Файл: Правовое регулирование цен на продукцию, работы и услуги (Формы и методы государственного регулирования цен).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Государственное регулирование экономики в рыночных условиях представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и надзорного характера, осуществляемых государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и адаптации существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Одним из основных объектов государственного регулирования являются цены на товары (работы, услуги). Динамика и структура цен отражают состояние экономики, но цены также сильно влияют на структуру экономики, условия инвестирования, стабильность национальной валюты, социальную атмосферу.

В данной курсовой работе рассматриваются такие направления государственного регулирования экономики, как регулирование цен на товары (работы, услуги) в России. Тема актуальна, поскольку вопросы регулирования ценообразования на рынке постоянно являются предметом научных дискуссий и острых политических споров. Все признают, что государство должно регулировать процесс ценообразования, а значит, и сами цены.

Итак, тема данной курсовой работы: «Правовое регулирование цен на продукцию, работы и услуги».

Объект изучения данной курсовой работы: правовые аспекты государственного регулирования экономики.

Предмет: формы и методы государственного регулирования цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации.

Целью работы является рассмотрение методов, средств, целей и форм государственного регулирования цен на товары (работы, услуги). В рамках поставленной цели предусмотрено решение следующих задач:

1. Рассмотреть теоретические аспекты государственного регулирования экономики, его объекты, цели, средства достижения и значение.

2. Изучить цены и их роль в макроэкономике России.

3. Рассмотреть принципы определения цены для целей налогообложения.

4. Описать нормативно-правовую основу государственного регулирования цен на товары (работы, услуги) в России.

5. Рассмотреть основные формы государственного регулирования цен на товары в России.

Информационная база курсовой работы включает: труды ведущих отечественных и зарубежных авторов, посвященных проблемам государственного регулирования цен на товары, работы услуги в РФ, статьи, опубликованные в периодических изданиях, а также Интернет-ресурсы, нормативно-правовые акты, судебная практика, статистика.


ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

1.1 Объекты и цели государственного регулирования экономики

В связи с постоянным ростом производства в обществе, влиянием его результатов на качество жизни, с усложнением задач, стоящих перед обществом как в экономической, так и в других сферах, неизбежно возрастет необходимость государственного регулирования хозяйственной деятельности, функционирования экономической системы, ее отдельных блоков и элементов.

Регулирование деятельности государства - это обращение лица к государству под влиянием экономического органа и людей, участвующих в процессе,обеспечение состава процесса,осуществление упорядоченного характера,действия хозяйствующих субъектов, определение соответствия законам, национальным и общественным интересам. Деятельность в государстве влияния определяется как регулирующая, представляющая собой решение социальных и экологических проблем хозяйственного механизма, решение функции рыночных условий по обеспечению положения хозяйствующих субъектов.

Согласно определению Л.Г. Ходова [24, с. 6], государственное регулирование экономики представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Государственное регулирование экономики охватывает все аспекты общественного воспроизводства и особенно необходимо в период экономических реформ. Согласно объективным экономическим законам, национальные нормативные акты призваны обеспечить условия для добросовестной конкуренции, предотвращая негативные социально-экономические последствия социального развития.

Влияние страны является прямым и косвенным. Прямое воздействие включает такие меры,как фиксированная цена, максимальная или минимальная цена. Например, самая низкая цена может быть установлена для поддержки сельхозпроизводителей. Может быть установлена поддержка малообеспеченных граждан,максимальная цена на отдельные виды продуктов питания(хлеб,пшеница),аренда жилых домов и коммунальных услуг. Цены на натуральные патентованные продукты также регулируются.


Косвенное воздействие предполагает использование финансовых, монетарных и других инструментов. Например, налоговые льготы и налоговые каникулы, снижение или, наоборот, повышение налоговой ставки и использование других инструментов денежно-кредитной политики, ускоренная амортизационная политика, образовательные программы, Программы занятости, программы поддержки малого и среднего предпринимательства и др. От используемых мер будет зависеть состояние экономики, стратегические и текущие приоритеты. Следует отметить, что эффективность применяемых мер зависит от действующего законодательства, которое может (или не может)регулировать механизм функционирования экономики страны. Поэтому национальное регулирование в том смысле,что в этом процессе доминируют нормы действующего законодательства, отражающие правовые механизмы принуждения.

Кроме того, если учесть, что «не существует ни одной «чисто» государственной проблемы, т.е. проблемы, относящейся только к государству, которую можно было бы исследовать, познать независимо от права... Деятельность государства регламентируется правом, компетенция органов государства устанавливается правом, формы государства закреплены в праве и т.д.» [16, с. 113], то государственное воздействие на экономику вне правового поля, на наш взгляд, невозможно.

Основная задача государственного регулирования экономики нормального функционирования заключается в обеспечении определенных условий для создания экономики. Государство в сотрудничестве с рынком, прежде всего, поддерживает и стимулирует развитие общества, отстаивая его интересы. Это лучшая выгода от получения эффективного, крупнейшего независимого действующего субъекта рынка, который вносит свой вклад в развитие компании. Государство защищает права собственности,права потребителей.

Главной целью государственного регулирования экономики является экономическая и социальная стабильность страны. При этом, как указывает Е. Примаков, «государство наряду с рынком выступает как регулятор процесса. В отдельные периоды роль государственного регулирования экономики возрастает, подчас снижается, но никогда полностью не исчезает» [20].

Основные функции государственного регулирования экономики:

- разработка, принятие и контроль над выполнением хозяйственного законодательства;

- определение приоритетов макроэкономической политики;

- обеспечение условий эффективного функционирования рынка;

- решение тех экономических проблем, которые рыночный механизм не решает.


Реализация этих функций обеспечивается решением конкретных задач государственного регулирования экономики, отражающих систему приоритетов экономической политики государства как на данном текущем этапе, так и в будущем:

- Совершенствование законодательства, обеспечивающего правовую основу деятельности предпринимателей и защиту их интересов.

- Поддержание оптимальных общеэкономических пропорций.

- Совершенствование отраслевой структуры экономики, государственная поддержка базовых и других отраслей промышленности.

- Оптимальное сочетание текущих и перспективных направлений развития экономики: структурно-инвестиционной и научно-технической политики.

- Создание благоприятных условий для накопления капитала.

- Поддержание приемлемого для большинства населения уровня дифференциации и распределения доходов, социальной стабильности в обществе.

- Регулирование занятости и качества воспроизводства рабочей силы в условиях постоянного изменения производительных сил.

- Создание условий для свободной и добросовестной конкуренции, свободного перемещения товаров на внутреннем и внешнем рынках.

- Охрана окружающей среды, предотвращение ее заражения, недопущение гибели природы.

- Обеспечение национальной безопасности и др.

Как следует из особенностей национального регулирования, самодисциплины, отрасли, региона, а также в ситуации, сложившейся в современных условиях социально-экономической жизни страны,возникшие трудности или возникающие проблемы автоматически разрешаются частично или в отдаленном будущем,в то время как решение таких проблем необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности в обществе.

Многообразие причин государственного регулирования рождает еще большее разнообразие объектов, которые подпадают под него.

Основными среди них являются следующие:

1) экономический цикл и его отдельные фазы;

2) секторальная, отраслевая и региональная структуры рынка;

3) условия накопления капитала;

4) занятость;

5) денежное обращение;

6) платежный баланс;

7) цены;

8) научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы;

9) условия конкуренции;

10) социальные отношения, включая отношения между работодателями и работающими по найму, а также социальное обеспечение;

11) подготовка и переподготовка кадров;

12) окружающая среда;

13) внешнеэкономические связи.

Конечно, степень участия государства в регулировании этих объектов весьма различна: одно направление регулирования охватывает макроэкономические процессы-экономический цикл, накопление капитала по всей стране, отдельные отрасли, территориальные комплексы; другое-отношения между отдельными хозяйствующими субъектами (например, условия конкуренции), между государственными и регулирующими органами и предприятиями; третье – общественные отношения.


1.2 Средства государственного регулирования экономики

Средства государственного регулирования делятся на административные и экономические.

Административные средства не связаны с созданием дополнительных материальных стимулов или риском финансового ущерба. Они содержат запреты, утверждения и принудительные меры, основанные на силе государственной власти.

Запрет - это запрещение любой деятельности, признание общественно вредной, ненужной, не разрешенной к использованию, использованию любых товаров и услуг и их составляющих. Например, страна, которая может запретить судоходство, которое протекает по территории, находящейся под ее суверенитетом, неугодным людям, товарам и транспортным средствам других стран по соображениям безопасности или иным причинам. Некоторые страны проводят политику, запрещающую внешнеэкономические отношения.

Разрешение-это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления с соответствующим правом. Государство дает разрешение на ведение многих видов экономической деятельности, на ввоз и вывоз ряда товаров (медикаментов, продуктов питания).

Принуждение - один из методов управления по проверке и штрафам за нарушение норм. Например, налоговые недоимки, базы налоговых льгот приводят к взысканию штрафов налогоплательщиков.

Административные средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в небольших масштабах. Спектр их деятельности в основном направлен на охрану окружающей среды,создание условий для социально незащищенного сегмента населения.

В современном обществе государственное регулирование экономики, в первую очередь, осуществляется экономическими средствами на основе выполняемых функций. Это важно для денежно-кредитной политики, фискальной политики, ускорения амортизации, государственного программирования.

Денежно-кредитная политика - это комплекс мер в области денежного обращения и кредитования, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса.

Денежно-кредитная политика включает следующие инструменты регулирования:

- регулирование учетной ставки;

- установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансово-кредитные организации обязаны хранить в центральном банке;