Файл: Правовые основы оперативно-розыскной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Процессуальным основанием для проведения контроля, прослушивания и записи телефонных переговоров является судебное решение, поскольку это следственное действие ограничивает конституционные права граждан Российской Федерации на неприкосновенность личной жизни, тайну телефонных и иных переговоров, свободу слова.

В постановлении следователя о возбуждении ходатайства о контроле и записи переговоров должно быть указано уголовное дело с квалификацией расследуемого преступления, поскольку данное следственное действие может производится только по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях. В соответствии со ст. 15 УПК РФ к ним относятся деяния, за которые судом может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок более 5 лет.

В постановлении также указываются фамилии, имена, отчества лиц, переговоры которых должны контролироваться и записываться. Представляется, что в постановлении необходимо указать какие переговоры – устные или с использованием технических средств следует контролировать, вид и номер каналов связи.

В названном постановлении фиксируются сроки, субъекты и основания проведения данного следственного действия.

Постановление направляется на согласование прокурора, а затем для рассмотрения по существу в суд.

Однако, имеются исключения из описанного порядка. В случаях поступления угроз насилием, совершения вымогательства, иных преступных действий в отношении потерпевшего, свидетелей, их родственников и близких контроль может проводиться по заявлению перечисленных субъектов без испрашивания судебного разрешения. Но и в этих ситуациях по смыслу ч. 4 и 5 ст. 186. УПК РФ следователь должен вынести постановление.

Близкими родственниками являются супруги, родители, усыновители, усыновленные, дети, братья, сестры, бабушки, дедушки, внуки (ч. 4 ст. 5 УПК РФ). К числу родственников, не относящихся к близким относятся лица, состоящие в любой степени родства с потерпевшими и свидетелями – дяди, тети, двоюродные братья и сестры, племянники.

Круг близких лиц в нормах права четко не определен. В ч. 3 ст. 5 УПК РФ говорится, что к таковым относятся лица, не относящиеся к близким и иным родственникам, находящиеся со свидетелями, потерпевшими в отношениях свойства, а также субъекты, жизнь, здоровье и благополучие которых дороги названным участникам уголовного процесса в силу сложившихся личных отношений. Такое понятие предполагает оценку сложившихся отношений в каждой конкретной ситуации.


Фактическими основаниями являются полученные в ходе расследования данные о том, что конкретные лица, обладающие сведениями, имеющими значение для уголовного дела, используют или могут использовать их при ведении переговоров с другими субъектами.

В законе не содержится требований относительно описания полноты и достоверности оснований контроля и записи переговоров. Этот вопрос также решается в зависимости от условий реальной следственной ситуации. Например, в случае поступления заявлений от свидетелей, потерпевших об указанных в законе (ч. 2 ст. 186 УПК), этот факт должен быть отражен в постановлении.

Фактическим основанием для проведения этого следственного действия является информация о том, что субъект обладает сведениями, которые могут иметь значение для расследования уголовного дела. Такая информация может быть получена в результате проведения следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Достаточность оснований для производства контроля и записи переговоров отдельных субъектов определяется по внутреннему убеждению следователя и прокурора, на основе закона, жизненного и профессионального опыта.

Однако закон предусмотрел и особый порядок (исключительный) контроля и записи телефонных переговоров в отношении потерпевшего, свидетеля или их близких и родственников. Во-первых, это наличие угрозы насилия, например причинения смерти, телесных повреждений, уничтожения имущества путем поджога, взрыва, вымогательства и других преступных действий. Необходимо, чтобы указанные действия таких лиц содержали признаки состава преступления. Во-вторых, требуется письменное заявление потерпевшего, свидетеля и их близких родственников и всех членов семьи. Контролироваться, прослушиваться и записываться могут лишь личные их телефоны. Если согласии отсутствует, то есть нет письменного заявления, требуется судебное решение.

Срок данного следственного действия не может превышать шести месяцев. Оно прекращается по постановлению следователя, если необходимость в нем отпадет, но не позднее истечения срока расследования по уголовному делу.

Постановление следователя исполняется оперативно-розыскными подразделениями МВД, ФСБ, Минюста, органами пограничной службы, государственной охраны, таможни, с подключением к стационарной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, юридических и физических лиц, представляющих услуги связи.

Как и другие следственные действия при проведении контроля и запись переговоров выделяются три этапа: подготовительный, контрольно-исследовательский, заключительный.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как известно, по каждому делу оперативного учета составляется план конкретных ОРМ, которые необходимо провести в установленные сроки. Выбор средств и методов проведения оперативно-розыскной работы по делам этой категории чрезвычайно широк и включает в себя все перечисленные в Законе ОРМ (ч. 1 ст. 6 Закона «Об ОРД»). Однако нельзя ограничиваться разработкой рекомендаций лишь отдельных ОРМ. Наиболее эффективную часть арсенала оперативно-розыскных и следственных подразделений составляют комплексы ОРМ, следственных и других действий.

К мероприятиям судебного санкционировния относятся оставшиеся три ОРМ: контроль почтовых отправлений, прослушивание телефонных переговоров и снятие информации с технических каналов связи. Данные мероприятия ограничивают конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища, а поэтому в соответствии со ст.ст. 23 и 25 Конституции РФ и ст. 8 Закона об ОРД требуют судебного решения на их проведение. Данные мероприятия в ведомственных нормативных актах именуются оперативно-техническими мероприятиями, поскольку основаны на применении специальных технических средств и осуществляются специально уполномоченными субъектами - оперативно-техническими подразделениями органов, осуществляющих ОРД. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений - это оперативно-техническое мероприятие, проводимое на основании судебного решения и заключающееся в получении информации о преступной деятельности подозреваемых лиц путем негласного просмотра почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений. В теории и практике ОРД вскрытие и просмотр почтовых отправлений издавна назывались перлюстрацией корреспонденции, однако современные средства передачи информации все в большей степени используют различные возможности электрической связи вместо традиционной почтовой. В связи с этим следует признать, что употребляемое в законе название данного оперативно-розыскного мероприятия значительно шире понятия перлюстрации корреспонденции. Объектами контроля могут выступать письма, телеграммы, посылки, бандероли, денежные переводы и иная корреспонденция, передаваемая по сетям почтовой связи. Контролю может подвергаться корреспонденция, адресованная конкретному лицу или исходящая от него, а также вся корреспонденция, поступающая в конкретный адрес или исходящая из него. Целью контроля является получение информации, содержащейся в почтовых отправлениях, о преступной деятельности проверяемого лица, о его криминальных связях, о местонахождении разыскиваемого.


Контроль почтовых отправлений следует отличать от контролируемой поставки предметов, отправляемых по почтовой связи. Если контроль почтовых отправлений носит длящийся характер, то контролируемая поставка распространяется на конкретную посылку и носит разовый характер. Кроме того, их отличают цели и субъекты проведения. Максимальный срок оперативного контроля почтовых отправлений не может превышать шести месяцев и указывается в судебном постановлении. При необходимости продления контроля судья принимает об этом отдельное решение на основании вновь представленных материалов. К телефонным переговорам, являющимся объектом данного ОРМ, следует относить передачу информации путем речевого (аудиального) общения, осуществляемого в непрерывном режиме, между двумя или более собеседниками, с помощью средств электросвязи, а также одностороннюю передачу речевой информации одного абонента на автоматическое записывающее устройство другого. Телефонные переговоры, в зависимости от месторасположения абонентов, могут быть местными (т.е. осуществляемыми в пределах одного административного района, города), междугородними и международными. К телефонным линиям связи относятся любые сети электросвязи общего пользования, предоставляющие соответствующие услуги населению; ведомственные сети связи, имеющие выход на сети связи общего пользования; выделенные сети связи непроизводственного назначения; сети подвижной радиотелефонной связи, а также системы глобальной подвижной персональной спутниковой связи. В правовом отношении для данного мероприятия не имеют значения технические характеристики используемых каналов связи (проводные линии, радиотелефонные каналы, каналы сотовой, спутниковой связи и т.д.). Абонентами телефонной связи являются граждане и организации, с которыми заключен договор об оказании услуг телефонной связи с выделением абонентского номера.

Порядок снятия информации с технических каналов связи и оформление его результатов регламентируется отдельными межведомственными, ведомственными нормативными актами и соответствует порядку проведения ПТП. Рассматриваемое мероприятие имеет немалое сходство с ПТП, поскольку линии телефонной связи, помимо передачи речевой информации, используются, как правило, для передачи факсимильных сообщений, цифровых данных, межкомпьютерного обмена, видеосигналов и иных сообщений. Для этого к телефонным линиям пользователи подключают как традиционные телефонные аппараты, так и обширный спектр другой электронной аппаратуры (факсы, модемы, компьютеры, охранные устройства сигнализации и др.). В этих условиях принципиальное отличие ПТП от снятия информации состоит в том, что в первом случае контролируется и фиксируется только речевая информация. Контроль же всех остальных форм передачи сведений (графических, текстовых, видеоизображений и иных) должен быть отнесен к снятию информации с технических каналов связи. Субъектом данного мероприятия, как правило, выступают оперативно-технические подразделения ОВД, ФСБ или органов по контролю за оборотом наркотиков. В отдельных случаях снятие информации с технических каналов связи может проводиться непосредственно сотрудником оперативного подразделения с привлечением при необходимости технических специалистов. Организационное и техническое обеспечение мероприятия во многом аналогично проведению ПТП и также, прежде всего, включает в себя подготовку необходимых юридических документов. Для осуществления данного мероприятия, в отличие от ПТП, используется более сложная электронная аппаратура, поскольку здесь возникает необходимость съема и преобразования (дешифровки) иных по своей физической природе сигналов. Электронные носители информации, полученные в результате проведения этого мероприятия, могут быть представлены следователю для использования в процессе доказывания при условии неразглашения сведений, составляющих государственную тайну.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // СПС «Консультант плюс».
  2. Уголовный Кодекс. От 24 мая 1996г. В ред. от 11 декабря 2014г.
  3. Уголовно-процессуальный кодекс. От 18.12.2001. В ред. от 31.12.2014
  4. ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». От 12.08.1995. В ред. от 21.12.2014
  5. ФЗ «О полиции». От 7.02.11. В ред. от 22.12.14.
  6. Комментарий к Федеральному Закону "Об оперативно-розыскной деятельности". С приложением решений Конституционного Суда Российской Федерации и Европейского Суда по правам человека. - Москва: ИЛ, 2016. - 889 c.
  7. Горяинов К.К. Оперативно-розыскная деятельность. Учебник/ К.К. Горяинов, В.С. Овчинский, А.Ю. Шумилов. М. 2012г.
  8. Доля Е.А. Использование в доказывании результатов ОРД. Учебное пособие/ Е.А.Доля. М. 2012г.
  9. Дубоносов Е.С Основы оперативно-розыскной деятельности. Курс лекций. / Е.С.Дубоносов. М. 2013г.
  10. Железняк Н.С. Основы оперативно-розыскной деятельности: конспективные ответы на традиционные вопросы. Монография / Н.С.Железняк. Красноярск. 2010г.
  11. Захарцев, С.И. Оперативно-розыскная деятельность в XXI веке: Монография / С.И. Захарцев. - М.: Инфра-М, Норма, 2017. - 766 c.
  12. Ишин А.М. Некоторые вопросы использования средств массовой информации в ходе выявления, раскрытия и расследования преступлений. Актуальные проблемы правоохранительной деятельности. Калининград. 2011г.
  13. Кваша Ю.Ф. Сущность, задачи, правовая основа и принципы ОРД. Конспект лекций/ Ю.Ф.Кваша, К.В.Сурков. СПб. 2011г.
  14. Кваша Ю.Ф. Федеральный закон Об оперативно-розыскной деятельности: Комментарий/ Ю.Ф. Кваша, К.В. Сурков, К.К. Горяинов. М. 2011г.
  15. Климов, И.А. Оперативно-розыскная деятельность. Учебник для студентов вузов. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник" / И.А. Климов. - М.: Юнити-Дана, 2016. - 892 c.
  16. Костюк М.Ф. Уголовно-правовые и криминологические проблемы борьбы с преступностью в исправительных учреждениях. Учебное пособие / М.Ф. Костюк М. 2013г.
  17. Лукашов В.А. Теоретические правовые и организационно-тактические основы ОРД органов внутренних дел. Ч.1., Сущность, предмет, задачи и структура теории ОРД внутренних дел. Учебное пособие / В.А.Лукашов. М. 2013г.
  18. Маркушин, А.Г. Оперативно-розыскная деятельность. Учебник для бакалавров: моногр. / А.Г. Маркушин. - М.: Юрайт, 2015. - 845 c.
  19. Маркушин, А.Г. Оперативно-розыскная деятельность. Учебник для СПО: моногр. / А.Г. Маркушин. - М.: Юрайт, 2016. - 938 c.
  20. Мешков В.М., Попов В.Л. Оперативно-розыскная тактика и особенности легализации полученной информации в ходе предварительного следствия. Учебно-практическое пособие. / В.М. Мешков, В.Л. Попов. М. 2003.
  21. Наумов А.В. Российское уголовное право. Общая часть. Курс лекций. /А.В. Наумов. М. 2011г.
  22. Николюк В.В. Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности": Научно-практический комментарий. В.В. Николюк, В.В. Кальницкий, А.Е. Чечетин. Омск. 2012г.
  23. Основы борьбы с организованной преступностью. В.С. Овчинского, В.Е. Эминова, Н.П. Яблокова. М. 2013г.
  24. Оперативно-розыскная деятельность. Словарь-справочник. - М.: Лань, Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России, 2015. - 384 c.
  25. Пронин, Константин Оперативно-розыскная деятельность. Краткий курс / Константин Пронин. - М.: Рипол Классик, 2013. - 136 c.
  26. Попов В.Л., Оперативно-розыскная тактика и особенности легализации полученной информации в ходе предварительного следствия. Учебное пособие / В.Л.Попов, В.М.Мешков. М. 2012
  27. Российское уголовное право. Общая часть. Учебник / М.П. Журавлев и С.И. Никулина. М. 2010г.
  28. Российское уголовное право. Особенная часть. Учебник/ М.П. Журавлев и С.И. Никулин. М. 2010г.
  29. Смирнов, М.П. Комментарии оперативно-розыскного законодательства РФ и зарубежных стран: Учебное пособие / М.П. Смирнов. - М.: Экзамен, 2017. - 544 c.
  30. Степашин С.В. Основы оперативно-розыскной деятельности. Учебник / С.В.Степашин. СПб. 2012г.
  31. Сурков К.В. Принципы ОРД и их правовое обеспечение в законодательстве, регламентирующем сыск. Монография / К.В.Сурков. СПб. 2011г.
  32. Сурков К.В. Федеральный закон Об оперативно-розыскной деятельности: Комментарий. К.В. Сурков, К.К. Горяйнов, Ю.Ф. Кваша. М. 2011г.
  33. Соловьев И.Н. ОВД проводят оперативно-розыскные мероприятия / И.Н. Соловьев // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2013. - № 2. - С. 16-21.
  34. Соловьев, И.Н. Оперативно-розыскная деятельность в сфере экономики и налогообложения / И.Н. Соловьев. - М.: Проспект, 2017. - 543 c.
  35. Халиков, А.Н. Оперативно-розыскная деятельность. Учебное пособие / А.Н. Халиков. - М.: Инфра-М, РИОР, 2016. - 881 c.
  36. Цветкова А.С. К вопросу о правовой регламентации осуществления некоторых оперативно-розыскных мероприятий / А.С. Цветкова // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2012. - № 10. - С. 44-49.
  37. Чувилев, А.А. Оперативно-розыскное право. Учебник/ А.А. Чувилев. М.2013
  38. Шумилов, А.Ю. Комментарий к Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд / А.Ю. Шумилов. - М.: Шумилова И.И., 2016. - 914 c.