Файл: Исследование и диагностика конфликта (Методы исследований в конфликтологии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4. Конфликт между личностью и группой.

Между отдельной личностью и группой может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы.

5. Межгрупповой конфликт.

Межгрупповой конфликт представляет собой конфликтное взаимодействие между различными социальными группами. Обозначенные выше политические, социально этно- национальные конфликты являются межгрупповыми конфликтами. Примерами межгрупповых конфликтов также являются конфликты ветвей власти, конфликты рабочих и администрации, конфликты внутри организации и подобные им [14].

Кроме того, конфликты можно подразделить на конструктивные и деструктивные.

Конструктивный конфликт возникает, когда оппоненты не выходят за рамки этническим норм, деловых отношений и разумных аргументов. Причинами являются обычно недостатки в организации деятельности и управления. Разрешение такого конфликта приводит к развитию отношений между людьми и развитию группы. Последствия такого конфликта являются функциональными и ведут к повышению эффективности организации.

Деструктивный конфликт возникает в двух случаях:

1. Когда одна из сторон жестко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны или всей организации в целом.

2. Когда один из оппонентов прибегает к безнравственным методам борьбы, стремится психологически подавить партнера [2].

По направлению конфликты делятся на горизонтальные (в которых не задействована лица, находящиеся в подчинении друг друга); вертикальные (в которых участвует лица, находящиеся в подчинении один у другого); смешанные (представлены и «вертикальные», и «горизонтальные» составляющие) [2].

Конфликты бывают открытыми (лежат на поверхности, видны невооруженным взглядом) и скрытыми (скрыты от глаз наблюдателя, распознаются по косвенным признакам, среди которых главные – напряженность в межличностном общении, резкое изменение в отношение к работе. Задача руководителя – поднять скрытые конфликты на поверхность и разрешить их).

Конфликты различаются и по сфере их разрешения – деловой или личностно-эмоциональной [7].

Большинство людей, говоря о конфликте, подразумевают нечто отрицательное и категорически негативное. На самом деле, в конфликтах есть и свои положительные стороны. Рассмотрим главные плюсы и минусы возникновения конфликтных ситуаций.

Позитивны функции конфликтов:

1. Группообразование. В результате конфликта можно выявить слабые и нерешенные структурно-организационные вопросы в определенной социальной группе. При разрешении подобной конфликтной ситуации, возникает возможность установить, как нормативные, так и физические параметры группы.


2. Эмоциональная психологическая разрядка. Большинство конфликтных ситуаций сопровождаются бурными эмоциональными реакциями оппонентов, что в итоге снимает психологическую напряженность участников конфликта, позволяет расслабиться и сокращает интенсивность дальнейших негативных эмоциональных реакций.

3. Поддержание структуры отношений. Как уже было сказано ранее, конфликты предотвращают застой во взаимоотношениях общества. К тому же, конфликты играют роль источника нововведений и развития социальной активности людей.

4. Поддержание баланса сил. В частности, речь идет о равновесии сил власти и социального контроля.

5. Выявление нарушений в организации взаимоотношений. Конфликты помогают понять, что в межличностных, групповых или организационных отношениях присутствуют какие-либо недочеты или помехи. Результатом послужит устранение подобных причин, что снизит потенциальную возможность возникновения конфликтов в дальнейшем.

6. Конфликты способствуют созданию новых информационных групп.

7. Конфликты позволяют изучить и проанализировать оппонента, на основе чего появляется возможность дальнейшего прогнозирования его действий.

Негативные функции конфликтов:

1. Зачастую конфликты приводят к беспорядку, нарушают стабильность, порождают насилие.

2. В результате конфликта стороны несут материальные, временные и психологические затраты.

3. Зачастую на первоначальном этапе развития конфликты не конструктивны, что замедляет и затрудняет поиск компромисса и принятие решений.

Говоря о конфликте, стоит упомянуть и выделяемые специалистами границы конфликта. Существует три основных аспекта определения данных границ: пространственный, временной, субъективный.

Пространственная граница конфликта – определение территорий, на которых происходит конфликт. Четкое определение пространственных границ важно в первую очередь для социальных, международных конфликтов. Знание границ конфликта позволяет выбрать адекватную форму воздействия для его урегулирования.

(Например, конфликт возник в подразделении организации между начальником и сотрудником одного из отделов. Некоторое время выяснение отношений оставалось в пределах этого отдела, и о развитии конфликта за пределами отдела ничего не известно. Но с течением времени, поскольку конфликт не затихал и начал мешать работе организации, информация о нем распространилась за пределы данного отдела, в конфликт стали вовлекаться другие участники: из других подразделений, из руководства. Такое расширение границ конфликта, привело к необходимости принятия решения на уровне руководства организации, что привело к увольнению сотрудника и выговору руководителя данного подразделения).


Временная граница – продолжительность конфликта во времени, его начало и конец. От того, считать ли конфликт начавшимся или законченным, зависит, в частности, юридическая оценка действий его участников в тот или иной момент конфликта.

(Например, выстрел в человека в момент боевых действий является выполнением служебного долга солдата, то же самое в мирное время сопровождается судебным разбирательством и уголовным наказанием).

Субъективная граница конфликта определяет количество участников в конфликте на момент его начала. Расширение этой границы, вовлечение в конфликт новых субъектов (лиц) приводит к усложнению самой структуры конфликта, поиска других способов его разрешения.

(Например, расширение субъективной границы конфликта внутри организации из-за задержек с выплатой зарплаты, может перевести организационный конфликт в забастовку, предполагающую совсем иные подходы к его урегулированию).

Начало конфликта определяется объективными (внешними) признаками поведения, направленными против другого участника. Если другой участник осознает, что эти акты направлены против него, и им противодействует, то конфликт начинается; если действия не начинаются, то имеет место конфликтная ситуация. Это означает, что для признания конфликта начавшимся, требуются три условия:

- первый участник сознательно и активно действует в ущерб другому участнику (т.е. своему оппоненту), при этом под действием понимается как передача информации (устное слово, печать и т.д.), так и физическое воздействие;

- второй участник (оппонент) осознает, что указанные действия направлены против его интересов;

- в связи с этим второй участник предпринимает ответные агрессивные действия, направленные против первого участника.

Только с этого момента можно считать, что конфликт начался. Окончание конфликта – прекращение действий противоборствующих сторон, независимо от причин, по которым начался конфликт.

ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ДИАГНОСТИРОВАНИЯ КОНФЛИКТОВ


2.1 Философские и общенаучные принципы проведения исследований

В интересах обеспечения результативного исследования конфликтов важно использовать принципы, сформулированные на разных уровнях методологии: философском, общенаучном, конкретно-научном [1]. К философским и общенаучным относятся следующие семь принципов изучения конфликтов:

1. Принцип развития. Данный принцип требует при изучении конфликтов выявлять тенденции в их эволюции – постепенном, длительном, непрерывном развитии конфликта от одних форм к другим, чаще от простых к более сложным. Знание закономерностей эволюции конфликтов помогает гораздо более глубоко понять содержание актуальных конфликтов и давать более точный и долговременный прогноз возможных вариантов их развития.

Каждое конкретное конфликтное взаимодействие также находится в непрерывном изменении, имеет свою динамику. Оценивая конфликт, важно помнить о том, что он был иным ранее, и неизбежно будет изменяться в последующем.

2. Принцип всеобщей связи. Гносеологический смысл этого принципа заключается в том, что изучая конфликт, необходимо не ограничиваться рассмотрением его отдельных элементов, а стремится исследовать максимально большее количество связей конфликта с другими явлениями и между его подструктурами [1]. Полностью исследовать все взаимосвязи конфликта со средой, в которой он развивается, и внутри него, естественно, невозможно, таких связей бесчисленное множество. Однако важно учесть характер хотя бы основных связей, поскольку их потеря может привести к существенным упрощениям в понимании явления. Это в свою очередь отрицательно скажется на качестве практических рекомендаций.

3. Методологическую роль в процессе изучения конфликтов всех уровней выполняют основные законы и парные категории диалектики. Закон единства и борьбы противоположностей показывает внутренний источник развития конфликтов: единство и борьбу противоположных сторон, сил, тенденций.

Закон перехода количественных изменений в качественные раскрывает способ эволюции и динамики конфликтов, ориентирует на поиск закономерностей, которым подчиняется развитие конфликтного взаимодействия, определение качественных и количественных изменений, происходящих при этом, выявление связей между ними.

Закон отрицания дает возможность прогнозировать направления развития конфликтов: от простого – к сложного, от низшего – к высшему, от одного – к другому [1].


4. Принцип диалектического единства теории, эксперимента и практики. В процессе научного познания этот принцип раскрывает диалектику движения нашего знания к истине и определяющую роль практики в процессе познания.

Важной проблемой конфликтологического исследования является логика взаимосвязи теории, эксперимента и практики в процессе изучения конфликтов. Конфликтология будет развиваться более динамично, если проводить исследования следующим образом.

На каждом из трех уровней развития (описательном, объяснительном, управленческом) конфликтология прибегает к построению содержательных моделей трех типов:

1) Теоретических (концептуальных);

2) Процедурных (методов науки);

3) Эмпирических (достоверное эмпирическое знание)[1].

В процессе анализа конфликтов необходимо постоянно обращаться к практике, оценивать полученные предварительные результаты с точки зрения их соответствия реальному положению дел, совершенствовать методику анализа и дорабатывать выдвинутые гипотезы в соответствии с той новой информацией, которую он получает в ходе самого процесса изучения. Анализ конфликтов проводится не только для того, чтобы объяснить механизм их возникновения и развития, но и в целях управления ими, в интересах повышения качества жизни и деятельности людей.

5. Принцип системного подхода. Анализируя конфликты, необходимо рассматривать их как сложно организованные объекты, состоящие из иерархически связанных подсистем и входящие в свою очередь в качестве подсистем в системы более высокого уровня. Важно выявлять все многообразие элементов, входящих в структуру конфликта, связи между ними, а также взаимоотношения изучаемого конфликта с внешними по отношению к нему явлениями [2].

Принцип системного подхода ориентирует в методологии поиска причин позитивных или негативных тенденций в развитии того или иного конфликта. Если не в одном, а в нескольких элементах системы появились сходные положительные и отрицательные моменты, то причины этого следует искать, прежде всего, не в этих элементах, а в самой системе.

6. Принцип конкретно-исторического подхода. Показывает необходимость учета в процессе изучения конфликтов всех конкретных условий, в которых они развиваются: места, времени, конкретной сложившейся обстановки в конкретном коллективе.

Каждый конфликт уникален по своей природе. Принцип конкретно-исторического подхода ориентирует на поиск уникальности. Нельзя ограничиваться в характеристике конкретного конфликта применением к нему знаний, уже имеющихся для конфликтов подобного типа. Общее и особенное для конфликтов всегда проявляется в виде единичного знания о конкретном конфликтном взаимодействии [2].