Файл: Исследование и диагностика конфликта (Методы исследований в конфликтологии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Психологическая сущность, структура и функции конфликта

Итак, конфликт – это столкновение противоположный тенденции, намеренный целей, позиций, ценностей, мнений или взглядов тех или иных субъектов взаимодействия.

Как уже было сказано ранее, большинство социологов, психологов и политологов придерживаются мнения, что существование социума без конфликта невозможно. Придерживаясь древней философской традиции, они считают, что именно конфликты способствуют развитию общества и выступают двигателем социальной динамики.

Наиболее ярко эта позиция представлена в работах немецких социологов Г. Зиммеля, Р. Дарендорфа и американского социолога Л. Козера. Основное положение теории конфликта Г. Зиммеля заключается в том, что конфликт, хотя и является одной из форм разногласия, в то же время представляет собой социализирующую силу, объединяющую противоборствующие стороны, способствующие стабилизации общества и сохранению им социальной динамики [10]. Л. Козер в своей классической работе «Функции социальных конфликтов подчеркивал, что конфликт несет в себе не только деструктивную (разрушительную) функцию, в нем заложен большой позитивный потенциал. Л. Козер вычленяет основные функции конфликта, которые, по его мнению, благотворно сказываются на актуальном состоянии общества и способствуют его развитию. В числе таких функций следующие:

  • образование социальных групп;
  • установление пи поддержание нормативных и физических н границ социальных групп;
  • установление и поддерживание относительно стабильной структуры внутригрупповых отношений;
  • поддержание стабильной структуры межгрупповых отношений;
  • социализация и адаптация индивидов;
  • социализация и адаптация социальных групп;
  • создание и поддержание баланса сил;
  • оформление власти;
  • получение информации об окружающей среде;
  • стимулирование нормотворчества;
  • сознание и укрепление социального контроля;
  • создание новых социальных институтов [11];

Существует множество версий о причинах возникновения конфликта, выдвинутых конфликтологами. Основной, выделяющейся долгое время из всех остальных, была марксистская теория, основанная на общественных противоречиях, выступающих в роли главных двигателей социальных изменений, которые находили свою реализацию в виде классовой борьбы. Основным условием данной концепции является присутствие классово - антагонистических формаций.


Питирим Сорокин указывал на связь конфликта с удовлетворением потребностей людей. По его мнению, источник конфликтов лежит в подавлении таких потребностей человека, без которых он не может существовать. Прежде всего это потребности в пище, одежде, жилье, самосохранении, самовыражении, творчестве, свободе и т.п. Вместе с тем, он подчеркивал, что важны не сами по себе потребности в социальном статусе, социальном престиже и социальной роли [12]. Именно в этой связи встает вопрос не только о равенстве или неравенстве в уровне благо стояния, но и сопоставлении жизненных шансов различных социальных групп.

Подводя итог вышесказанного, можно сделать вывод, что основные субъекты социального конфликта - это либо индивид в частности, либо сформированная социальная группа. Потребности и интересы данных субъектов могут быть реализованы, в том числе через власть, поэтому именно борьба за власть является одной из основных мотиваций конфликта. Реальное же положение вещей говорит о том, что социальный конфликт представляет собой не столкновение больших групп людей, конфликтующих лишь во время наивысшего накала ситуации, а столкновение политических, идеологических, национальных и других лидеров, отрицательно настроенных друг против друга.

Конфликтология – наука, изучающая конфликты, выработала две основные модели для описания конфликтов: процессуальную и структурную.

Процессуальная модель делает акцент на динамике конфликта, возникновение конфликтной ситуации, перехода конфликта из одной фазы в другую, формах конфликтного поведения и конечном исходе конфликтного взаимодействия.

Структурная модель конфликта делает акцент на анализе условий, лежащих в основе конфликта, определяющих его параметры и основные черты. Основная цель этой модели – установить те характеристики, которые влияют на конфликтное поведение [2].

В конфликте обычно выделяют четыре основных фазы; предконфликтная, конфликтная, разрешение конфликта, и послеконфликтная фаза.

Предконфликтная фаза разбивается на две стадии. Первая стадия – накопление и обострение противоречий в системе межличностных и межгрупповых отношений в силу появившегося резкого расхождения интересов, ценностей и установок субъектов конфликтного взаимодействия. Это скрытая (латентная) стадия развития конфликта.

Вторая (послеконфликтная) стадия обычно начинается с какого-то инцидента, повода. Им обычно служит какое-то внешнее событие, которое приводит в действие конфликтующие стороны. На этой стадии происходит осознание конфликтующими сторонами побудительных мотивов для конфликтного взаимодействия. На этой стадии конфликт выходит из скрытой формы и становится явным. Он выражается в разных формах конфликтного поведения [8].


Конкретная социальная среда играет большую роль в ходе развития конфликтной ситуации. Именно она определяет условия протекания конфликта, может поддерживать конфликтующие стороны, либо наоборот сдерживать конфликт или вовсе оказывать нейтральное воздействие.

Конфликт можно определить как одну из форм человеческого взаимодействия, в основе, которой лежат различного рода реальные или иллюзорные, объективные и субъективные, в различной степени осознанные противоречия между людьми, с попытками их разрешения на фоне проявления эмоций.

чаще всего с агрессией, угрозами, , враждебностью. В результате мнение, что – явление всегда , что его необходимо, по мере , избегать, и что его следует разрешать, как он возникает. Такое часто прослеживается в Уорда, Веблена, , Смолла, [2].

Для более глубокого природы конфликта, наиболее ярко виды.

Мотивационные конфликты. Данный вид конфликтов представлен намерениями и потребностями, зачастую данные потребности являются психологическими. Они редко имеют ярко выраженную практическую основу, скорее в них можно различить взаимопритяжение либо взаимооталкивание людей друг к другу, принадлежность к определенной социальной группе, чувство престижа, а также собственного и национального превосходства.

Следующий вид – целевые конфликты. Целевые конфликты находят свое развитие посредством противодействия субъектов, деятельность которых направлена на достижение определенной цели, вытесняющей прочие – интерес, корысть, неприязнь к партнеру и т.п. Самым важным в этом конфликте является достижение цели, собственная победа и полное поражение соперника.

Статусные конфликты. Отличие статусных конфликтов от предыдущего типа заключается перманентная борьба за приоритет. Это противостояние не подразумевает перерывов, победы или поражения. Подобные конфликты можно сравнить с вечным состязанием по перетягиванию каната, где ослабление одной стороны ведет за собой незамедлительное, но не долгосрочное превосходство другой стороны.

Далее выделяют конфликты потребностей. Данный вид конфликта зарождается в том случае, если различные человеческие потребности требуют различных, а зачастую и полностью противоположных, действий для их реализации. Также, бывают ситуации, когда реализовать одну из потребностей не представляется возможным без ущерба для второй. Существует единственная разновидность конфликта потребностей – конфликт потребности и социальной нормы. Данная разновидность характеризует ситуации, когда сильная человеческая потребность сталкивается со своеобразным побуждением или запретом, к примеру: психологические барьеры, социальная система ценностей, мораль, совесть, национальные традиции и т.п. [5].


Последним видом конфликтов данной классификации являются конфликты, объективными и субъективными . Объективными принято считать причины, имеющие определенные особенности в структурном состоянии среды взаимодействия.

К примеру, одним из следствий возникновения конфликта, может быть социальное неравенство, изначально заложенное в структуре общественных отношений. К тому же конфликт может быть спровоцирован слабой организацией совместной деятельности или же самим процессом взаимодействия.

Причины конфликтов могут быть и субъективны – несоответствие притязаний и претензий, не знание настоящего положения дел, психические и психологические особенности и отклонения участников и так далее.

В зависимости от времени конфликтов их можно на постоянные, продолжающиеся () и кратковременные. Постоянные сопровождают сторон, чьи коренные, важные интересы несовместимы. Конфликт не в смысле изменчивости, а в смысле своей сущностной оснований [5].

Конфликты могут быть длительными и краткосрочными. Последние возникают в результате таких причин, которые, теряя актуальность, самоустраняются, растворяются в других формах социальной напряженности.

В зависимости от масштаба и остроты конфликтов, можно выявить такие их разновидности, как микро - конфликты, макро-конфликты и мега – конфликты. А в зависимости от проявления - мирные и немирные (вооруженные) конфликты. По форме межгруппового взаимодействия конфликты делятся на индивидуальные и коллективные, межличностные и групповые, конфликты «Я» и «Я», «Я» и «Мы», «Мы» и «Мы». Эта квалификация конфликтов характеризует индивидуально-личностные параметры и формы групповой сплоченности [18].

В соответствие с тем, что выделяются политические, экономические, национально—этнические и протестные противоречия, была выделена еще одна классификация конфликтов. К ней относятся:

Конфликты распределения власти, влияния. Социальная характеристика конфликтов такого рода связана, прежде всего, с их человеческим «измерением». Это конфликты потребностей и средств обеспечения, уровня жизни и бюджетного финансирования, потребительской корзины и уровня заработной платы, уровня цен на различные блага и реального доступа к их использованию [6].

Конфликты доминирования, авторитета и управления. Эти конфликты могут иметь скрытый или открытый характер.

Экономические конфликты – это конфликты многоуровневые. Они обусловлены денационализацией и приватизацией, дележом собственности, разделение сфер экономического влияния и многими подобными факторами. Эти конфликты, связанные с «перекачкой» финансовых потоков из бюджета в частные карманы, созданием и крахом финансовых пирамид, коррупцией высших эшелонов власти, которая за взятки.


Этно - национальные конфликты. В их основе борьба за права и интересы этнических и национальных групп. Природу национально-этнических конфликтов в современных условиях вряд ли можно всесторонне проанализировать. Вместе с тем, достаточно определенно выяснились два подхода к анализу этно – национальных столкновений. Это, отмечает А. Дмитриев, социологический и политологический подходы. На основе анализа методологическим подходом и типологизации различных конфликтов межнациональные конфликты можно условно разделить на четыре группы по доминирующим причинам и предмета:

1.Конфликты, вызванные желанием приобрести соответствующий административный или политический статус (примером этого могут служить конфликты ногайцев, шапсугов и т.д.).

2.Конфликты, вызванные желанием воссоединиться основной массой своего этноса – феномен ирредентизма.

3.Конфликты, вызванные желанием произвести предел экономических и политических сфер влияния.

4.Конфликты, вызванные желанием произвести предел экономических и политических сфер влияния [6].

Помимо перечисленных типологий, можно выделить еще несколько типов, характерных этно-политической обстановке непосредственно в России. Среди них конфликты, связанные с восстановлением территориальных прав депортированных народов, конфликты, источникам которых служат давние исторические причины, конфликты, в основе которых лежит дискриминация русскоязычного населения в национальных республиках, конфликты, выражающие противостояние геополитических интересов различных стран в данном регионе или республике [6].

Чем больше разброс критериев при принятии решений и возможных вариантов этих решений, тем глубже может быть конфликт.

1. Конфликты коммуникации.

Это конфликты, возникающие процессы коммуникации. Субъектами коммуникационного конфликта являются участники спора, полемики, дискуссии, дебатов, в которых стороны отстаивают свою точку зрения, свой тезис.

2. Внутриличностный конфликт.

Он может принимать различные формы. Одна из самых распространенных форм – ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы.

3. Межличностный конфликт.

Этот тип конфликта, возможно, самый распространенны. Межличностный конфликт может проявляться как столкновение личностей. Люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом.