Файл: Правовые основы оперативно-розыскной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПТП проводится на основании судебного решения либо на основании мотивированного постановления, вынесенного руководителем ОРО, в случаях, не терпящих отлагательства, которые могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ, а также в случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц - по их заявлению или с их согласия в письменной форме (см. ст.8 ФЗ об ОРД).

Предметом прослушивания могут быть только переговоры, ведущиеся с телефонов конкретных лиц либо находящихся в определенном адресе, где проживает (постоянно или временно), может скрывается, откуда либо куда может звонить соответствующее лицо - объект мероприятия. Прослушивание допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях (ст.8 ФЗ об ОРД).

Законодатель выделяет три категории объектов мероприятия по прослушиванию телефонных и иных переговоров. Это обвиняемые, подозреваемые и лица, которые могут располагать сведениями о тяжких или особо тяжких преступлениях.

Запись должна быть подлинной, а не копией, содержать полный текст, а не его части, т.е. должна исключать сомнения относительно ее монтажа. Установленный порядок хранения такой фонограммы исключает возможность подмены записи, ее фальсификацию, приведение в состояние, непригодное для проведения экспертного исследования, а также обеспечивает соблюдение прав и свобод человека при осуществлении ОРД.

Правила представления результатов ПТП в целях использования их в уголовном судопроизводстве ограничиваются требованиями вынесения об этом постановления руководителя ОРО. Однако немаловажно представление материалов звукозаписи переговоров таким образом, чтобы исключались сомнения в возможности внесения каких-либо изменений в содержащуюся в материалах информацию.

Для этого целесообразно представлять магнитную ленту (или другой технический носитель информации) в опечатанном виде, указывать в постановлении техническую характеристику аппаратуры, с помощью которой сделана запись телефонных переговоров, во избежание утраты информации при воспроизведении в процессе решения вопроса о допустимости использования в уголовно-процессуальном доказывании.

Важно, чтобы прослушивались только телефонные переговоры заявителя или лица, давшего согласие на прослушивание. Если осуществляется прослушивание телефона коллективного пользования, то в рассматриваемых условиях такое ОРМ может проводиться только при непосредственном подключении к телефонной линии абонента, когда контролироваться могут непосредственно разговоры этого лица.


Если телефон принадлежит конкретному пользователю, возможно проведение прослушивания и силами спецподразделений с подключением к станционной аппаратуре АТС.

Необходимо отметить, что в рассматриваемых случаях прослушиванию подлежат только входящие телефонные звонки. При этом представляется допустимой и запись переговоров.

К числу руководителей, с санкции которых может проводиться прослушивание при указанных обстоятельствах, следует относить начальника и его заместителя, ведающего ОРД, по месту проведения мероприятия.

Законодатель не указывает форму обязательного уведомления суда (судьи) как в случае неотложного проведения ОРМ, так и применительно к случаям прослушивания по заявлению или с согласия лица. Это дает возможность толковать форму уведомления суда как письменную или устную.

2.2. Снятие информации с технических каналов связи

Термин "технические каналы связи" не встречается в других законодательных актах, за исключением Федерального закона об оперативно-розыскной деятельности (далее - Закон об ОРД). Вместе с тем в этом Законе понятия технических каналов связи не дается. Данный пробел устранили ведомственные нормативные акты. Руководствоваться надо Инструкцией МВД России, объявленной Приказом МВД России от 10 июня 1994 г. В указанной Инструкции к техническим каналам отнесены телексные, факсимильные, селекторные, радиорелейные каналы передачи данных, линия абонентского телеграфирования и т.п . Следует согласиться с В.И. Михайловым и А.В. Федоровым, считающими, что к техническим каналам связи надо отнести также компьютерные сети и телекоммуникационные информационные системы.

С момента образования технических каналов связи, они стали использоваться не только законопослушными гражданами, но и преступниками. Связь позволяла им быстрее договариваться о готовящихся преступлениях, обсуждать уже совершенные деяния, оперативно связываться с преступными элементами, проживающими в соседних регионах, т.е. существенно расширила их возможности по осуществлению противоправной деятельности.

Соответственно с момента начала использования технической связи в преступных целях объективно появилась необходимость ее контроля правоохранительными органами, а также фиксации передаваемой по ней информации.


Вслед за решением вопросов, связанных с технической возможностью снимать и фиксировать передаваемую по каналам связи информацию, возник важнейший вопрос правовой регламентации этой деятельности.

С момента появления технической связи эта деятельность носила строго закрытый характер, составляла государственную тайну и регламентировалась только внутриведомственными нормативными актами. Более того, даже внутри правоохранительных органов использование оперативно-технических средств, связанных со снятием информации с каналов связи было строго законспирировано. Неукоснительно выполнялись жесткие режимные правила проведения этих мероприятий.

В связи с изложенным результаты снятия информации с технических каналов связи, как правило, нельзя было использовать в доказывании, что имело негативный характер для расследования уголовных дел.

Указанные обстоятельства заставили научных и практических работников искать пути введения в уголовный процесс результатов перехваченной по каналам связи информации, т.е. решать вопрос легализации результатов контроля каналов связи, превращения их в доказательство по уголовным делам, в том числе путем правовой регламентации снятия информации с технических каналов связи.

Правовая регламентация снятия информации с технических каналов связи и использования их результатов в доказывании по уголовным делам впервые была юридически закреплена законодателем в 1992 г. В этом году принятый Закон "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации" (п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона об ОРД) регламентировал оперативно-розыскное мероприятие "снятие информации с технических каналов связи".

Формирование исследуемого оперативно-розыскного мероприятия получило развитие с принятием дальнейших нормативных актов Российской Федерации. Так, оперативно-розыскное мероприятие "снятие информации с технических каналов связи" в настоящее время регламентируется Законом об ОРД . Это оперативно-розыскное мероприятие указано в ч. 1 ст. 6 Закона об ОРД в перечне оперативно-розыскных мероприятий, проведение которых разрешено в Российской Федерации. При этом порядок получения судебного решения проведения снятия информации, а также основания и условия его проведения детально определены законодателем в статьях названного Закона. Так, согласно ст. 8 Закона об ОРД снятие информации с технических каналов связи допускается на основании судебного решения и при наличии информации: оперативный розыскной информация связь


- о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно;

- о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно;

- о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается снятие информации с технических каналов связи и без судебного решения, но с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов.

Снятие информации с технических каналов связи в целях обеспечения безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, допускается без судебного решения при наличии согласия гражданина в письменной форме, однако проводится исключительно в пределах полномочий указанных органов, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации .

Особое значение в формировании снятия информации с технических каналов связи имеют "Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд" и "Инструкция об основах организации и тактики проведения оперативно-технических мероприятий" с изменениями, внесенными Приказом от 7 апреля 1999 г. N 146/ДСП/255/ДСП/13/ДСП/64/ДСП/182/ДСП/125/ДСП/229/ДСП. Эти Инструкции взаимоувязывают две отрасли права: уголовно-процессуальную и оперативно-розыскную. Так, в Инструкции от 13 мая 1998 г. указывается: "Настоящая Инструкция разработана на основании Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" и определяет порядок представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд. Правовой основой представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд являются Конституция Российской Федерации, уголовно-процессуальное и иное федеральное законодательство, нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, регулирующие отношения в области осуществления оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности". В Инструкции далее отмечается, что органу дознания, следователю, прокурору или в суд представляются те результаты снятия информации с технических каналов связи, которые могут: служить поводом для возбуждения уголовного дела, быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.


Как следует из текста названной Инструкции, представление результатов снятия информации с технических каналов связи органу дознания, следователю, прокурору или в суд включает в себя:

- вынесение руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, постановления о представлении результатов снятия информации органу дознания, следователю, прокурору или в суд;

- вынесение, при необходимости, постановления о рассекречивании отдельных оперативно-служебных документов, содержащих государственную тайну;

- оформление сопроводительных документов и фактическую передачу материалов.

Изложенное показывает, что законодатель, периодически изменяя, улучшая правовое регулирование снятия информации с технических каналов связи, признает объективную обусловленность этих действий в целях борьбы с преступностью .

Имеющие место тенденции развития законодательства Российской Федерации позволяют сделать вывод о том, что совершенствование правового регулирования снятия информации с технических каналов связи в нашем государстве будет продолжено.

ГЛАВА 3. ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ОСОБЕННОСТЬ ПРОСЛУШИВАНИЯ ТЕЛЕФОННЫХ РАЗГОВОРОВ ОТ ДРУГИХ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

При проведении ПТиИП его субъекты вправе, как и при любом другом ОРМ, использовать технические и иные средства (ч. 3. ст. 6 ФЗ об ОРД). Однако в отличие от некоторых других ОРМ для проведения ПТиИП наличие определенных средств (орудий) является обязательным признаком состава этого ОРМ для его первого вида (собственно ПТП). Так, без использования сети телефонной связи не может идти речи о прослушивании именно телефонных переговоров. В результате ПТиИП в обязательном порядке возникают следующие юридически значимые последствия:

  • происходит законное расширение круга носителей тайны телефонных и иных переговоров (за счет оперативников, судей и других субъектов, участников ПТП) с возникновением у них соответствующих обязанностей, прав и юридической ответственности;
  • негативного свойства — ограничение конституционного права каждого на тайну телефонных и иных переговоров (ч. 2 ст. 23 Конституции).