранее названные доводы в поддержку полярной точки зрения выступают подтверждением наличия системы сдержек и противовесов при разделении государственной власти на ветви [4].

С данным мнением трудно не согласиться, так как наличие полномочий Министерства юстиции РФ в сфере нотариата не может подтвердить отнесение института нотариата к исполнительной ветви власти. Данный вывод можно подтвердить, проведя аналогию с судебной властью, ведь, как было сказано ранее, суд также осуществляет регулятивные функции в сфере нотариата.

Таким образом, проведенное соотношение нотариата со всеми существующими ветвями власти в Российской Федерации позволило констатировать, что нотариат не относится ни к одной из них. Нотариат обладает публично-правовой природой, которая проявляется при организации его деятельности: осуществление нотариальных действий от имени Российской Федерации, четкая внутренняя, а также территориальная организация, строгий государственный контроль. Однако данное положение не позволяет отнести его к числу государственных органов.

.

Глава 2 Практические аспекты нотариальной деятельности

2.1 Актуальные проблемы правового регулирования профессиональной деятельности нотариусов в РФ

На протяжении длительного времени в научной литературе рассматриваются вопросы правового регулирования нотариальной деятельности и говорится о необходимости кардинальных законодательных изменений в рассматриваемой сфере[5]. Широкое обсуждение получил проект Федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации», подготовленный Министерством юстиции РФ, который содержит положения, выработанные юридической наукой, и восполняет пробелы действующего правового регулирования[6].

Необходимо отметить, что правовые основы нотариальной деятельности составляют: Конституция РФ, Основы законодательства РФ о нотариате, федеральные законы, подзаконные нормативно-правовые акты, а также законодательство субъектов РФ. Однако, несмотря на достаточно широкую нормативную базу, легальное определение таких базовых правовых категорий, как «нотариальная деятельность» и «нотариальное действие», в настоящее время отсутствует. Указанное обстоятельство создает достаточно серьезные противоречия на практике, связанной с финансированием нотариальной деятельности. Речь идет, в частности, о взимании платы за оказание услуг правового и технического характера.