Файл: Правовое регулирование цен на продукцию, работы и услуги (Формы и методы государственного регулирования цен).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, налогоплательщики должны исходить из двух факторов при принятии решения о том, какую цену товаров (работ, услуг) принять для целей налогообложения (фактическую цену сделки или рыночную цену).

Во-первых, необходимо определить, подпадает ли сделка под контроль налоговых органов. Если сделка не попадает под контроль, компании не нужно пересчитывать налоги в соответствии с рыночным уровнем цен. Для целей налогообложения в этом случае фактическая цена реализации товаров (работ,услуг)допускается независимо от того, сколько она соответствует уровню рыночной цены.

Сделка относится к категории сделок, которые контролируются налоговыми органами для того, чтобы налогоплательщик мог оценить вероятность того, что налоговые органы реализуют свое право на доначисление налогов и штрафов, в зависимости от уровня рыночной цены. Если вероятность развития событий достаточно высока, то, на наш взгляд, это означает,что для налогоплательщика самостоятельно проведенная дополнительная оценка и уплата налогов позволят рыночную цену выровнять, в зависимости от сэкономленной на нем суммы будет наложен штраф.

С другой стороны, нельзя не отметить, что НК РФ никак не обязывает налогоплательщиков самостоятельно осуществлять доначисление налогов исходя из уровня рыночных цен. Таким образом, если налогоплательщик, осуществивший операцию, подлежащую контролю со стороны налоговых органов, самостоятельно не пересчитал налоги по рыночным ценам, налоговые органы не смогут применить к нему штрафные санкции при принятии решения о доначислении налогов. Единственным "наказанием" для налогоплательщика в этом случае будут пени на сумму доначисленных налоговыми органами налогов.

По сути, большинство бухгалтеров должны спрашивать о применении в налоговых целях для осуществления работ по рыночным ценам при реализации товаров (работ, услуг)работникам предприятия. Это связано с тем,что предприятия, как правило, занимаются продажей персонала,продукция(работы, услуги)по специальной цене так же существенно отличается.

В этой связи следует отметить, что торговые операции предприятия и самих работников включены в перечень сделок, которые могут контролироваться органами власти.

Поэтому в отношении таких сделок контроль применяемых цен со стороны налоговых органов возможен лишь в случае выполнения одного из двух условий:

- если при реализации товаров (работ, услуг) своим работникам предприятие допускает 20-процентное колебание цен по аналогичным (однородным) товарам (работам, услугам);


- если предприятие и его работники признаны взаимозависимыми лицами в судебном порядке.

Если при продаже товаров (работ, услуг) своим работникам предприятие в течение короткого периода времени допускает 20-процентное отклонение от уровня цен, применяемых им на идентичные (однородные) товары (работы, услуги), то согласно с подп. 4 п. 2 ст. 40 НК РФ налоговые органы автоматически получают право контролировать правильность примененных предприятием цен.

В соответствии со ст. 20 НК РФ предприятие и его работники могут быть признаны взаимозависимыми лицами только в судебном порядке. Это означает, что при отсутствии 20-процентного колебания цен на реализуемые товары (работы, услуги) контроль цен, примененных предприятием при реализации товаров (работ, услуг) своим работникам, возможен только в том случае, если по иску налоговых органов суд признает предприятие и его работников взаимозависимыми лицами.

Кроме того, такое решение должно приниматься судом в отношении каждой отдельной сделки, заключенной между предприятием и работниками.

До сих пор мы являемся взаимозависимыми людьми с компаниями и их сотрудниками в признании того, что мы предъявили налоговому органу Апелляционный суд в случае неосведомленности.

Таким образом, в отсутствие устоявшейся на сегодняшний день практики медиации очень сложно спрогнозировать, какую позицию по этому вопросу могут занять суды.

Однако бремя доказывания факта существования взаимозависимости возлагается на налоговые органы (и каждая отдельная сделка для каждого сотрудника в порядке предоставления доказательств), он может считаться продажей товара по сделке (операции, услуге)по контролю цен, на которую налоговые органы претендуют в судебном порядке, может подлежать дополнительным налогам

Таким образом, вопрос применения рыночной цены при налогообложении сделок по продаже товаров (работ, услуг) работникам предприятия должен решаться в каждой конкретной ситуации исходя из фактических условий совершения сделки.

Порядок отражения в учете сумм доначисленных в результате пересчета цен налогов в нормативных документах не установлен.

По нашему мнению, при доначислении НДС, исходя из уровня рыночных цен, дополнительно начисленная сумма налога должна уплачиваться налогоплательщиком за счет собственных средств, поскольку фактически эта сумма представляет собой налог, недополученный налогоплательщиком от покупателя в связи с занижением цены сделки по сравнению с рыночной ценой.


2.3 Нормативно-правовая основа государственного регулирования цен на товары (работы, услуги) в РФ

Ценообразование в механизме государственного регулирования экономики есть процесс, подлежащий регламентированию, организации и в какой-то степени планированию. Регулируемые государственные цены применяются всеми организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. В настоящее время государственная ценовая политика определяется следующими актами: Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" [12] и Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" [13] и др.

Поэтому регулирование экономических процессов обуславливает возникновение, изменение и прекращение соответствующих правоотношений с тем особым кругом участников, который является прежде всего компетентными государственными институтами.

Рыночные условия, цены на продукцию, работы и услуги формируются под влиянием спроса и предложения. Роль государства в обеспечении общественных интересов: баланс развития, экономические, социальные проблемы, в то же время государственное законодательство посредством организации систем ценообразования определяет их возможности по регулированию процедуры разработки,утверждения и применения цены, предусматривающей санкции за нарушение правил ценообразования и проведения кинопремьеры.

Этот закон воздействует на обусловленные материальным миром объекты отношений через людей и их поступки. В этом смысле под правовым регулированием цен понимается правовое регулирование отношений по установлению и применению цен на продукцию, работы и услуги. Эти отношения регулируются различными нормами права. Любые отношения между производителем(продавцом) товаров,исполнителями работ и услуг и потребителем этих товаров, работ и услуг (личные отношения)регулируются законодательством о путешествиях. Иные отношения, связанные с установлением и применением цен к государственным учреждениям и производителям(продавцам)продукции,выполнением работ и услуг,а также их потребителям (пр), регулируются нормами административного права.


Правительство РФ (орган общей компетенции) в соответствии с Законом "О Правительстве Российской Федерации" [7] разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен. Кроме того, полномочия Правительства РФ в области государственного регулирования цен (тарифов) нашли отражение в других федеральных законах.

На уровне субъектов Российской Федерации вопросы ценообразования решают законодательные и исполнительные органы субъектов Федерации и муниципальные образования-органы местного самоуправления. В исполнительных органах субъектов Федерации существуют специализированные подразделения по проведению ценовой политики (управления, комитеты или департаменты по ценовой политике).

Органы ценообразования субъектов Российской Федерации:

- осуществляют регулирование цен на местных рынках;

- обеспечивают реализацию на местном рынке единой политики и законодательства по ценообразованию;

- устанавливают на своей территории за счет средств местного бюджета фиксирование и регулирование цен на отдельные социально значимые товары, изготовляемые и реализуемые на местном рынке;

- осуществляют контроль за ценами.

На территории Российской Федерации функции органов ценообразования осуществляют (в пределах своей компетенции) и другие органы исполнительной власти.

В их числе следует назвать, в первую очередь, федеральную и региональную энергетические комиссии.

В условиях рыночной экономики правовое регулирование цен отличается осуществляется по следующей схеме: цена определяется договором, кроме случаев когда она предусмотрена законом или иными правовыми актами (п.4 ст.421 ГК). В последнем случае договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивными нормами), действующими на момент его заключения (п. 1 ст. 422 ГК).

Тот же принцип нашел закрепление в специальной норме ГК, посвященной цене: исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, но в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (п. 1 ст. 424 ГК).

Регламентируя отдельные виды договоров, ГК последовательно проводит принцип свободы ценообразования. Так, в соответствии со ст. 485 ГК, определяющей правила о цене товара по договору купли-продажи, покупатель обязан оплатить товар по цене, предусмотренной договором купли-продажи. В договоре подряда указывается цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения (п. 1 ст. 709 ГК).


Следует отметить, что по действующему законодательству цена, как правило,не является существенным условием договора. Если иное не предусмотрено законом, отсутствие в договоре ценового условия не делает его недействительным.

Это вытекает из п. 3 ст. 424 ГК: в случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего арбитражного суда РФ № 6/8 от 1 июля 1996 г. “О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ” наличие сопоставимых обстоятельств, позволяющих однозначно определить, на какую цену следует ориентироваться, должно быть доказано заинтересованной стороной.

При наличии разногласий по условию о цене и не достижении сторонами соответствующего соглашения договор считается незаключенным.

В качестве примера, когда цена в соответствии с законом является существенным условием договора, можно назвать норму п. 1 ст. 555 ГК, регулирующие правила о цене в договоре купли-продажи недвижимого имущества: договор купли-продажи недвижимого имущества должен предусматривать цену этого имущества.

При отсутствии в договоре согласованного сторонами в письменной форме условия о цене недвижимости договор о ее продаже считается незаключенным. При этом правила определения цены, предусмотренные п. 3 ст. 424 ГК, не применяются.

Принцип свободы ценообразования подлежит ограничению в целях обеспечения общественных интересов. Эти ограничения закреплены специальным законодательством о ценах, представленным набором нормативных актов различного уровня, нуждающихся в унификации. До сих пор, к сожалению, не существует единого закона о ценообразовании, который бы создавал законодательную базу для реализации Основ ценовой политики, связанных Конституцией РФ к ведению РФ (п. “ж” ст. 71) [1]. Законодательство о ценах формируется по определенным сферам государственного регулирования и контроля.

Например, государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию осуществляется Федеральным законом РФ от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ” [8].

Общее законодательство о ценообразовании пока складывается на уровне Указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. Начало этому положил Указ Президента РФ от 3 декабря 1991 г. “О мерах по либерализации цен” [11], установивший переход, в основном, на применение свободных (рыночных) цен и тарифов, складывающихся под влиянием спроса и предложения, на продукцию, работы и услуги.