Файл: Признание гражданина безвестно отсутствующим и признание его умершим.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 67

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Местом жительства гражданина признается место, где он постоянно или преимущественно проживает (п. 1 ст. 20 ГК РФ). Это может быть жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ. е[14]том жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов. Местом жительства недееспособных граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их опекунов. Реализуя его, мы сможем придти к выводу о том, что напрасно называют север крайним. Люблю пиццу, Люблю пиццу, люблю пиццу. Разрешено думать. Видеть нельзя. Работать нужно, основываясь на этом. Изучив материал. Расписание страниц. Структура работы. Введение в специальность. Разработка материала. Метеорит. Хочется торт или нет. Вы правы. Вы не правы. В одно касание. Уронив вилку на пол. Рассказав сказку, возможно не тому. Что делать? Как дальше жить? Извечный вопрос. Хочется торт или нет. Вы правы. Вы не правы. В одно касание. Уронив вилку на пол. Рассказав сказку, возможно не тому. Что делать? Как дальше жить? Извечный вопрос.

Точное определение места жительства имеет существенное значение для охраны прав и интересов граждан, обеспечения устойчивости гражданских правоотношений, а также государственных интересов. Необходимость знать точное место жительства гражданина возникает при решении ряда вопросов правового характера. Так, вопрос о том, где должно быть исполнено обязательство, решается во многих случаях в зависимости от места жительства участников обязательственного правоотношения - кредитора и должника (ст. 316 ГК РФ). Местом открытия наследства признается последнее постоянное место жительства наследодателя. По месту жительства гражданина обычно решается вопрос о постановке его на учет для улучшения жилищных условий. [9]

Место жительства гражданина должно быть определено с достаточной точностью. Мало, например, назвать только населенный пункт, надо указать улицу, номер дома, квартиры. В случае спора о том, является ли данное место местом жительства лица, вопрос решается на основании объективных признаков - постоянного или преимущественного проживания его в данном месте.


Постоянное проживание не означает обязательно длительное проживание. Важно, чтобы в силу сложившихся условий гражданин обосновался в данном месте. Например, молодой специалист, приехавший по окончании вуза на работу в определенный населенный пункт, имеет со дня поселения местом жительства этот населенный пункт, а не город, где он учился или где живут его родители. [11]

Понятие «преимущественное проживание», содержащееся в ст. 20 ГК РФ, имеет существенное значение, поскольку жизнь и деятельность гражданина часто не связаны постоянно с определенным местом пребывания. Так, геологи, моряки, рыболовы, строители и представители других профессий значительную часть жизни проводят в экспедициях, плавании, на стройках и т.п. В подобных случаях местом жительства признается место, где они проживают преимущественно, т.е. больше, чем в других местах. [17]

Правило о том, что гражданин должен иметь определенное место жительства ни в коей мере не ограничивает гражданина в праве на свободное передвижение и свободу выбора места жительства.

Каждый дееспособный гражданин РФ избирает место жительства по своему усмотрению. Свободный выбор места жительства - одно из важнейших прав человека, предусмотренных международными соглашениями и Конституцией РФ (ст. 27). Право выбopa места жительства как нематериальное благо, принадлежащее гражданину, защищается законом (ст. 150 ГК РФ). [15]

С местом жительства связывается общее предположение (презумпция) о том, что гражданин всегда находится в месте жительства, хотя бы в данный момент он и находился в другом месте. Например, в адрес постоянного места жительства всегда посылаются различные официальные вызовы и извещения, в том числе судебные повестки.

Длительное отсутствие гражданина в месте жительства, если неизвестно место его пребывания, небезразлично для организаций и граждан, с которыми он находился в правовых отношениях. Отсутствие сведений не только о месте нахождения пропавшего гражданина, но даже о том, находится ли он в живых, порождает целый ряд вопросов, настоятельно требующих своего разрешения: о правовом режиме имущества, принадлежащего исчезнувшему гражданину; о порядке осуществления его имущественных и личных неимущественных прав; об исполнении его гражданских обязательств перед третьими лицами; о содержании его несовершеннолетних детей, нетрудоспособных нуждающихся родителей, супруга или других лиц, имеющих право на получение содержания (ст.ст. 89, 93-97 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ)), и др. Складывающаяся в таких случаях сложная юридическая ситуация может быть относительно разрешена при помощи одного из двух гражданско-правовых институтов: признания гражданина безвестно отсутствующим (ст. 42 ГК РФ) и объявления его умершим (ст. 45 ГК РФ). [5 с. 92]


Термин «безвестное отсутствие» применяется в двух смыслах. Во-первых, им обозначается явление действительности, когда бесследно исчезает какой-то человек. Во-вторых, так называется правовой институт, созданный для разрешения неопределенности, возникшей из-за исчезновения субъекта каких-то правоотношений. Как явление объективного мира сущность первого не зависит ни от места, ни от времени, а правовой институт в качестве элемента надстройки различен и исторически, и в зависимости от государства, в котором он существует.

Роль и значение института безвестного отсутствия резко возрастают в экстремальных ситуациях. Так обстояло дело в годы Великой Отечественной войны, когда произошло разъединение миллионов семей, многие из которых так и не смогли воссоединиться. После распада Союза ССР и возникновения целого ряда конфликтов на межнациональной и этнической почве как на территории России, так и в ставших независимыми государствах, входивших ранее в состав Союза, вновь участились случаи, когда для устранения неопределенности в гражданских правоотношениях приходится обращаться к институту безвестного отсутствия. [17]

В чем же сущность факта безвестного отсутствия? С момента рождения каждый человек становится субъектом права и вступает в многочисленные связи с другими людьми. В детстве это в основном связи с родными, но с возрастом круг связей расширяется. Не все эти связи правовые. Они могут сильно различаться по степени своего значения для человека. Некоторые из них со временем утрачиваются, вместо них возникают новые. Связи правового характера являются правоотношениями. Если один из субъектов таких связей исчезнет, то положение становится неопределенным: правоотношения не закончились, как в случае смерти их субъекта, но и не осуществляются. При безвестном отсутствии утрачиваются все связи субъекта. Если же утрачена лишь часть связей, то безвестного отсутствия нет.

Хотя безвестное отсутствие - институт гражданского права, сам факт безвестного отсутствия имеет более широкое значение, ибо прерывает не только гражданско-правовые связи, но и связи человека, регулируемые другими отраслями права. Так, для государственного права исчезает один из избирателей, для административного - житель какой-то территориальной единицы, для финансового - налогоплательщик и т.д. Однако все эти отрасли права обходились без института безвестного отсутствия, и лишь для гражданского права и близких к нему гражданского процесса, семейного права, трудового права этот институт оказался необходимым, чтобы на основании такого юридического факта, как безвестное отсутствие лица, принять определенные меры. [9]


Вопрос о правовой природе указанной категории дел остается дискуссионным.

Одни авторы полагают, что нормы института безвестного отсутствия регулируют последствия, возникающие в связи с длительной неизвестностью местопребывания лиц, состоящих в определенных правовых отношениях с гражданами и организациями, а также порядок признания таких лиц безвестно отсутствующими или умершими. Это мнение вызывает возражения, поскольку в задачу норм данного института входит не регулирование последствий длительной неизвестности местопребывания лиц, а устранение неопределенности в отношении этих лиц. Только в силу установленного судебным решением безвестного отсутствия могут наступить определенные правовые последствия для безвестно отсутствующего и других заинтересованных лиц и организации. [10]

Другие же авторы считают, что безвестное отсутствие - это такое отсутствие гражданина, при котором невозможно устранить неизвестность его местопребывания и нет оснований для предположения о нахождении его в живых. С приведенным высказыванием тоже нельзя согласиться, так как для признания лица безвестно отсутствующим достаточно доказать, что установить местонахождение лица всеми законными средствами не представилось возможным. Что же касается объявления гражданина умершим, то доказывать наличие обстоятельств, дающих основание полагать, что отсутствующее лицо не существует, означало бы выход суда за пределы предмета заявления. Заявитель просит объявить умершим конкретное лицо, а не решить вопрос о том, что оно не существует. [13]

Имеется мнение, что безвестное отсутствие и объявление лица умершим есть юридическое состояние. Представляется, что этот институт не может определять правовое состояние, поскольку длящиеся состояния не порождают правоотношений. Точно так же длительная неизвестность местопребывания лица не может порождать правоотношения. Напротив, неизвестность местопребывания гражданина служит препятствием для осуществления прав другими лицами и организациями, которые состояли с ним в правоотношениях (брачно-семейных, трудовых и др.).

Высказано суждение о том, что признание граждан безвестно отсутствующими и объявление их умершими служит изменению, прекращению правового статуса граждан. Данная точка зрения, как представляется, точнее отражает сущность изучаемого института, однако требует определенного уточнения. Правовой статус-это совокупность прав и обязанностей лица. И если гражданин признан безвестно отсутствующим или объявлен умершим, то его правовой статус относителен, поскольку практика и закон не исключают, что этот гражданин может фактически находиться в живых и иметь полный правовой статус, однако об этом ни суду, ни заявителю неизвестно и в силу решения суда об объявлении гражданина умершим его правосубъектность прекращается. Наступает определенность в правовом статусе тех лиц, которые состояли с безвестно отсутствующим в различных правоотношениях. [12 с. 102]


Наиболее истинным, надо полагать, является суждение, согласно которому признание граждан безвестно отсутствующими и объявление их умершими - это не что иное, как установление определенных обстоятельств, позволяющих сделать вывод о том, что местонахождение гражданина неизвестно, или о том, что безвестно отсутствующий гражданин умер.

Представляется, что такое определение сущности института признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления умершим является наиболее полным, правильно раскрывающим его правовое содержание.

Какие же правовые отношения и связи делают необходимым гражданско-правовой институт безвестного отсутствия и признания умершим? Прежде всего, личные неимущественные права, которые не уничтожаются со смертью человека, не утрачиваются и при безвестном отсутствии и могут только нуждаться в защите другими лицами, поскольку самого человека, обладающего ими, нет и неизвестно, где он находится. [5 с. 112]

Закон различает признание лица безвестно отсутствующим и объявление умершим. Если суд признал гражданина безвестно отсутствующим, то предполагается, что он жив. Его имущество не наследуется и находится под охраной. При объявлении умершим, наоборот, предполагается, что человека нет в живых. [13]Правовые последствия в этом случае наступают такие же, как и при смерти человека. Однако объявление гражданина умершим производится, если с момента исчезновения человека прошло пять лет, и лишь в исключительных случаях - через шесть месяцев (ст. 45 ГК РФ). Поэтому в большинстве случаев существуют основания только для признания гражданина безвестно отсутствующим.

Задачей рассматриваемого института является защита интереса заинтересованного лица, если это невозможно осуществить во внесудебном порядке, путем вынесения законного и обоснованного судебного решения, направленного на устранение неопределенности в семейных, гражданских, жилищных и других правоотношениях, которыми безвестно отсутствующий гражданин связан с физическими лицами и организациями. [9]

Институты признания гражданина безвестно отсутствующим и признания гражданина умершим направлены на защиту прав других участников гражданских правоотношений. Так, в случае длительного отсутствия гражданина - участника гражданских правоотношений в месте его постоянного проживания и неизвестности его места пребывания возникает юридическая неопределенность, последствием которой может стать ущемление прав других участников правоотношений. Кредиторы не имеют возможности получить с данного гражданина причитающийся им долг; состоящие на иждивении гражданина нетрудоспособные лица перестают получать от него причитающееся им содержание и в то же время не могут обратиться за пенсией, поскольку считаются имеющими кормильца. Не защищены и интересы самого отсутствующего лица, т.к. может быть причинен ущерб его имуществу, оставшемуся без присмотра. [7]