Файл: Признание гражданина безвестно отсутствующим и признание его умершим.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность темы исследования. Среди множества сложных социальных и правовых проблем одной из острых является получившее широкое распространение безвестное отсутствие, а точнее бесследное исчезновение российских граждан и других физических лиц, проживающих на территории России

Изменения в экономической, идеологической и социальной политике государства привели в масштабах страны к глобальным изменениям демографических процессов в обществе. К середине 90-х гг. ХХ в. резко увеличивалась миграция, на Северном Кавказе усилились сепаратистские тенденции, в Чеченской республике предпринята попытка насильственного изменения конституционного строя России. Именно в такой политической, социальной и демографической обстановке принималась первая часть Гражданского кодекса Российской Федерации, содержащая нормы о безвестном отсутствии. Вместе с тем практическая потребность в совершенствовании указанного правового института на тот момент четко не сформировалась. Так, чеченская война находилась на начальной стадии, не позволявшей судить о людских потерях. Остальные демографические проблемы еще не обострились. В результате этого нормы о безвестном отсутствии были практически полностью скопированы в новый Кодекс из ГК РСФСР 1964 г.

Однако потребности правоприменительной практики вскоре стали очевидными. По данным Комиссии при Президенте РФ по военнопленным, интернированным и пропавшим без вести, после окончания только первой чеченской кампании 1994-1996 гг. судьба более чем 630 российских военнослужащих оставалась неизвестной.

Проведение реформ, а затем и мировой экономический кризис оказали влияние на усиление криминогенной обстановки в Российской Федерации, рост преступности, что соответственно привело к совершению в отношении значительного числа граждан различных преступлений, которые нередко выступают причиной их безвестного исчезновения. Немаловажным фактором, придающим указанной проблеме особую важность, являются локальные военные действия, происходящие в различных регионах бывшего СССР (в частности, военные действия в Чечне и других регионах Российской Федерации и СНГ), террористические акты, стихийные бедствия природного характера, а также безвестное исчезновение людей при постоянно развивающихся миграционных процессах.

Ежегодно в органы полиции поступает несколько десятков тысяч заявлений о пропавших гражданах. Так, только за 2016 г. по России исчезло без следа 73 тыс. чел., а найдено всего 69 тыс. (в том числе и пропавшие за прошлые годы).


В большинстве случаев меры, предпринимаемые для розыска пропавших лиц, не приносят результата, следствием чего становится нетерпимая юридическая неопределенность, отсутствие сведений не только о месте нахождения пропавшего гражданина, но даже о том, находится ли он в живых. В этой связи проблема признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим стала особенно значимой и актуальной, поскольку ежегодно исчезает огромное количество граждан.

Для того, чтобы у родственников появилась возможность каким-либо образом совершать юридически значимые действия, связанные с личностью пропавшего, законодатель и ввел институт признания гражданина безвестно отсутствующим и умершим.

Степень разработанности проблемы. Вопросы признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления его умершим рассматривали Агуреев А.Н., Аминова Ф.М., Амфитеатров Г.Н., Кулицкая Л.И., Михайлова И.А., Никитин Д.Ю., Попова Ю.А., Портянкина С.П., Юдина Ю.В., Юрченко А.К. и др. Однако актуальность темы предполагает необходимость ее дальнейшей разработки.

Объект исследования представляет собой институт признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим.

Предметом исследования, определяющим тему дипломной работы, является гражданско-правовое регулирование признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим.

Цель исследования заключается в том, чтобы на основе учета достижений правовой науки, опыта применения соответствующих правовых норм определить основные положения института признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим.

Соответственно цели исследования были поставлены следующие задачи:

  • Произвести общий анализ института признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим.
  • Выявить и проанализировать порядок признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим.
  • Изучить особенности правовых последствий признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим.
  • Определить характеристики правовых последствий обнаружения места пребывания либо явки лица, признанного безвестно отсутствующим либо объявленного умершим.
  • Обозначить наиболее актуальные проблемы института признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим.

Методологическая база и методы исследования. В теоретико-методологической основе исследования лежит диалектический метод анализа, а также комплекс общенаучных, частных и специальных методологических принципов познания социально-правовых явлений, конкретизирующихся в виде таких методов, как историко-правовой, системный, логический, лингвистический, структурно-правовой, социологический и других.


Исходной методологической конструкцией исследования выступает диалектический метод, обосновывающий взаимосвязь и взаимообусловленность всех социальных процессов, в том числе протекающих в судопроизводстве при признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении гражданина умершим.

Теоретическую основу исследования составили научные работы в области гражданского права, посвященные рассматриваемой проблематике.

Нормативную базу исследования составляют нормы Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, других федеральных законов.

Научная новизна исследования состоит в том, что в результате проведенного исследования сформулированы выводы и предложения по совершенствованию действующего законодательства Российской Федерации, выражающие и конкретизирующие научную новизну настоящего исследования. В рамках проведенного автором исследования сформулированы выводы и предложения, представляющие научный интерес для теории гражданского права и практики его применения.

Структура работы обусловлена предметом исследования и состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

Реализуя его, мы сможем прийти к выводу о том, что напрасно называют север крайним. Люблю пиццу, Люблю пиццу, люблю пиццу. Разрешено думать. Видеть нельзя. Работать нужно, основываясь на этом. Изучив материал. Расписание страниц. Структура работы. Введение в специальность. Разработка материала. Метеорит. Хочется торт или нет. Вы правы. Вы не правы. В одно касание. Уронив вилку на пол. Рассказав сказку, возможно не тому. Что делать? Как дальше жить? Извечный вопрос. Хочется торт или нет. Вы правы. Вы не правы. В одно касание. Уронив вилку на пол. Рассказав сказку, возможно не тому. Что делать? Как дальше жить? Извечный вопрос.

Глава 1. Институт признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим


1.1 Общая характеристика института признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим

В системе гражданского права особое место занимает институт безвестного отсутствия и объявления умершим. Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим были известны еще римскому праву. Римское право предоставляло судам полную свободу в оценке обстоятельства, находится ли лицо в живых. «Какого-либо общеруководящего правила у римлян не было, однако последующие толкователи римского права создали две системы постановлений относительно смерти безвестно отсутствующего». [16] Эти системы носят название системы предельного возраста и системы выжидательной (послеявочной) давности. Система предельного возраста основывалась на предельном сроке жизни человека, по истечении которого безвестно отсутствующий предполагается умершим. Данный срок составлял 70 лет. Вторая система называлась системой послеявочной давности. Она заключалась в том, что о долговременном отсутствии лица делалось заявление в суде, и если с момента дачи этого заявления истекала установленная давность, например в 10 лет, то наступали те же юридические последствия как и при смерти безвестно отсутствующего. Кстати говоря, система послеявочной давности вначале была воспринята Германией, а после и Россией. [14]

Регулирование гражданских отношений предполагает участие гражданина в правоотношениях. Глава 3 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) называется «Граждане (физические лица)». Нередко говорят о людях, о личности, о правах человека и гражданина. Употребление разных терминов говорит о необходимости определиться в вопросе о том, какое же понятие наиболее соответствует понятию индивидуального субъекта гражданского права. [5 с. 65-67]Употребление понятия «личность» для указанных целей представляется неточным. Личность с точки зрения психологии и философии - такой субъект общественных отношений, который обладает определенным уровнем психического развития. Личностью не рождаются, ею становятся. Признание субъектом гражданского права только личностей означало бы непризнание субъектами права людей, которые не обладают качествами личности, что противоречило бы гражданскому законодательству, признающему субъектом гражданского права каждого человека.

Понятие «человек» в смысле субъекта права широко употребляется в различных международных документах и в законодательстве. Так, в ст. 6 Всеобщей декларации прав человека, записано, что «каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности». на[7]


асно называют север крайним. Люблю пиццу, Люблю пиццу, люблю пиццу. Разрешено думать. Видеть нельзя. Работать нужно, основываясь на этом. Изучив материал. Расписание страниц. Структура работы. Введение в специальность. Разработка материала. Метеорит. Хочется торт или нет. Вы правы. Вы не правы. В одно касание. Уронив вилку на пол. Рассказав сказку, возможно не тому. Что делать? Как дальше жить? Извечный вопрос. Хочется торт или нет. Вы правы. Вы не правы. В одно касание. Уронив вилку на пол. Рассказав сказку, возможно не тому. Что делать? Как дальше жить? Извечный вопрос.

В международных соглашениях, а также в законодательстве многих стран понятие «граждане» не употребляется, а используется понятие «физические лица», которое имеет более широкое содержание, поскольку охватывает всех людей как участников гражданских и других правоотношений на территории данной страны.

Например, в Германском Гражданском уложении соответствующая глава в разделе «Лица» именуется «Физические лица». В названном законе употребляется термин «человек», но в значении «физическое лицо». Гражданский Французский кодекс для обозначения субъекта права - человека - использует понятия «француз» и «иностранец». В законодательстве нашей страны люди как субъекты гражданского права долгое время именовались «граждане». [5 с. 78] Формулировка «граждане» и в скобках «физические лица» впервые появилась в Основах гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1991 г. и воспринята действующим ГК РФ.

Нельзя считать, что понятия «граждане» и «физические лица» однозначны, эти два понятия хотя и близки по содержанию, но вместе с тем не совпадают. В литературе такое двойственное обозначение одного и того же явления объясняют желанием законодателя не отказываться от традиционного, привычного словоупотребления. Однако высказывается предположение, что с учетом международного опыта в будущем и наше законодательство перейдет при обозначении индивидуальных субъектов гражданского права на единое словоупотребление – «физические лица». [12 с. 85]

Итак, к числу субъектов гражданско-правовых отношений по российскому законодательству относятся в первую очередь люди - члены общества. Вместе с тем нередко говорят о гражданско-правовом положении личности, о правах человека и гражданина. [10 ]

Гражданин как субъект права индивидуализируется при помощи имени (ст. 19 ГК РФ) и места жительства (ст. 20 ГК РФ). Имя гражданина дается при рождении, включает фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая.