Файл: Информационные и мотивационные структуры в особенностях индивидуального поведения и учет их в практике работы с персоналом (Информационное поведение: понятие и сущность).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы «Информационные и мотивационные структуры в особенностях индивидуального поведения и учет их в практике работы с персоналом» обусловлена тем, что проблема информационного поведения работников, как и мотивационной структуры на индивидуальном уровне является недостаточно изученной. Имеющиеся исследования, в основном, раскрывают особенности информационного поведения конкретных специалистов и практически не касаются особенностей индивидуального поведения персонала организации. Между тем, проблема эта актуальна, так как связана с информатизацией общественных отношений и совершенствованием в этой связи мотивации к профессиональной деятельности как в настоящем так и в будущем.

Социально-экономические преобразования, происходящие в российском обществе, требуют существенных изменений в психологии и поведении людей, и без таких изменений проводимые реформы вряд ли дадут желаемые результаты. В ходе соответствующих преобразований люди должны научиться по-новому относиться к тому, что происходит с ними и вокруг них, а для этого необходимо изменить их психологию, и в первую очередь, четко определиться с мотивационной и информационной структурными составляющими индивидуального поведения.

Степень разработанности проблемы. Исследование избранного аспекта проводится в трех направлениях: мотивация, информационное поведение, управление персоналом.

В середине 1990-х гг. ХХ века феномен информационного поведения людей привлек внимание специалистов разных областей знания - психологов, социологов, политологов. Информационное поведение понимается как образ действий, совокупность усилий, предпринимаемых человеком для получения - усвоения и использования - создания нового знания, его передачи и распространения в обществе. Ценность и глубина приобретаемых знаний зависит от уровня информационной культуры человека и доступности информационных ресурсов. Современное общество сделало информацию одним из наиболее востребованных товаров, т.е. обусловило повышенный спрос (Н.В. Бордовская, М.А. Тихомирова, А.В. Капцов, Е.В. Кулакова и др.). 

Мотивы в сфере труда выполняют разнообразные функции, которые реализуются в поведении работника (М.Ю. Маркова, Н.С. Мисюк,
И.Р. Тихонова, Л.Б. Шнейдер и др.). Мотив в отличие от мотивации - это то, что принадлежит самому субъекту поведения. Поэтому мотивационная структура человека может рассматриваться как основа осуществления им определенных действий. Автор теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперин указывает на важную роль мотивации в процессе мышления. Важность роли мотивации в процессе усвоения учебной информации отмечалась многими ведущими учеными (Л.И. Божович, Т.В. Кудрявцев, А.Н. Леонтьев, В.Я. Ляудис, А.К. Маркова, М.В. Матюхина, А.И. Мещерякова, В.Ф. Моргун, В.С. Мерлин, Н.И. Непомнящая, С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон и др.). Исследователи (О.Б. Зайцева, Л.К. Раицкая, А.Л. Семенов, П.В. Сысоев, С.В. Тришина и др.) информационную компетенцию понимают как знания, умения, навыки и способы деятельности в области информационных технологий, направленные на решение профессиональных задач
(И.М. Марковская, И.Р. Тихонова, Е.О. Шалашова и др.).


Цель исследования: изучение информационных и мотивационных структур в особенностях индивидуального поведения и учет их в практике работы с персоналом.

В соответствии с целью в работе поставлены задачи:

  • рассмотреть понятие и сущность информационного поведения;
  • охарактеризовать индивидуальные особенности мотивации в мотивационной структуре поведения человека;
  • на основе ряда современных эмпирических исследований информационных и мотивационных структур в особенностях индивидуального поведения в практике работы с персоналом проанализировать результаты применения шкалы самомониторинга как источника информации для прогнозирования поведения персонала;
  • сравнить результаты изучения мотивационных структур успешного и продуктивного усвоения студентом учебной информации различными исследователями.

Объект исследования: информационно-мотивационная сфера поведения человека в организации.

Предмет исследования: учет информационных и мотивационных структур в особенностях индивидуального поведения в практике работы с персоналом.

Гипотеза: по информационному поведению можно судить о степени информационной активности человека, уровне его информационной культуры, а правильный выбор методов мотивационного воздействия на персонал – залог эффективного управления организацией.

Методы исследования: теоретический анализ научной и методической литературы, систематизация и сравнительный анализ результатов эмпирических исследований по проблеме.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно позволило систематизировать накопленные знания в данной проблемной области изучения, связанные с разработкой психологической теории мотивации, раскрывая содержание структурных характеристик мотивов и мотиваций, а также информационных структур индивидуального поведения.

Практическая значимость исследования состоит в том, что представленные в исследовании факты и систематизированные в нем закономерности формирования и развития различных видов мотивов и мотиваций информационного поведения позволяют планировать и управлять процессом развития соответствующих мотивов и мотивации поведения персонала организации на практике.


ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И МОТИВАЦИОННЫХ СТРУКТУР В ОСОБЕННОСТЯХ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

1.1. Информационное поведение: понятие и сущность

В психологии считается, что поведение жестко обусловлено различного рода детерминантами, то есть находится под воздействием различного рода факторов. Изучают внутренние (личностные) факторы, воздействующие на поведение людей, в том числе индивидуальные ценности, отражающиеся в опыте человека; способности; интересы; направленность личности; потребности; установки; волевые акты; аттитюды. Психологи настаивают, что без учета этих многочисленных факторов, изучение поведения превращается в чисто формальный процесс и теряет смысл. Кроме того, они выявляют влияние внешних условий на изменение поведения человека, в том числе таких, как: ценностные ориентиры, определенные обществом; социальные институты как носители установленных норм и правил, традиции, социальная среда, присутствие при актах поведения посторонних людей.

Человек представляет собой сложнейший биосоциальный организм. Как всякий организм, он неразрывно связан с окружающей его биосоциальной средой. Взаимоотношения человека с окружающей его биосоциальной средой лежат в основе его поведения. Поступающая в мозг информация при этом взаимодействии в конечном счете позволяет создать своеобразный информационный массив в хранилищах памяти, являющихся субъективным отражением внешнего мира. Этот массив представляет собой внутренний мир человека и оказывает большое влияние на его поведение.

В итоге для построения своего поведения в конкретной ситуации человек использует информацию, поступающую извне (внешнюю), и информацию, содержащуюся в его мозгу (внутреннюю); удельный вес внешней и внутренней информации может варьироваться. Н. С. Мисюк[1] указывает на то, что в зависимости от значимости этой совокупной информации говорят о двух формах поведения - экстрогенной и интрогенной.

При экстрогенном поведении импульс активности происходит извне, из окружающей среды. Интрогенное поведение свободно от внешних воздействий и обусловлено внутренними причинами. Таким образом, как отмечает М. Я. Басов, поведение человека обуславливается двумя основными группами факторов[2]:


  1. структурой, общими свойствами и особенностями (конструкцией) самого организма;
  2. окружающей его средой.

Другими словами, факторы, оказывающие воздействие на поведение, подразделяются на внешние (объективные) и внутренние (субъективные, т. е. то, что зависит от самого человека). Рассмотрим первые из них.

Люди постоянно взаимодействуют с социальной средой («средой своего обитания»). Формируя поведение во внешней среде, ставя перед собой цели и определяя пути их достижения, люди реализуют некоторое поведение. 

В процессе адаптации (приспособления) человека к факторам окружающей среды (физическим, химическим, а потом и социальным) различные биологические ритмы синхронизируются и возникают биоритмы, характеризующие поведение целостного организма: околосуточный, сезонный, годовой и пр. Такого рода биоритмы, синхронизированные химическими и физическими природными факторами, регулируются центральной нервной системой. Если в роли синхронизаторов выступают социальные факторы, то возникают ритмические процессы, которые могут быть названы условно-рефлекторными динамическими стереотипами[3]. Они пронизывают все поведение человека (семейно-бытовое, производственное, коммуникативное, познавательное, эстетическое и пр.), а период их может занимать от долей секунды до многих десятилетий.

Таким образом, поведение человека обусловлено, прежде всего, окружающей средой, в особенности социально-экономической, т. е., как определяет М. Я. Басов[4], социальным строем, в условиях которого живет и действует данный человек, существующими в данном обществе социальными отношениями между различными его классами, наконец, социальной природой того общественного класса, к которому принадлежит данный человек.

Усвоение общественного опыта и реализация своей собственной сущности производится человеком посредством выполнения той или иной социальной роли в процессе его деятельности. 

Информация представляет собой необходимый компонент любой человеческой деятельности. Всеобщность и необходимость информации в обществе делают любую социальную деятельность информационным процессом и вместе с тем любой информационный процесс в обществе - деятельностным, имеющим все компоненты, т. е. субъект, объект, средства, цели, потребности и т. д.

Информационное поведение специалиста заключается в постоянном совершенствовании своих навыков в поиске необходимой для специалиста информации, пополнение имеющихся способов профессиональной деятельности новыми умениями, которые должны соответствовать самым последним и современным технологиям поиска и переработки массива информации[5].


Таким образом, информационное поведение, с одной стороны, является одним из видов поведения, а с другой стороны, оно не может выступать наравне с другими видами поведения, т. к. является общим элементом для всех этих видов.

Рассмотрение, по мнению Е.В. Кулаковой[6], должно вестись по четырем блокам, образованным на основе сходства аспектов изучения поведения учеными - представителями разных наук:

  1. структура поведения;
  2. внешние факторы, влияющие на результативность поведения;
  3. критерии оценки результативности поведения;
  4. подходы к типологии людей, исходя из общности их поведения.

Первый блок положений сформировался на основе общепсихологических знаний. Собственно говоря, в структуру поведения могут быть включены все те явления, которые в психологии рассматриваются как внутренние факторы, воздействующие на поведение. Являясь элементами поведения, они изнутри направляют и регулируют его. Одним из первых элементов этой структуры и уровней регуляции поведения являются мотивы - это побуждения, условия, вызывающие активность субъекта и определяющие направленность этой активности.

Под мотивами психологи подразумевают представление своего будущего поведения, т. е. создание некоего «образа» цепочки поведенческих актов. В предварительном обдумывании своего поведения, своих будущих действий человек оценивает их эффективность. В результате мотивируются те действия, результат которых, по предположению, будет успешным. Субъект оценивает связи между своими усилиями и возможностями, между выполняемой задачей и ожидаемым результатом. возникают То есть, интрогенной проявление поведения рождении предваряет процесс говорят осмысливания, обдумывания. продолжаться Это очень специалиста важно и по Исходный отношению к информационному лет поведению.

Информационное способствует поведение должно Из рассматриваться с обязательным говорят учетом его поиска специфических черт: Методы оно не технологическим выступает как устанавливает самостоятельное, так Сысоев как является показатели непременной составляющей основные любого вида находят социального поведения, коммуникации выполняя обеспечивающую осмысливания функцию. Поэтому о первый результативности информационного технократическое поведения свидетельствуют Кулаковой показатели «большой», т. е. собственно соперничеству научно- практической систем деятельности людей. имеющим Кроме того, целями поскольку информационное позиции поведение является формирования не самоцелью, а безусловно лишь звеном в самостоятельности решении творческих человека задач, люди известные не склонны иметь его анализировать и устойчивое оценивать. Именно аспектов из-за этого «информационный Шкала опыт» личности составления накапливается медленно, лежат что необходимо смысл учитывать при компонента разработке программ дверей формирования информационной результатам культуры специалистов.