Файл: Правовые основы оперативно-розыскной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Субъект проведения ПТиИП сложный: основной должен содержать не менее четырех субъектов: 1) инициатора задания — оперативника; 2) лица, утверждающего задание, — руководителя оперативно-розыскного органа; 3) санкционирующего лица — судьи; 4) исполнителя — сотрудника оперативно-технического подразделения оперативно-розыскного органа; дополнительный — специалист, операторы связи, переводчик и т.д. Характеристика особенностей льготного состава ПТиИП.

Различаю два вида такого льготного состава:

1) характерный для случаев, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу безопасности России (ч. 3 ст. 8);

2) связанный с необходимостью экстренной защиты жизни, здоровья или собственности лица, обратившегося в оперативно-розыскной орган с просьбой о такой защите (ч. 6 ст. 8 ФЗ об ОРД).

Первый вид льготного состава ПТиИП характеризуется следующими особенностями. Для проведения этого вида ПТП обязательно:

  • специальное фактическое основание для начала — возникновение угрозы жизни, здоровью или собственности определенному человеку, о наличии которой оперативники узнают от лица, обратившегося к ним с просьбой о защите;
  • наличие заявления лица на проведение ПТП или его согласия на его проведение, выраженного в письменной форме;
  • наличие постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД;
  • уведомление судьи в течение 48 ч о начале его проведения;
  • получение оперативно-розыскным органом в течение 48 ч с момента его начала судебного решения на его дальнейшее проведение (ч. 3 ст. 8 ФЗ об ОРД); прекращение проведения в случае отказа судьи (ч. 3 ст. 8).

Предмет ПТП здесь специфичен. Им может быть только телефон лица, обратившегося с заявлением в оперативно-розыскной орган и давшего согласие на прослушивание переговоров, ведущихся с принадлежащего ему телефона.

Лицо — носитель информации также весьма специфичен. Если признаки лица, которого подозревают в совершении тяжкого (особо тяжкого) преступления, неизменны по сравнению с основным составом, то юридический статус заявителя специфичен, так как с момента обращения в оперативно-розыскной орган он становится защищаемым лицом.

Форма проведения ПТП в льготном составе характеризуется тем, что в отношении одного из абонентов проводится негласное прослушивание, как и в основном ПТП. В отношении же другого — заявителя ПТП, с его согласия оно проводится гласно (для него самого).


Субъект в этом составе ПТП также специфичен.

В основном субъекте для начала проведения ПТП достаточно наличия не четырех, как при основном ПТП, а трех участников: 1) инициатора задания — оперативника; 2) лица, разрешившего проведение ПТП, — руководителя оперативно-розыскного органа; 3) исполнителя — сотрудника оперативно-технического подразделения оперативно-розыскного органа.

Судья как четвертый обязательный участник «появляется» после начала проведения ПТП. Причем его роль иная по сравнению с основным составом ПТП. Он разрешает не начать проводить ПТП, а продлевает его при наличии оснований. В качестве дополнительного субъекта ПТП может выступать сам заявитель на правах защищаемого лица.

Второй вид льготного состава ПТП характеризуется следующими особенностями. Для проведения контроля переговоров без предварительного разрешения судьи обязательно (ч. 3 ст. 8 ФЗ об ОРД) особое фактическое основание для начала:

  • наличие случая, который не терпит отлагательства и может привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления;
  • наличие данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу безопасности России. Для ПТП второго вида обязательно:
  • наличие мотивированного постановления одного из руководителей оперативно-розыскного органа;
  • уведомление суда (судьи) в течение 24 ч о начале его проведения;
  • получение оперативно-розыскным органом в течение 48 ч с момента на чала судебного решения на его дальнейшее проведение (ч. 3 ст. 8 ФЗ об ОРД);
  • прекращение проведения в случае отказа судьи (ч. 3 ст. 8).

Субъект в этом составе ПТП имеет особенности. Вместо четырех обязательных участников основного ПТП для его начала достаточно наличия трех: 1) инициатора задания; 2) лица, разрешившего проведение этого ОРМ, — руководителя оперативно-розыскного органа; 3) исполнителя — сотрудника оперативно-технического подразделения. Основные правила осуществления прослушивания телефонных и иных переговоров и оформления его результатов. Основаниями для проведения ПТП (его основного состава) служит наличие:

  • специальной информации (ч. 2 ст. 8 ФЗ об ОРД), причем о совершении тяжкого или особо тяжкого преступления (ч. 4 ст. 8);
  • документально оформленного ходатайства перед судьей (ч. 2 ст. 9), утвержденного руководителем оперативно-розыскного органа;
  • судебного решения для начала (ч. 2 ст. 8) и продления (ч. 5 ст. 9). Специфичны условия ПТП судьи, когда это ОРМ связанно с ограничением его гражданских прав или с нарушением его неприкосновенности. Должны применяться правила ч. 7 ст. 16 Закона о статусе судей, прежде всего получение разрешения на проведение ПТП не от судьи, а от коллегии судей;
  • документально оформленного задания оперативно-техническому подразделению (в случае проведения ПТП именно им). Известны следующие условия для проведения ПТП:
  • запрет на его проведение по основаниям, предусмотренным п. 1—4 и 6 ч. 2 ст. 7 ФЗ об ОРД, т.е. в целях оперативно-проверочной работы (см. ч. 2 ст. 7);
  • ПТП допускается только в отношении лиц, подозреваемых в совершении тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об этих преступлениях (ч. 4 ст. 8); в случае возбуждения уголовного дела в отношении лица, телефонные и иные переговоры которого прослушиваются, фонограмма и бумажный носитель записи переговоров передаются следователю для приобщения к уголовному делу в качестве вещественных доказательств (ч. 5 ст. 8).

Этапами осуществления ПТиИП первого вида (собственно ПТП) являются: поиск и подготовка аппаратуры, обеспечивающей телефонную связь; подключение к ней с помощью технических средств; выявление сообщений, представляющих оперативный интерес (включая данные о входящих и исходящих сигналах соединения телефонных аппаратов конкретных пользователей связи); ознакомление с их содержанием и оценка сообщений; фиксация необходимых сведений с помощью звукозаписывающих технических средств на материальных носителях информации (бумажных, магнитных, электронных и др.).

Характерными этапами осуществления ПТиИП второго вида (прослушивание иных переговоров) выступают: поиск и подготовка соответствующей аппаратуры, обеспечивающей прослушивание устной речи в соответствующей обстановке (улица, лес и т.п.) или привлечение лица, способного прослушивать переговоры, к оказанию конфиденциального содействия; настройка аппаратуры на конкретное прослушивание или дача задания конфиденту и др.

Контроль телефонных или иных переговоров – это следственное действие, заключающееся в проведении с разрешения суда технического и электронного наблюдения за обменом информацией, осуществляемом устно, по телефону, радио, электронным каналам связи, отборе и процессуальной фиксации сведений, имеющих значение для уголовного дела.

Основное содержание рассматриваемого следственного действия – это установление при помощи специальных средств технического и электронного контроля за переговорами. В свою очередь переговоры понимаются как обмен информацией между двумя и более субъектами. Объектом наблюдения в данном случае является общение, осуществляемое устно или при помощи технических средств, но без посредничества учреждений связи по передаче и доставке почтовой корреспонденции. При необходимости ознакомления с информацией, передаваемой таким образом на почтово-телеграфную корреспонденцию налагается арест в порядке, предусмотренном ст. 185 УПК РФ. Это действие отличается от контроля за телефонными переговорами прежде всего направленностью на обнаружение сведений, имеющихся в почтовых отправлениях. Контроль же переговоров осуществляется для получения данных, которыми субъекты обмениваются устно или при помощи средств телефонной, электронной или иной связи. При этом сообщения участников переговоров не облекаются в форму почтовых отправлений.

Различаются они и по содержанию. В результате ареста почтово-телеграфных корреспонденций отправка или доставка на определенное время задерживается, после чего осматривается и при необходимости производится ее выемка. При проведении же контроля и записи переговоров устанавливается наблюдение, в ходе которого при помощи технических средств осуществляется запись передаваемой устно или другим образом речевой информации. Полученная таким образом фонограмма осматривается и приобщается к материалам уголовного дела.


В протоколе осмотра фонограммы дословно излагается та ее часть, которая имеет отношение к делу (ч. 7 ст. 186). К делу приобщается вся фонограмма в полном объеме. Выемка фонограммы не предусмотрена законом.

Названный контроль может проводиться при производстве по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях (ч.1 ст.186). Арест же почтовых отправлений допускается и при расследовании, рассмотрении других видов преступлений.

Срок ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию не может превышать сроков расследования, но может быть отменен и до окончания производства по делу (ч.6 ст. 185).

Контроль же переговоров не может превышать 6 месяцев. Он прекращается и в случаях, если необходимостью его проведении отпадает до истечения срока следствия или в связи с окончанием производства по уголовному делу.

Контроль и запись переговоров отличается от оперативно-розыскного мероприятия прослушивания телефонных переговоров (ПТП). Различия касаются прежде всего источников норм права, регулирующих эти мероприятия. Процедура контроля переговоров регламентируется ст. 186 УПК РФ, а ПТП – законом «Об оперативно-розыскной деятельности».

Отличаются и процедуры получения разрешения суда на проведение рассматриваемых действий. Для получения разрешения суда на контроль переговоров следователем выносится постановление о возбуждении перед судом ходатайства о производстве этого следственного действия. В соответствии с приложением № 41 прокурор на этом постановлении должен письменно выразить свое согласие или несогласие. Постановление о возбуждении ходатайства о ПТП утверждается руководителем органа дознания.

Контроль и запись переговоров возможен только при наличии возбужденного уголовного дела, ПТП осуществляется до возбуждения уголовного дела, в процессе расследования и после его приостановления.

В содержание контроля переговоров кроме получения технической записи, включается осмотр полученной фонограммы, о чем составляется протокол. По результатам ПТП может быть составлен только рапорт о полученных в ходе этого оперативно-розыскного мероприятия сведениях.

Наконец, результаты контроля и прослушивания телефонных переговоров являются доказательствами, а результаты оперативно-розыскного мероприятие ПТП может быть использованы в тактических целях, и в качестве ориентирующей информации.

Субъектом контроля и записи переговоров является следователь, а ПТП - работник органа дознания, уполномоченного на проведение оперативно-розыскных мероприятий.


Целью контроля и записи телефонных переговоров в наиболее общей форме сформулирована в ч.1 ст.186 УПК – получение сведений, имеющих значение для уголовного дела.

Эта цель конкретизируется в зависимости от условий реальных следственных ситуаций. В сложных проблемных ситуациях с помощью контроля переговоров решаются задачи получения данных: об обстоятельствах расследуемого события и его участниках; причастности к преступлению подозреваемых (обвиняемых) и других субъектов; о месте нахождения скрывающихся от следствия и незаконно удерживаемых лиц; о местах сокрытия орудий преступления, похищенного имущества и других предметов, имеющих значение для уголовного дела; об оказываемом и планируемом противодействии расследованию; об оказании незаконного воздействия (угроз, насилия) на свидетелей и потерпевших; о готовящихся преступлениях; о свойствах личности и связях подозреваемых (обвиняемых).

Контроль и запись переговоров можно классифицировать по различным основаниям, с учетом различных признаков и т.д.

В зависимости от процессуального положения прослушиваемых субъектов разделяется контроль и запись переговоров подозреваемых, обвиняемых, потерпевших, свидетелей, а также близких и родственников последних.

По объему контроль и прослушивание телефонных переговоров отдельных субъектов может быть основной, дополнительный. Например, не прослушивался сотовый телефон, который субъект приобрел после начала этого следственного действия.

По очередности проведения выделяется первичный и повторный контроль и запись переговоров. Повторный проводится, если первоначальный был проведен некачественно.

Иногда повторное проведение этого следственного действия планируется заранее в расчете на то, что прослушиваемые субъекты, успокоившись после первичного контроля и прослушивания переговоров, утратят осторожность и будут более открыто общаться по со своими собеседниками.

По количеству контролируемых и прослушиваемых субъектов; единичный и групповой , когда контролируются, прослушиваются и ведется запись не только проводных линии связи, но и радиотелефонные, сотовые, радиорелейные и другие каналы нескольких субъектов (подозреваемых, обвиняемых или лиц из числа их связей).

В зависимости от средств ведения переговоров можно выделить контроль обмена информации, ведущийся устно и с помощью технических средств. Среди последних выделяется контроль переговоров по каналам телефонной (мобильной и сетевой), факсимильной, пейджинговой связи, электронной почты.