Файл: Субъекты правоотношений по социальному обеспечения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, органы, которые входят в систему государственной исполнительной власти, имеют различное положение (иерархический уровень по властной вертикали). В зависимости от этого положения они могут иметь или не иметь прямую связь с гражданами по вопросам их социального обеспечения. Все эти органы взаимосвязаны между собой по принципу подчинения друг другу (отношения подчинения и власти).

Та же аналогия прослеживается во взаимоотношениях между органами, составляющими систему каждого социального страхового фонда (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования). Эти фонды не являются органами государственной исполнительной власти. Взаимоотношения между органами каждого фонда носят административный характер. Т.е. внутренние взаимосвязи в этих органов основаны на власти и подчинении, поэтому могут регулироваться нормами административного права.

В сфере социального обеспечения осуществляют свою деятельность множество органов и организаций. Условно их можно разделить на две группы. К первой группе относятся органы, которые непосредственно предоставляют соответствующие виды социального обеспечения. Вторую группу составляют органы, которые имеют косвенное отношение к социальному обеспечению. И те, и другие органы взаимосвязаны друг с другом. Их деятельность имеет одинаково важное значение для общества, так как выступает гарантией осуществления прав граждан в получении социального обеспечения [29, C. 100].

Исходя из объема полномочий органов и степени их участия в социальном обеспечении населения, можно различить пять основных классов органов, которые осуществляют свои функции по социальному обеспечению.

К первому классу относятся органы государственной власти и органы муниципальных образований. Это Правительство РФ, о котором речь шла выше, Правительства субъектов РФ. К этим органам также относятся Министерство труда и социальной защиты России, МВД России, Минобороны России и др.

Ко второму классу относятся органы обязательного социального страхования. В систему этих органов входят пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования (все уровни – с федерального до местного).

К третьему классу относятся негосударственные органы, например, негосударственные пенсионные фонды. Они осуществляют некоторые полномочия государственного пенсионного фонда (например, по накоплению пенсии).

К четвертому классу относятся общественные организации: профсоюзы, общественные организации инвалидов (Всероссийское общество слепых, Всероссийское общество глухих и др.)


К пятому классу относятся работодатели, осуществляющие отдельные виды социального обеспечения применительно к своим работникам.

Степень участия и роль перечисленных органов является различной и зависит от объема полномочий, которыми они наделены действующим законодательством. Несмотря на то, что в организации и функционировании этих органов имеются существенные различия, едины они в том, что целью их работы является социальное обеспечение граждан. Перечисленными органами и осуществляется в целом социальное обеспечение в России.

Как было сказано выше, государство может делегировать свои полномочия в сфере социального обеспечения населения другим органам, организациям и субъектам. Например, работодателю – передаются полномочия, касающиеся назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, пособия при рождении ребенка; органам местного самоуправления – полномочия по содержанию детей в дошкольных учреждениях и т.п.

Передача полномочий в данных ситуациях объясняется созданием более удобных условий для конечного получателя блага, а иногда речь идет о сбрасывании бремени несения расходов на социальное обеспечение (например, первые два дня пособия по временной нетрудоспособности оплачиваются работодателем, а не ФСС).

Кроме связывания государство дозволяет (нормами муниципального права, трудового права и т.д.) этим субъектам предоставлять блага социального обеспечения дополнительно к тем, которые уже установлены государством. Это дозволение позволяет указанным субъектам, например, через социально-партнерское регулирование или локальное нормотворчество вводить дополнительные виды социального обеспечения (пособия для семей работников, имеющих детей-школьников, ко Дню знаний, оплата детского оздоровительного отдыха и т.п.), а также увеличивать объем благ, которые предоставляются государством (доплата к государственному пособию по беременности и родам) и иным образом улучшать социальное обеспечение получателей благ.

Поскольку государством выделяется достаточно большой объем средств для социального обеспечения населения, а также в связи с самой масштабной вовлеченности населения именно в государственную систему социального обеспечения, система государственных органов, которые участвуют в отношениях по социальному обеспечению населения многообразна. К ним относятся государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования), пенсионные службы силовых министерств и ведомств, служба занятости, органы, осуществляющие социальную защиту населения и др. [23, C. 21]


Субъектами права социального обеспечения являются также и органы, участвующие в процедурных правоотношениях. Так, бюро медико-социальной экспертизы устанавливает факт инвалидности, причины инвалидности и др. Лечащие врачи устанавливают факт временной нетрудоспособности. Суды устанавливают факт безвестного отсутствия, факт нахождения на иждивении и пр.

К субъектам право социального обеспечения можно отнести также органы, которые участвую в процессуальных отношениях (главное бюро медико-социальной экспертизы, суд, прокуратура).

Правосубъектность рассмотренных в параграфе субъектов права социального обеспечения определяет нормативный акт о его создании и компетенции (устав, положение и т.п.), который предусматривает его права и обязанности по социальному обеспечению.

Вывод. Таким образом, субъекты права социального обеспечения составляют две большие группы. Это получатели благ по социальному обеспечению и субъекты, предоставляющие блага по социальному обеспечению. Получателями благ по социальному обеспечению являются граждане.

К физическим лицам, которые являются субъектами права социального обеспечения, относятся в первую очередь граждане Российской Федерации. Государственное и международное законодательство в особую группу населения, нуждающегося в социальном обеспечении относит детей. К другой важнейшей категории субъектов права социального обеспечения относятся женщины (в том числе работающие) ставшие матерями. Еще одной важной группой, являющейся субъектом права социального обеспечения, традиционно являются пожилые люди и инвалиды. Социальная защита данных категорий граждан является одной важнейших задач как в России, так и на международном уровне. Другой группой лиц, которые имеют право на социальное обеспечение, являются безработные граждане.

Второй группой субъектов права социального обеспечения являются органы и организации, которые предоставляют блага по социальному обеспечению. Вершину системы этих органов представляет Правительство РФ, которое в силу большого объема полномочий по социальному обеспечению делегирует их часть других органам и организациям. В частности, социальным страховым фондам, негосударственным пенсионным фондам, общественным организациям (профсоюзам и т.п.), работодателям.

Заключение

Подводя итоги исследования, необходимо сделать вывод о том, что поставленные задачи достигнуты, а именно:


1) Рассмотрено понятие субъекта права социального обеспечения, таковым является участник правоотношения, который имеет субъективные права и обязанности в соответствии с законодательством о социальном обеспечении. Правоотношения по социальному обеспечению возникают между государством в лице компетентных государственных органов и гражданином (семьей). Социальное обеспечение граждан может осуществляться только после вступления их в соответствующие правоотношения (юридические связи) с участием органов социального обеспечения, которые являются субъектами этих правоотношений. Хотя эти отношения и являются двусторонними и у обоих субъектов есть свои права и обязанности, но правом на обеспечение обладает гражданин (семья), а обязанность лежит на органе социального обеспечения.

2) Рассмотрено понятие правосубъектности, как основания для участия в правоотношениях по социальному обеспечению. Для участия в правоотношениях по социальному обеспечению его участник должен обладать таким юридическим свойством, как правосубъектность. В состав правосубъектности входит правоспособность и дееспособность. В праве социального обеспечения вид правосубъектности граждан определяется в первую очередь исходя из принципа гарантированности социального обеспечения всем членам общества, в том числе работникам по обязательному социальному страхованию. Поскольку законом предусматривается предоставление социального обеспечения любому члену общества, независимо от того является ли он участником трудовых правоотношений в качестве работника, то в праве социального обеспечения возможно возникновение правоотношения, в котором любое лицо может стать субъектом.

Для превращения субъекта права социального обеспечения в субъект правоотношения по социальному обеспечению необходимо появление определенных жизненных обстоятельств, которые связаны с конкретными правовыми последствиями – юридическими фактами. К юридическим фактам, позволяющим субъекту права социального обеспечения стать субъектом правоотношения по социальному обеспечению, можно отнести например: достижение соответствующего возраста; инвалидность; временная нетрудоспособность работника; рождение ребенка и др.

Субъекты права социального обеспечения составляют две большие группы. Это получатели благ по социальному обеспечению и субъекты, предоставляющие блага по социальному обеспечению. Получателями благ по социальному обеспечению являются граждане.


3) Рассмотрена категория физических лиц являющихся субъектами права социального обеспечения. К физическим лицам, которые являются субъектами права социального обеспечения, относятся в первую очередь граждане Российской Федерации. Кроме того, к субъектам права социального обеспечения могут относиться также лица без гражданства, беженцы, иностранцы, постоянно проживающие на территории РФ. Государственное и международное законодательство в особую группу населения, нуждающегося в социальном обеспечении относит детей. К другой важнейшей категории субъектов права социального обеспечения относятся женщины (в том числе работающие) ставшие матерями. Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах устанавливается, что семья как ячейка общества нуждается в широкой охране и помощи. Еще одной важной группой, являющейся субъектом права социального обеспечения, традиционно являются пожилые люди. Законодательством установлено, что по достижению определенного возраста у гражданина возникает право на получение пенсии.

Важной категорией, являющейся субъектом права социального обеспечения являются инвалиды. Социальная защита данной категории граждан является одной важнейших задач как в России, так и на международном уровне. Другой группой лиц, которые имеют право на социальное обеспечение, являются безработные граждане.

4) Выявлена вторая группа субъектов права социального обеспечения, в которую входят органы и организации, которые предоставляют блага по социальному обеспечению. Вершину систему этих органов представляет Правительство РФ, которое в силу большого объема полномочий по социальному обеспечению делегирует их часть других органам и организациям. В частности, социальным страховым фондам, негосударственным пенсионным фондам, общественным организациям (профсоюзам и т.п.), работодателям.

В России до настоящего времени не произошло формирования достаточно четких подходов к реформированию сложившейся системы социальной защиты, для которой харак­терны чрезвычайно высокая патерналистская роль государства и крайне слабо обозначенные общественные институты. В течение последних лет социальная защита населения России ориентировалась на адресное оперативное решение самых острых, кризисных, жизненных проблем отдельных категорий граждан на заявительной основе. На определенном этапе этот путь был наиболее реальным для практического решения задач в этой сфере и представлялся удачным. Однако время показало, что такой подход не дает долгосрочного эффекта, по­скольку не нацелен на профилактику повторений кризисных ситуаций, на перспективную социальную защиту каждого конкретного человека и населения в целом.