Файл: Субъекты правоотношений по социальному обеспечения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вышеуказанные общие положения о правосубъектности применительно к праву социального обеспечения являются важными, так как позволяют лучше уяснить понятие феномена правосубъектности в рассматриваемой отрасли права. Сущность данного феномена применительно к праву социального обеспечения состоит в том, что не все субъекты обладают единой правосубъектностью.

Теория права выделяет общую, отраслевую и специальную правосубъектность. Право социального обеспечения не дает однозначный подход к определению правосубъективности граждан. Некоторыми авторами правоспособность отождествляется с самим субъективним правом на какой-либо вид социального обеспечения. Ими отмечается, что эти две правовые категории возникают одновременно.

Другими авторами выделяется общая и специальная правоспособность. Возникновение общей правоспособности они связывают с моментом рождения человека. А специальная правоспособность, которая дает право на обеспечение по государственному социальному страхованию, по их мнению, возникает в момент вступления субъектов в трудовые правоотношения. Стоит отметить, что по аналогии специальная правоспособность, которая дает право на вступление в пенсионное правоотношение по старости возникает в момент достижения субъектом определенного возраста, который установлен законодательством [27, C. 8].

В праве социального обеспечения вид правосубъектности граждан определяется в первую очередь исходя из принципа гарантированности социального обеспечения всем членам общества, в том числе работникам по обязательному социальному страхованию. Поскольку законом предусматривается предоставление социального обеспечения любому члену общества, независимо от того является ли он участником трудовых правоотношений в качестве работника, то в праве социального обеспечения возможно возникновение правоотношения, в котором любое лицо может стать субъектом. Данное положение свидетельствует о наличии общегражданской правоспособности, которая возникает в момент рождения человека. Как и в гражданском праве, дееспособность может иметь место отдельно от правоспособности, а право на социальное обеспечение может возникнуть у законного представителя лица, не достигшего гражданской дееспособности. Так, один из родителей или законный представитель получает социальную помощь в виде пенсии на ребенка-инвалида, пенсии по потере кормильца на ребенка до достижения им 18 лет, право на бесплатную лекарственную помощь до достижения ребенком трех лет и т. д.


Субъекты права социального обеспечения – это участники социально-обеспечительных правоотношений, которые обладают социально-обеспечительной правосубъектностью на данный вид обеспечения.

Так, субъектами правоотношений, которые возникают в связи с предоставлением какого-либо обеспечения в сфере обязательного социального страхования, могут быть только лица, которые подлежат или ранее подлежали обязательному (добровольному) социальному страхованию. В данном случае для получения социального обеспечения необходимо возникновение специальной правопособности, возникающей при заключении трудового договора (для лиц, работающих по найму) или после того, как уплачены страховые взносы в фонд социального страхования.

Специальная правоспособность возникает одновременно со специальной дееспособностью. Например, подросток, являющийся работником по трудовому договору и достигший возраста 15 лет может сам реализовать право на пособие по временной нетрудоспособности, право на трудовую пенсию по инвалидности и т. д.

Одной из разновидностей дееспособности можно назвать деликтоспособность — способность лица нести юридическую ответственность (исполнять соответствующие юридические обязанности) за совершенные правонарушения. Применительно к праву социального обеспечения деликтоспособность граждан как субъектов правоотношений неразрывно связана с их общей или специальной дееспособностью.

Для анализа субъектов правоотношений по социальному обеспечению необходимо рассмотреть их правовой статус. Наиболее широким правовым статусом обладают граждане. Их правовой статус оставляет правосубъектность и конституционные права и обязанности, являющееся в соответствии с Конституцией РФ основой правового статуса личности (гл. 2). Правовой статус не является одинаковым для всех граждан. В теории права существует позиция, согласно которой необходимо помимо понятия «правовой статус» выделять понятие «правовое положение», которое определяет как правовой статус субъекта, так и совокупность конкретных субъективных прав (например, право на получение пенсии определенного вида в размере, который установлен законом) [15, C. 46].

Провосубъектностью обеспечивается юридическая возможность вступления в правоотношение, обладания конкретными юридическими правами и обязанностями, т.е. приобретением конкретного правового положения.

Субъектами права социального обеспечения являются потенциальные участники правоотношений, которые могут иметь юридические права и обязанности. Субъекты правоотношений по социальному обеспечению – это субъекты права, которые уже реализовали свою провосубъектность и стали участниками конкретных правоотношений по социальному обеспечению. Это значит, что любой субъект правоотношения по социальному обеспечению обязательно является субъектом права социального обеспечения. Но при этом, не каждый субъект права социального обеспечения выступает как субъект правоотношения по социальному обеспечению [17, C. 89].


Для превращения субъекта права социального обеспечения в субъект правоотношения по социальному обеспечению необходимо появление определенных жизненных обстоятельств, которые связаны с конкретными правовыми последствиями – юридическими фактами. Именно благодаря юридическим фактам приводятся в действие соответствующие нормы права, которые возлагают на этих субъектов определенные юридические обязанности и предоставляют им права.

Юридические факты бывают разнообразными и могут классифицироваться по разным критериям. К юридическим фактам, позволяющим субъекту права социального обеспечения стать субъектом правоотношения по социальному обеспечению, можно отнести например: достижение соответствующего возраста; инвалидность; временная нетрудоспособность работника; рождение ребенка; смерть кормильца; волеизъявление пенсионера о переходе на другой вид пенсионного обеспечения; увеличение продолжительности трудового стажа; восстановление трудоспособности; достижение членами семьи возраста, не дающего права на дальнейшее получение пенсии по случаю потери кормильца; трудоустройство безработного и др.) [28, C. 6].

Возникновение правоотношения по социальному обеспечения связано с появлением не одного, а нескольких юридических фактов, которые составляют в своей совокупности фактический (юридический) состав. Фактические составы могут быть как относительно простыми, так и довольно сложными. В простом составе охвачены два-три юридических факта, а в сложном – множество таких фактов. Например, чтобы получить пособие при рождении ребенка, нужно, чтобы произошли следующие юридические факты: рождение ребенка, наличие волеизъявления заявителя и акта компетентного органа. А для того, чтобы возникли пенсионные правоотношения, необходимо гораздо больше юридических фактов (достижение пенсионного возраста, наличие необходимого общего, а иногда специального (льготного) трудового стажа, волеизъявление лица, акт компетентного органа).

Вывод. Итак, субъектом права социального обеспечения является участник правоотношения, который имеет субъективные права и обязанности в соответствии с законодательством о социальном обеспечении.

Правоотношения по социальному обеспечению возникают между государством в лице компетентных государственных органов и гражданином (семьей).

Для участия в правоотношениях по социальному обеспечению его участник должен обладать таким юридическим свойством, как правосубъектность. В состав правосубъектности входит правоспособность и дееспособность.


В праве социального обеспечения вид правосубъектности граждан определяется в первую очередь исходя из принципа гарантированности социального обеспечения всем членам общества, в том числе работникам по обязательному социальному страхованию. Для превращения субъекта права социального обеспечения в субъект правоотношения по социальному обеспечению необходимо появление определенных жизненных обстоятельств, которые связаны с конкретными правовыми последствиями – юридическими фактами. К юридическим фактам, позволяющим субъекту права социального обеспечения стать субъектом правоотношения по социальному обеспечению, можно отнести например: достижение соответствующего возраста; инвалидность; временная нетрудоспособность работника; рождение ребенка и др.

Глава 2. Система субъектов правоотношений по социальному обеспечения

2.1 Граждане как субъекты правоотношений

К физическим лицам, которые являются субъектами права социального обеспечения, относятся в первую очередь граждане Российской Федерации. Кроме того, к субъектам права социального обеспечения могут относиться также лица без гражданства, беженцы, иностранцы, постоянно проживающие на территории РФ. Иностранцы, которые временно находятся на территории РФ, могут выступать в качестве субъектов права социального обеспечения только если есть соответствующие межгосударственные соглашения.

Межгосударственное законодательство особое внимание уделяет детям. Ряд принятых международных актов (Декларации прав ребенка 1959 г., Конвенции о правах ребенка 1989 г. [1] и др.) подчеркивают важность предоставления особойзащиты этой категории граждан. Так, в Конвенции о правах ребенка сказано: «Во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка».

Также в Конвенция о правах ребенка закрепляет понятие «ребенка», по которому таковым является «каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если, по закону его государства, он не достигает совершеннолетия раньше».


Российское законодательство в сфере защиты детей, их конституционных прав и социальных гарантий придерживается международного. В соответствии с ФЗ № 124-ФЗ от 24 июля 1998 г, «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [9] ребенком в России также считается лицо, не достигшее 18 лет, а особое внимание отводится необходимости защиты детей, которые находятся в сложной жизненной ситуации. К ним нужно отнести детей, оставшихся без попечения родителей; детей-инвалидов; детей с ограниченными возможностями здоровья; детей, проживающих в малоимущих семьях; детей, у которых в силу сложившихся жизненных обстоятельств изменились условия жизнедеятельности и они не могут самостоятельно их преодолеть и др. [21, C. 65]

К другой важнейшей категории субъектов права социального обеспечения относятся женщины (в том числе работающие) ставшие матерями. В Международном Пакте об экономических, социальных и культурных правах гарантируется особая охрана матерям в течение определенного периода до и после родов [3]. Государства-члены МОТ ставят в качестве важнейшей задачи охрану материнства для работающих женщин. Российское законодательство содержит ряд нормативно-правовых актов федерального и локального уровня, которые регулируют различные выплаты матерям. К таким актам, в частности, относятся ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 г №81-ФЗ [6] и ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29.12.2006 г. №255-ФЗ [7].

Законодательством предусмотрены выплаты по пособию по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранний срок беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком; ежемесячное пособие на ребенка; единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью и др.

Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах устанавливается, что семья как ячейка общества нуждается в широкой охране и помощи. В российском законодательстве нет четкого нормативного закрепления семьи как субъекта правосоциального обеспечения. В статье 2 Конституции РФ сказано, что материнство и детство, семья защищаются государством [4]. Об этом же говорится и в ч.1 ст. 2 Семейного Кодекса РФ [5] («материнство, отцовство и детство в РФ находятся под защитой государства»). Несмотря на эти положения, само понятие «семья» в указанных нормативных актах не содержится, а лишь недостаточно четко перечисляются члены семьи.