Файл: Субъекты правоотношений по социальному обеспечения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Впервые определении семьи было дано в Федеральном законе от 24.10.1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» [8], согласно которому семья – это лица, которые связаны между собой родством и (или) свойством, они совместно проживают и ведут совместное хозяйство.

Л.Гренчук в доказательство того, что семья представляет собой особый субъект права социального обеспечения, приводит нормы Федерального закона «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ, где сказано, что получатель пособия – семья, так как при этом несколько индивидов выражают единую консолидированную волю [25, C. 7].

Каждый совершеннолетний член семьи предоставляя необходимые документы, проявляет такое качество коллективного субъекта права, как способность вырабатывать, выражать и осуществлять единую волю. Действительно, при обращении в государственный орган для получения какого-либо вида социальной помощи, интересы всей семьи представляет как правило один ее член. Думается, что определение семьи могло бы выглядеть следующим образом: семья – это живущие вместе близкие родственники и (или) свойственники, которые ведут совместное хозяйство [28, C. 7]. На практике возникает сложность при определении субъектов правоотношений по некоторым выплатам по социальному обеспечению (единовременное пособие при рождении ребенка или ежемесячное пособие на период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет, или пособие по временной нетрудоспособности в связи с болезнью членов семьи и т.д.). Лиц с семейными обязательствами, которые имеют право на получение выплат, можно разделить на три группы, в зависимости от их адресата:

- дети (получение единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия на ребенка);

- матери (получение пособий по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, которые встали на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности);

- один из родителей, иное лицо, фактически осуществляющее уход за ребенком, либо иное лицо, которое ухаживает за больным членом семьи (получение ежемесячного пособия на период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет, пособие по временной не- трудоспособности в связи с болезнью члена семьи).

Все эти группы объединяются понятием «семейные выплаты», они являются замещением утраченного гражданином заработка и помощью при осуществлении обязанностей, связанных с содержанием и воспитанием детей.

В законе определено, кто и какой вид социального обеспечения имеет право получить. Так, единовременное пособие в связи с ранней постановкой на учет в медицинское учреждение может получить только женщина. Целью такого пособия является побуждение у женщины желания своевременно обратиться к врачу, чтобы проявить заботу не только о своем здоровье, но и здоровье будущего ребенка. Семейные пособия выплачиваются для того, чтобы материально поддержать всю семью в целом, поэтому семья признается коллективным субъектом права социального обеспечения, как в международных правовых документах, так и в законодательстве России.


Под особую социальную защиту государства попадают дети, находящиеся под опекой или попечительством. К сожалению, зачастую их права на социальную помощь нарушаются.

Так, в Волжский районный суд г. Саратова в 2016 году обратился Евстифеев Д.Н. с иском к Министерству финансов Саратовской области с требованием о взыскании задолженности по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего ребенка, переданного ему под опеку. Выплата денежных средств опекунам производилась без учета сложившихся цен в Саратовской области. По мнению истца, задолженность по выплате опекунских пособий, составила 197936 руб. 10 коп. Указанная задолженность в связи с несвоевременной выплатой утратила покупательскую способность, в связи с чем, истец просил взыскать в свою пользу также индексацию указанной задолженности с учетом уровня инфляции за каждый год в размере 1196532 руб. 69 коп. На основании изложенного истец, просил взыскать с Министерства финансов Саратовской области задолженность на содержание несовершеннолетнего с учетом индексации в сумме 1394468 руб. 79 коп.

В судебном заседании установлено, что из бюджета Саратовской области в ДД.ММ.ГГГГ году выделялись денежные средства на выплату опекунских пособий органам местного самоуправления в размерах не соответствующим требованиям. При таких обстоятельствах, поскольку государственными полномочиями по выплате опекунских пособий орган местного самоуправления в установленном порядке не наделялся, ему не передавалось необходимых финансовых средств для исполнения этих полномочий, то выплаты опекунских пособий осуществлялись без учета фактических цен региона на продукты питания, одежду, обувь, мягкий инвентарь. Данная обязанность возложена законом на субъект РФ – Саратовскую область и его финансовый орган – Министерство финансов Саратовской области, который является надлежащим ответчиком по делу. Таким образом, исковые требования Евстифеева Д.Н. к Министерству финансов Саратовской области о взыскании задолженности по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего ребенка, переданного под опеку, были удовлетворены [30].

Еще одной важной группой, являющейся субъектом права социального обеспечения, традиционно являются пожилые люди. Конвенция МОТ закрепляет, что при наступлении установленного возраста (65 лет), у лица возникает право на получение пособия по старости (пенсия) [2]. В российском законодательстве этот возрастной порог пока составляет для мужчин 60 лет, для женщин – 55 лет [10].


Пенсионный возраст установлен в России в соответствии с национальными особенностями и более низкой продолжительности жизни населения, чем в развитых странах. Несмотря на то, что в последнее время в высших органах власти постоянно поднимается вопрос о повышении порога пенсионного возраста, предоставляющего право на получение пособия, представляется, что без изменения указанных факторов, повышать пенсионный возраст видится нецелесообразным.

По мнению В. Тарасовой право не пенсию гарантируется государством, что не исключает продолжение трудовой деятельности, если это позволяет физическая возможность лица, вплоть до утраты полной трудовой способности.

Важной категорией, являющейся субъектом права социального обеспечения являются инвалиды. Социальная защита данной категории граждан является одной важнейших задач как в России, так и на международном уровне.

Право получения пособия по инвалидности закрепляет раздел IX Конвенции МОТ № 102. При этом инвалидностью считается неспособность в установленной степени заниматься какой-либо деятельностью, которая приносит доход, если эта неспособность постоянная или не может быть устранена к моменту прекращения выплаты пособия по болезни [2].

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» подразумевает под инвалидом лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, которое обусловлено заболеваниями, последствиями травм или дефектами, которое приводит к ограничению жизнедеятельности и вызывает необходимость социальной защиты лица [11].

По мнению Благодир А.Л. ограничение жизнедеятельности представляет собой полную или частичную утрату лицом способности или возможности самостоятельно себя обслуживать, передвигаться без посторонней помощи, ориентироваться, общаться, осуществлять контроль над свои поведением, обучаться и осуществлять трудовую деятельность [19, C. 14]. В данном определении трудовой критерий не является определяющим фактором при определении инвалидности.

Жаворонков Р.Н. считает, что понятие инвалидность связана с риском социального исключения, дискриминации со стороны здоровых членов общества и социальных институтов, приводящей к неполноценности инвалида, т.е. невозможности в полную меру функционировать в обществе [26, C. 79]. Данное определение не включает в себя все возможные признаки, позволяющие однозначно определить круг лиц, которые нуждаются в социальной помощи по инвалидности.


В судебной практике часто встречается случаи неправомерного отказа компетентных органов в назначении и начислении инвалидам страховой пенсии по инвалидности. Это является грубым нарушением прав такого социально незащищенного слоя населения, как инвалиды.

Так, Обиход С.И. обратился Псковский городской суд Псковской области с иском к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) об обязании назначить страховую пенсию по инвалидности. В обоснование заявленных требований указал, что является гражданином, переселившимся на место жительства в РФ из Украины – участника Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 года, получавшим по прежнему месту жительства пенсию по инвалидности.

29.09.2015 года обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по инвалидности в соответствии со ст.9 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», однако решением от 23.11.2015 года в удовлетворении заявления истцу было отказано по тем основаниям, что группа инвалидности не может подтверждена компетентными органами Украины, поскольку РФ не имеет международных договоров (соглашений) о взаимном признании правил признания граждан инвалидами, а выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выданная федеральным учреждением медико-социальной экспертизы по месту жительства в РФ не представлена.

Порядок пенсионного обеспечения лиц, прибывших на жительство в РФ из государств – бывших республик СССР, регулируется принятым 13 марта 1992 года Соглашением о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее – Соглашение).

Статьей 7 Соглашения предусмотрено, что при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства - участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 6 настоящего Соглашения.

Как следует из письма Главного управления пенсионного фонда Украины в Житомирской области от 30.10.2011 года связи с переездом на постоянное место жительства в РФ истцу прекращена выплата назначенной ему пенсии с 01.11.2015 года, Обиход С.И. обеспечен пенсией по 31.10.2015 года включительно. поскольку истец по прежнему месту жительства получал пенсию по инвалидности, назначенную в предусмотренном законодательством Украины порядке на основании справки об установлении ему второй группы инвалидности бессрочно, которая выдана в установленном на территории Украины порядке, суд приходит к выводу, что требования ответчика о необходимости подтвердить истцу свое право на получение пенсии по инвалидности, предоставив акт освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выданный федеральным учреждением медико-социальной экспертизы по месту жительства в РФ, являются необоснованными. Таким образом, суд удовлетворил исковые требования Обиход С.И. [31]


Другой группой лиц, которые имеют право на социальное обеспечение, являются безработные граждане. Конвенция МОТ № 102 закрепляет право на защиту от безработицы. В ст. 20 Конвенции говорится, что безработица представляет собой временную утрату заработка, которая вызвана невозможностью лица, готового и способного на трудовую деятельность, найти подходящее занятие.

В соответствии с Федеральным законом от 19.04.1991 г. № 102-1 «О занятости населения в Российской Федерации» безработные – это трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости для того, чтобы найти подходящую работу, при этом эти лица ищут работу и готовы приступить к ее выполнению. Пособие по безработице представляет для них единственный источник средств для существования.

2.2 Государственные органы и организации как субъекты правоотношений по социальному обеспечению

Обязательными участниками (субъектами) отношений по непосредственному социальному обеспечению каким-либо видом социального материального блага считаются, с одной стороны, имеющие право или притязающие на него граждане, с другой – компетентные органы и организации, предоставляющие тот или иной вид социального обеспечения и которые определены законодательством.

В данной системе органов важное место отводится Правительству РФ, являющемуся федеральным государственным органом исполнительной власти общей компетенции, который выступает как главный инструмент исполнения конституционных норм, реализации основных направлений государственной политики, в том числе и в сфере социального обеспечения. Для выполнения этих функций Правительство РФ наделяется широким кругом полномочий во всех сферах жизни общества. Оно также является ответственным за обеспечение прав и свобод граждан, в том числе предоставление им социального обеспечения. Поскольку само федеральное правительство напрямую не взаимодействует с гражданами по вопросам предоставления им социального обеспечения, то необходимо рассмотреть систему органов, которые наделены такими полномочиями от имени государства.

В подчинении Правительства РФ находятся центральные органы федеральной исполнительной власти – министерства, службы, агентства и т.п. Эти органы выполняют возложенные на Правительство задачи в том числе по социальному обеспечению. Так, в системе федерального правительства важное место занимают Министерство труда и социальной защиты, которое реализует государственную политику в области социального обеспечения. Отдельное место занимает Министерство здравоохранения и социального развития России. Подведомственные ему нижестоящие органы (районные и городские отделы социальной защиты населения или занятости населения) напрямую взаимодействуют с гражданами, так как предоставляют им тот или иной вид социального обеспечения.