Файл: Правовое регулирование цен на продукцию, работы и услуги (Формы и методы государственного регулирования цен).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В целях дальнейшего углубления экономических реформ, повышения эффективности рыночной экономики и упорядочения государственного регулирования цен (тарифов) в начале 1995 г. были приняты два важных нормативных акта: Указ Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)” [12] и в его развитие — постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)” [13].

Эти правила признают необходимость дальнейшей либерализации цен (тарифов). Государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в основном только на продукцию естественных монополий: транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным нефтепроводам; транспортировку газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии; железнодорожные перевозки, Услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов; коммунальные электрические и почтовые услуги.

Формирующееся общее законодательство о ценообразовании соответствует законодательству о конкуренции и ограничении монополистической деятельности, направленному в основном на контроль ценообразования и применения цен антимонопольными органами.

Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен и тарифов осуществляет Правительство РФ, Федеральные органы исполнительной власти:

- Природный газ, нефтяной (попутный) газ и отбензиненный сухой газ (кроме реализуемого организациями - производителями газа, не являющимися аффилированными лицами открытого акционерного общества "Газпром", акционерных обществ "Якутгазпром", "Норильскгазпром", "Камчатгазпром" и "Роснефть - Сахалинморнефтегаз", а также реализуемого населению и жилищно-строительным кооперативам), сжиженный газ для бытовых нужд (кроме реализуемого населению)

- Продукция ядерно-топливного цикла

- Электрическая и тепловая энергия, вырабатываемая организациями, поставляющими электрическую энергию на оптовый рынок, услуги по передаче электрической энергии по сетям, услуги по оперативно-диспетчерскому управлению и иные услуги, оказываемые на рынках электрической энергии (мощности), тарифы (цены) на которые регулируются Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации

- Транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам


- Продукция оборонного назначения

- Алмазное сырье, драгоценные камни

- Протезно-ортопедические изделия

- Перевозки грузов, погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте

- Перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа и почты на железнодорожном транспорте (кроме перевозок в пригородном сообщении)

- Услуги в транспортных терминалах, портах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей

- Услуги ледокольного флота на трассах Северного морского пути

- Аэронавигационное обслуживание воздушных судов на маршрутах и в районах аэродромов

- Услуги в аэропортах

- Отдельные услуги почтовой и электрической связи, услуги связи по трансляции программ российских государственных телерадиоорганизаций по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации

- Водка, ликероводочная и другая алкогольная продукция крепостью свыше 28 процентов, производимая на территории Российской Федерации или ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации

- Этиловый спирт из пищевого сырья, производимый на территории Российской Федерации.

Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен и тарифов осуществляет органы исполнительной власти субъекта РФ:

- Снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов

- Наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях

- Торговые надбавки к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты)

- Перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по согласованию с Министерством путей сообщения Российской Федерации (железными дорогами) и при условии возмещения убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов, за счет соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации

- Перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным (межреспубликанским в пределах Российской Федерации) маршрутам, включая такси

- Перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях и речным транспортом в местном сообщении и на переправах

- Перевозки грузов, пассажиров и багажа морским, речным и воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях


- Транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.

В целом перечень товаров и услуг, в отношении которых допускается прямое регулирование цен, в последние годы значительно сократился. Права органов исполнительной власти в части регулирования цен во многом связаны с возможностями их бюджетов.

Расширение прав предприятий на самостоятельное установление цен и тарифов происходит с одновременным использованием экономических рычагов воздействия на ставки, доступные государству (налоги, займы, арендная плата и др.) в целях недопущения их необоснованного увеличения, в полной мере отвечающего эффективному спросу населения и бюджета.

2.4 Формы и методы государственного регулирования цен

Государство прямо или косвенно влияет на цены. Прямое или административное вмешательство государства в текущие цены означает участие государства в формировании уровней, структуры и движения цен, установлении определенных правил ценообразования.

Государство в лице своих руководящих органов определяет порядок расчета уровня затрат-калькулирования себестоимости, уточняет состав затрат специальными нормативными документами, определяет затраты, возмещаемые из прибыли, устанавливает нормативы рентабельности продукции предприятий-монополистов.

Прямое вмешательство государства в рыночную экономику целесообразно тогда, когда ставится задача стабилизации текущих цен или их незначительного роста.

В процессе рыночных реформ в России использовались следующие механизмы государственного регулирования цен и тарифов.

1. Общее замораживание цен или замораживание цен на отдельные группы товаров. Данный метод применяется в условиях высоких темпов инфляции. Например, в 2017 году правительство планировало удержать инфляцию в рамках восьми процентов. Однако из-за резкого роста цен на продукты питания в осенние месяцы сделать этого не удалось. Для того, чтобы снизить темпы роста инфляции, правительство предприняло ряд мер, в частности, договорилось с производителями и продавцами социально значимых продуктов питания о замораживании цен до февраля 2018 года, а затем это соглашение было продлено еще на 3 месяца. Заморозка коснулась только масла, молока, хлеба и яиц. К сожалению, эта мера пока не дала желаемых результатов - цены в России по-прежнему растут опережающими прогноз темпами.


2. Установление фиксированных цен и тарифов. Фиксированные цены формируются по решению соответствующих органов власти и управления и утверждаются ими. Субъекты ценообразования в случае введения фиксированных цен обязаны продавать свою продукцию по ценам, не превышающим фиксированную цену. Фиксированные цены широко используются в государственных контрактах.

3. Пределы возможных темпов роста (надбавок) на определенный период времени или максимальный уровень цен ("премий"), то есть верхняя или нижняя граница цен (премий), выше или ниже которой цена не может подняться. Эта форма регулирования используется в условиях дефицита, поскольку рост свободных цен ведет к сокращению производства. Ценовой лимит может стать надежной гарантией для населения от" ценового диктата " производителей при отсутствии конкуренции на внутреннем рынке. Для социально значимых товаров и услуг предельная цена (доплата) может устанавливаться местными органами власти и управления.

4. Установка предельного уровня рентабельности. В этом случае цена при ее расчете учитывает прибыль в размере предельного уровня рентабельности. В России этот метод регулирования цен стал самым распространенным. Он используется при регулировании цен на продукцию монополистических предприятий, на многие виды услуг, цены на которые регулируются местными органами власти(например, на вывоз бытовых отходов, ритуальные услуги и др.).

5. Декларирование повышения цен. По решению органов исполнительной власти может вводиться декларирование оптовых (отпускных) цен на отдельные виды продукции.

6. Хозяйствующие субъекты, производящие и реализующие такую продукцию, обязаны представлять в органы ценообразования декларации о действующих ценах для регистрации заявки. Органы ценообразования вправе принять решение о регистрации заявленной цены или отказать в ее регистрации либо принять решение о разумном изменении размера заявленной цены с уведомлением компании-декларанта о причинах изменения, если при формировании заявленной цены допущены нарушения действующего законодательства. С момента регистрации цены субъекты ценообразования, производящие продукцию, на которую введено обязательное декларирование оптовых цен, обязаны заключить с потребителями договоры на поставку продукции, уплаченной по цене, не превышающей установленной в декларации.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 239 государственно-правовое регулирование цен (тарифов), надбавок посредством установления фиксированных цен и тарифов, предельных цен и тарифов, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности, декларирования повышения цен применяется только на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги, предусмотренные п. 1 настоящего Постановления.


Косвенное вмешательство в ценообразование обеспечивается применением совокупности способов и средств, способствующих расширению товарного предложения на рынке, управлению доходами населения, регулированию налогов как на производимую, так и потребляемую продукцию.

Косвенное регулирование цен осуществляется путем применения льготного налогообложения, льготного кредитования, субсидирования и субсидирования из бюджета, заключения уполномоченным органом с юридическим или физическим лицом договора о введении фиксированных цен на их продукцию или услуги.

Государственный контроль за соблюдением порядка установления и применения цен в связи с нарушениями антимонопольного законодательства осуществляется федеральными антимонопольными органами и органами регулирования естественных монополий.

Санкции за нарушение антимонопольного законодательства, связанные с ценообразованием, определены в антимонопольном законодательстве. Так, например, за завышение цен (тарифов), установленных органом естественной монополии, субъект естественной монополии обязан перечислить в федеральный бюджет прибыль, полученную им в результате нарушения, и уплатить штраф в размере до 15 тыс. минимальных размеров оплаты труда (ст. 15, 16 Закона о естественных монополиях) [9].

Монополистические действия, совершенные путем установления монопольно высоких цен или монопольно низких цен, установления или поддержания единых цен влекут уголовную ответственность, предусмотренную ст. 178 УК РФ [6].

Государство может также регулировать спрос и предложение путем установления цен и субсидий. Общая формула фиксации цены предельно проста: цена предприятия равна фиксированной цене. Государство фиксирует цены следующими способами.

Он может ввести государственные прейскуранты. Государственный прейскурант-это официальный сборник цен и тарифов на товары и услуги, который утверждается и публикуется государственными органами по ценообразованию, а также министерствами и ведомствами.

Обычно государство устанавливает прейскурант цен на те товары, которые составляют основу системы: уголь, нефть, газ, электроэнергию, услуги городского транспорта, железнодорожные и автомобильные перевозки, жилищно-коммунальные услуги. Экономика очень чувствительна к колебаниям таких цен. Поэтому, фиксируя эти цены на определенном уровне, государство оказывает влияние на всю систему цен.

Если государство устанавливает цены, то это приводит к двум очень важным последствиям: если цена "свободна", то увеличение спроса ведет к росту цены. Если цена будет фиксированной, то рост спроса приведет к дефициту. В этом случае высока вероятность явного ценового дисбаланса.