Файл: Общий порядок ведения кассовых операций в банке».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В остальном список условий остался прежним. В изменениях не принимались в расчет частники, а также ИП.

Основные требования в порядке ведения операций выдвигает ЦБ. После обновлений в 2014 — 2016 годах под категории влияния попал малый бизнес и частные лица[6].

1) Документация по учету.

Чтобы подтвердить проведение финансовых операций, соответствующие отделы работают с 2 типами документации.

Ее оформлением могут заниматься как физические лица, участвующие в процессе товарооборота, так и назначенные представители руководства.

Порядок предусматривает[10]:

оформление притока денежных средств через ордер, регистрирующий все поступления в кассу точки – приходной кассовый ордер (ПКО);

ресурсы, что выделяются на траты организации, оформлять через расходный ордер кассы (РКО).

Частные предприниматели в 90% случаев предоставляют работу по такой документации личным бухгалтерам, аналогичная ситуация и у крупных организаций[12].

ИП имеют возможность пользоваться упрощенной системой налогообложения, это освобождает их от оформления кассовых ордеров, но при условии отчетности по физическим параметрам притока/оттока наличности.

2) Бухгалтерская составляющая.

В соответствии с приказом от 31 октября 2000 года был утвержден общий порядок ведения бухгалтерской отчетности компаниями и другими организациями, подлежащими ведению кассовых операций на территории РФ[6].

Исходя из вышесказанного, было принято решение ввести тип расчетного счета – счет 50 «Касса».

Какие изменения могут вносить организации в счет 50 «Касса»:

Оформить подраздел главного счета – 50-1 «Касса организации».

Фиксирует порядок перемещения денежных масс внутри самой организации.

Если ваше предприятие работает с иностранными валютами, порядок поступления каждой из них придется оформлять через специальный субсчет.

Допускается создание не более 5 валютных субсчетов[10].

Оформить 50-2 «Операционная касса».

Субсчет, фиксирующий порядок поступления наличностей в точках продаж или предоставления услуг[15].

Открыть 50-3 «Денежные документы».

Ведение учета документов, имеющих ценность.

Сюда могут входить путёвки, командировочные, марки и другое.

Порядок всех кассовых операций, проводимых фирмами, фиксируется на одном из 3-х описанных счетов.

Наличие ошибок в заполнении документации может повлечь за собой штрафные санкции как для отдельных сотрудников, так и компании в целом.

3) Порядок ведения кассовых операций на рабочем месте.


Законодательная система предусматривает строгий порядок ведения кассовых операций в РФ для 6 видов оборотных операций с наличностью[1].

Разберем детально каждый из них

Операция 1: Порядок получения денег.

Принятие изначально проходит с ПКО. Получив его на руки, кассир обязан удостовериться в правильности его заполнения.

ПКО должен содержать[13]:

подпись бухгалтера/руководителя;

совпадение размера денежных ресурсов в прописном и числовом виде;

присутствие на руках документации, что указана в ПКО.

Принимать наличность помимо кассира может владелец или уполномоченное им физическое лицо. Количество представителей владельца неограниченно.

Алгоритм приема денег:

Пересчитать деньги 2 способами – поштучным и полистным.

Человек, вносящий средства, имеет право лично наблюдать за процессом.

Сверить размер фактических средств с заявленными в ПКО.

Если все совпало кассир, ставит печать на квитанцию, что идет вместе с ордером, и передает ее тому, кто вносил деньги[15].

Передать ПКО в отдел бухгалтерии на хранение сроком до 5 лет.

Если используются контрольно-кассовый аппарат или бланки строгой отчетности, кассир может провести деньги и отметить данные в ПКО через корешки/чеки.

В квитанции отмечаются дополнительные условия, после чего проштампованная документация отдается вносившему наличность физическому лицу.

Операция 2: Общий порядок отпуска наличности.

Процесс проходит с учетом действий через РКО. Перед началом проведения кассир обязан свериться на совпадение значений, указанных прописью и в числовом формате.

На ордере должна быть подпись главного в бухгалтерии либо другого ответственного за порядок проведения кассовых операций лица.

Алгоритм отпуска денежных средств[9]:

Свериться со списком документации, что подана в РКО.

Проверить данные получателя.

Для этих целей подойдет паспорт или водительское удостоверение.

Если физическое лицо не может подтвердить свою личность, в выдаче средств следует отказать.

Сотрудник отсчитывает сумму и дает ее для пересчета физическому лицу, после чего получатель расписывается в РКО.

Для отсчета необходимой суммы следует пользоваться полистным методом.

Аналогично ПКО, ордер на выдачу также необходимо хранить в бухгалтерском отделе организации сроком до 5 лет.

Операция 3: Порядок наличного расчета по зарплате.

Тут на помощь приходят ведомости по расчетным операциям фирмы.

Заранее внесенные данные по сотрудникам в ордера позволяют определиться с размером средств, которые необходимо подготовить к выдаче[13].


В какие дни проводить расчет определяет руководство. Временной промежуток, отведенный на проведение расчетных операций с работниками не должен быть более 5 дней.

После выдачи заработной платы всем сотрудникам нужно[7]:

подытожить фактический размер выданных средств;

заполнить соответствующие ячейки расчетной ведомости;

перепроверить, совпадает ли фактическая сумма с указанной в ведомости;

расписаться в ведомости и передать ее на хранение в бухгалтерский отдел.

В случае неявки сотрудника в указный промежуток времени для получения заработной платы, напротив его фамилии в ведомости делается пометка.

При разовой выдаче наличности предоставлять по работнику ведомость нет смысла, более рационально оформить расход средств через обычный ордер РКО.

Операция 4: Порядок выдачи денег подотчетному лицу.

Порядок оформления определяется бухгалтерским отделом и приводится в исполнение кассиром на основании РКО[6].

Для ордера необходимо, чтобы человек написал заявление от лица подотчетного. Выдача средств происходит лишь после подписи заявления главой организации. При наличии задолженностей предоставление средств замораживается вплоть до погашения всей суммы долга.

Операция 5: Наличность обособленному подразделению.

Будь то получение или выдача средств, порядок проведения обозначается в ордерах по обороту[12].

Руководствующие отделы вправе сами решать, какой принимать порядок распределения денежных масс между подотчетными им отделами.

Операция 6: Порядок выдачи наличных по договоренности.

Иногда вместо должностного лица процесс ведения кассовых операций допускает получение через доверенного человека.

Ситуация часто возникает на производстве при болезни сотрудников организаций.

Порядок выдачи доверенному лицу[11]:

Проверить соответствие данных сотрудника и его доверителя, которые указаны в РКО.

Потребуется паспорт либо водительское удостоверение.

Перед подписью получателя в ведомости делается пометка перед ячейкой «доверенность».

После выдачи к сдаваемому ордеру прилагается и доверенность.

Если требуется получение по доверенности средств у нескольких юридических или физических лиц, то документ копируется и заверяется штампом организации. В случае, когда человек должен получить несколько платежей по одному документу, оригинальная справка остается на руках кассира до конечного платежа, а с ордером сдаются его копии[3].

Если предприятие имеет несколько кассовых отделений, контроль над ними берет на себя назначенный заранее старший кассир.


Все ордеры направляются в таком случае ему, и он делает соответствующие пометки по обороту средств в кассовой книге.

Порядок действий по окончании рабочего дня:

Главный кассир сравнивает записи в книге с ордерами, поступившими от подчиненных.

Проводит расчет количества средств по остатку.

Расчетное значение сравнивают с количеством денег в аппаратах по факту, если все совпало, ставится подпись[6].

Аналогичную процедуру совершает и бухгалтерский отдел.

Порядок проведения процедуры находится под контролем руководства организации.

Кассовая книга – важнейшая составляющая при кассовых операциях. Она должна присутствовать как в печатном, так и в оцифрованном виде.

Если документация ведется от руки, следует уделить особое внимание качеству рукописного текста, чтобы при занесении данных в компьютер не возникло ошибок[8].

Все бумаги должны сопровождаться подписями бухгалтера и руководителя. Если это электронные аналоги, используется цифровая подпись сотрудников.

2. Анализ общего порядка ведения кассовых операций в банке

2.1 Специфика ведения кассовых операций в банке

Кассовые операции отражают движение наличных денег у юридического лица или ИП. Они регламентируются указаниями Центробанка России, в которых определены[14]:

правила оформления прихода и расхода наличных;

круг лиц, ответственных за оформление этих операций;

порядок выдачи и оформления подотчетных сумм;

ведение кассовой книги;

правила определения кассового лимита на конец дня.

Правила ведения кассовых операций в 2018 году определяются указанием Центрального банка России «О порядке ведения кассовых операций» от 11.03.2014 № 3210-У. Оно распространяется как на юридических лиц, так и на предпринимателей[5].

Редакцией от 19.06.2017 внесено немало поправок в порядок ведения кассовых операций, на которых стоит остановиться особо.

Указание ЦБ разрешает предпринимателям, ведущим учет объектов и физических показателей, необходимых для расчета налогов согласно НК РФ, не вести кассовую книгу и не оформлять приходники и расходники.


Предприятиям, признаваемым малыми по закону «О развитии малого предпринимательства» от 27.07.2007 № 209-ФЗ, и ИП кассовые операции разрешено проводить в упрощенном порядке[13].

Кассовые документы могут оформляться сразу после совершения операции или по окончании рабочего дня на основании фискальных документов, оформленных согласно ст. 1.1 закона «О применении контрольно-кассовой техники» от 22.05.2003 № 54-ФЗ (п. 4.1 указания ЦБ РФ № 3210-У).

Кассовые операции ведутся ответственными лицами, назначенными приказом директора компании или предпринимателя, которыми могут стать:

бухгалтер;

главный бухгалтер;

иное должностное лицо;

лицо, ведущее бухгалтерский учет;

руководитель фирмы или ИП при отсутствии работников бухгалтерии.

Документы, составленные на бумаге, подписываются кассиром, бухгалтером, главным бухгалтером, а при отсутствии в штате бухгалтера и кассира — директором.

Кассир, получивший бумажный кассовый документ, должен проверить правильность его заполнения и соответствие подписей ответственных лиц заранее выданным образцам (кроме случая составления документа самим директором) [18].

Кассовые документы систематизируются и хранятся в бухгалтерии на протяжении 5 лет после оформления кассовых операций (п. 362 п. 1.4 приказа Минкультуры России «Об утверждении перечня типовых управленческих архивных документов» от 25.08.2010 № 558).

Порядок организации работы по ведению кассовых операций, хранения кассовых документов и проведения инвентаризации кассы определяется юрлицом или ИП (п. 7 указания ЦБ РФ № 3210-У).

Действующий порядок ведения кассовых операций допускает оформление кассовых документов вручную на бумаге или электронно с использованием специальных программ (п. 4.7 указания ЦБ РФ № 3210-У).

Каждое поступление в кассу наличных средств подтверждается приходным кассовым ордером 0310001 (унифицированная форма КО-1) [6].

Получив из бухгалтерии приходный кассовый ордер, кассир проверяет правильность его заполнения, наличие необходимых записей и приложений.

Получив наличные, кассир пересчитывает их и сверяет сумму, которую получил, с той, на которую составлен ордер[2].

Если все записи сделаны правильно и вносимая сумма соответствует указанной в приходнике, то кассир забирает деньги, подписывает его и, поставив печать (штамп) организации на квитанции к нему, передает ее внесшему деньги.

При выявлении неустранимых несоответствий он перечеркивает бумажный приходник и направляет его в бухгалтерию для переоформления.