Файл: Оперативно-аналитическая работа как основа оперативно-розыскной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

полученным в результате ее осуществления; об установлении или поддержании лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ); об обеспечении безопасности органов, осуществляющих ОРД; о выдаче разрешения на частную детективную и охранную деятельность. Таким образом, Законом урегулированы правоотношения, объектами которых являются любые, в том числе и законопослушные, граждане (ч. 2 ст. 7). Эта норма указывает на то, что объектами ОРД могут быть любые лица, в том числе и проверяемые.

Стоит обратить внимание на ряд причин, которые связаны с проблемами правового регулирования:

1. Законодательно не определены исходные понятия, составляющих содержание ОРД;

2. Не соответствие норм оперативно-розыскного и смежных отраслей законодательства;

3. Отсутствие детализации порядка и условий обеспечения конституционного принципа законности в сфере ОРД в отношении объектов и субъектов (участников) этой деятельности.

4. Острые противоречия возникают при проведении оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права граждан. В Законе установлено, что проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих перечисленные в нем конституционные права, допускается на основании судебного решения. В то же время часть таких мероприятий согласно Закону - осуществляется в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами -субъектами ОРД (ч. 4 ст. 6). При этом неясно, кто в этих случаях должен получать судебное решение на проведение ОРМ. В ряде случаев соблюдение предусмотренных в Законе сроков уведомления суда (судьи) о начатых неотложных ОРМ объективно невозможно, поскольку при совпадении выходных и праздничных дней общая продолжительность нерабочего времени может составить от трех до четырех суток. С учетом этого уведомление суда о проведении неотложных мероприятий в указанных случаях целесообразно законодательно продлить до первого после выходных рабочего дня.

Достаточно много сложностей возникает при использовании результатов ОРД в уголовном процессе. К сожалению, они не разрешены и новым Уголовно-процессуальным кодексом РФ. В ст. 89 УПК РФ, специально посвященной этому вопросу, содержится лишь общая норма, запрещающая использование результатов ОРД, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в уголовном судопроизводстве.

1. В главах 10 и 11 УПК РФ, излагающих требования к доказательствам и закрепляющих порядок доказывания, результаты ОРД даже не упоминаются.


2. Отсутствие в УПК РФ норм, прямо определяющих возможные способы и субъектов получения процессуально значимой оперативно-розыскной информации, ставит под вопрос законность добытых в процессе ОРД сведений, используемых в уголовном процессе. Поэтому четко закрепленный в УПК статус оперативно-розыскных данных как источников доказательственной информации позволил бы, по мнению многих практических работников, вводить ее в уголовный процесс непосредственно «из первых рук».

Таким образом, процедура использования результатов ОРД в уголовном процессе с принятием нового УПК нисколько не упростилась. Возникающие при этом вопросы по-прежнему связаны с разрешением сложной двуединой проблемы - максимально полной трансформации оперативно-розыскных данных в доказательства и эффективной защиты негласных участников ОРД. Сложность процессуального закрепления результатов ОРД нередко является причиной приостановления уголовных дел за неустановлением лиц, подлежащих привлечению в качестве обвиняемых, хотя фактически они бывают при этом установленными.

3. Нерешенной остается проблема защиты штатных негласных сотрудников оперативных подразделений и лиц, оказывающих им конфиденциальную помощь. Закон об ОРД по существу лишь декларирует ее, т.к. всесторонне разработанный и отработанный механизм их защиты в российском законодательстве отсутствует. Дополнив перечень оперативно-розыскных мероприятий такими рискованными, как оперативное внедрение, оперативный эксперимент и контролируемая поставка, законодатель не обеспечил надежными правовыми гарантиями их участников, подлежащих государственной защите.

Таким образом, на основе вышеизложенного, а также на основе обобщения практики органов, осуществляющих ОРД, следует приступить к разработке новой редакции Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» или законопроекта о внесении изменений и дополнений в действующий Закон и другие законодательные акты. Это могут быть Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы РФ, федеральные законы «О связи», «О почтовой связи», «О банках и банковской деятельности», «О наркотических средствах и психотропных веществах», «О борьбе с терроризмом».

Применение различных оперативно-розыскных мер дает возможность в процессе проникновения в преступную среду отслеживать и в определенной мере контролировать деятельность как отдельных лиц, так и организованных преступных формирований, получить информацию об их планах и подготовительных действиях. Это позволяет собрать оперативную информацию, которая уже к началу официального расследования обеспечивает эффективное использование данных ориентирующего характера и возможность ввода в уголовно-процессуальную деятельность надлежащим образом оформленные результаты ОРД в качестве источников доказательств.


Подводя итог, необходимо отметить, что результаты оперативно-розыскной деятельности являются предметом двойного законодательного регулирования: с одной стороны - оперативно-розыскного, а с другой -уголовно-процессуального. При этом отдельные новеллы имеют явно противоречивый характер.

Так, в соответствии со ст. 89 УПК РФ «запрещается использовать в доказывании результаты оперативно-розыскной деятельности, если они не соответствуют требованиям, предъявляемым к доказательствам настоящим Кодексом».

В среде практиков уголовного судопроизводства и оперативно-розыскной деятельности эта норма получает преимущественно негативные оценки.

Дело в том, что если результат ОРД отвечает всем требованиям, предъявляемым к доказательствам, то он перестает быть собственно результатом оперативно-розыскной деятельности, а становится полноценным доказательством. А раз так, то никакой специальный режим его использования не нужен, следовательно, нет необходимости и в соответствующей статье УПК РФ в нынешней ее редакции. Кроме того, на практике указанные положения закона толкуются по-разному.

Представляется, что указанные проблемы могли быть решены при условии регламентирования в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» порядка осуществления оперативно-розыскных мероприятий и их оформления.


В статье 1 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — ФЗ об ОРД) установлено, что оперативно-розыскная деятельность осуществляется посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее — ОРМ). В настоящее время установленный ст. 6 ФЗ об ОРД перечень включает 15 ОРМ.

Анализ современных подходов к понятию оперативно-розыскных мероприятий позволяет предложить следующее определение: ОРМ — это предусмотренные законом и подзаконными нормативными актами разведывательно-поисковые действия, проводимые уполномочен-

ным субъектом преимущественно негласными средствами и методами при наличии определенных оснований и в соответствии с установленным порядком, направленные на получение, фиксацию и проверку сведений, предметов и документов как источников таких данных, значимых для выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, а также для решения иных задач оперативно-розыскной деятельности.

В статьях 1, 4, 5, 6, 7, 8, 11, 12 и других ФЗ об ОРД речь в основном идет об ОРМ. В то же время в некоторых статьях данного Закона применен термин «действие» (ч. 3 ст. 5, ч. 2 ст. 16).


ЗАКОН И ПРАВО • 11-2018

По поводу соотношения оперативно-розыскных мероприятий и иных действий, осуществляемых в сфере ОРД, в юридической литературе высказаны различные точки зрения [1; 2].

Анализ ФЗ об ОРД, а также литературных источников позволяет сделать вывод о том, что весь комплекс действий, посредством которых осуществляется оперативно-розыскная деятельность, можно обозначить как оперативно-розыскные действия (оперативно-розыскные меры), а действия, непосредственно направленные на получение, фиксацию и использование оперативно значимых сведений (фактических данных) — термином «оперативно-розыскные мероприятия». По нашему мнению, данная трактовка позволяет разграничить понятия «оперативно-розыскные действия» и «оперативно-розыскные мероприятия».

Из сказанного можно сделать, как минимум два вывода, имеющих важное значение для правильного решения рассматриваемого вопроса.

Во-первых, понятия «оперативно-розыскные меры» и «оперативно-розыскные действия, связанные с осуществлением оперативно-розыскной деятельности, можно рассматривать как синонимы.

Во-вторых, оперативно-розыскные мероприятия — это лишь составная часть оперативно-розыскных мер (оперативно-розыскных действий).

В системе оперативно-розыскных мер наряду с оперативно-розыскными мероприятими, перечень которых указан в ст. 6 ФЗ об ОРД, можно отметить следующие оперативно-розыскные действия, о которых говорится в тексте ФЗ об ОРД:

■ создание и использование информационных систем (ч. 1 ст. 11);

■ заведение дел оперативного учета (ч. 2 ст. 11);

■ прерывание предоставления услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозе государственной, экономической или экологической безопасности (п. 1 ст. 15);

■ установление отношений сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим ОРД (п. 2 ст. 15);

■ создание предприятий, учреждений, организаций и подразделений, необходимых для решения задач ОРД (п. 5 ст. 15) и др.

Мы готовы согласиться с мнением исследователей, которые пишут, что с содержательной стороны оперативно-розыскная деятельность наряду с ОРМ охватывает также «проведение организационных мероприятий, применение тактических приемов, действий, осуществление мер обеспечивающего характера, привлечение к участию в ОРД физических и юридических лиц, применение специальных технических средств и химических веществ, которые в конечном счете способствуют проведению конкретных ОРМ или их совокупности» [3].


Полагаем, что применительно к конкретному ОРМ есть все основания говорить об организационно-подготовительных действиях. По своему содержанию эти действия — организационные мероприятия, а по целевой направленности и временной связи с проведением самого оперативно-розыскного мероприятия — подготовительные.

Например, применительно к ОРМ «обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств» организационно-подготовительные действия включают:

■ определение необходимости и цели обследования указанных объектов на основе анализа сложившейся оперативно-розыскной ситуации;

■ принятие решения о проведении обследования;

■ определение оперативно-тактической формы обследования (гласная, негласная);

■ определение времени и круга участников проведения обследования, инструктаж его участников;

■ составление плана обследования;

■ информационное и техническое обеспечение обследования.

Оперативно-тактические действия предназначены для реализации ОРМ. Перечень оперативно-тактических действий не может быть исчерпывающим, если учитывать особенности конкретных ОРМ и многообразие оперативно-розыскных ситуаций, складывающихся в ходе оперативно-розыскной деятельности.

В сравнительно-правовом плане представляет интерес Закон Республики Таджикистан «Об оперативно-розыскной деятельности» от 25 марта 2011 г. № 68 (в ред. от 26.07.2014 г.).

Согласно ч. 3 ст. 6 данного Закона при осуществлении ОРД наряду с оперативно-розыскными мероприятиями применяются следующие

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2018

оперативно-розыскные действия: блокирование, засада, захват, погоня и прочесывание местности, направленные на пресечение преступлений и (или) задержание лица, подготавливающего, совершающего или совершившего преступление.

Указанные выше оперативно-розыскные действия также широко применяются оперативно-розыскными органами Российской Федерации.

ФЗ об ОРД допускает проведение ОРМ в ходе так называемой административно-проверочной работы:

■ об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий;

■ о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну;

■ о выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность и др. (ч. 2 ст. 7 ФЗ об ОРД);

■ в целях добывания информации, необходимой для принятия решений о достоверности и полноте сведений, представляемых в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами гражданами, претендующими на замещение определенных должностей (ч. 3 ст. 7 Ф3 об ОРД).