Файл: Цели создания запасов и их классификация (Комплексный экономический анализ состояния и эффективности использования товарных запасов продовольственной группы Малоритского райпо).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 52
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Экономическая сущность товарных запасов в торговле, методика их экономического анализа
1.2. Методика и последовательность анализа товарных запасов
2.1. Организационно-экономическая характеристика района и объемов деятельности Малоритского райпо
2.2. Анализ состояния товарных запасов продовольственной группы и их товарооборачиваемости
2.3. Анализ факторов, влияющих на товарные запасы продовольственной группы, и скорость их обращения
Методы нормирования и порядок расчета нормативов товарных запасов по товарным группам. При использовании метода технико-экономических расчетов все вычисления ведутся по отдельным основным элементам норматива. Норматив товарных запасов (Н) рассчитывается по формуле:
(1.6)
где Р - рабочий запас;
П - запас пополнения;
С-страховой запас.
Рабочий запас определяется по формуле:
(1.7)
где Зо - запас однодневной торговли;
Впп - время на приемку и подготовку запасов;
Пн - представительный набор (запас, находящийся в торговом зале).
Представительный набор (Пн) можно определить по формуле:
(1.8)
где Кр - количество разновидностей товаров;
Цср - средняя цена товаров;
То -однодневный товарооборот.
Запас пополнения (П) рассчитывается по формуле:
(1.9)
где Ч - частота завоза товаров;
Кобн - коэффициент обновления.
(1.10)
где КР - количество разновидностей товаров;
КП - количество поступления в одной партии завоза.
Страховой запас определяется в процентах от торгового запаса, который состоит из рабочего запаса и запаса пополнения.
Современная методология изучения и анализа товарных запасов достаточно разнообразна. В ее арсенале имеется большое количество сравнительно простых методов, не требующих сложных вычислений, но позволяющих получить важные результаты. Особенно широко в анализе товарных запасов используется метод группировки, а также индексный метод (индексная методология). Индексный метод сравнительно прост. Тем не менее, он позволяет идентифицировать влияние отдельных факторов на товарные запасы и получить аналитическую информацию, крайне ценную для практического руководства торговыми предприятиями и принятия хозяйственных решений.
2. Комплексный экономический анализ состояния и эффективности использования товарных запасов продовольственной группы Малоритского райпо
2.1. Организационно-экономическая характеристика района и объемов деятельности Малоритского райпо
Малоритское райпо - добровольное объединение граждан, проживающих (работающих) в (на) территории Малоритского района, создано как райпотребсоюз в 1939 году и реорганизовано в райпо 01.07.1995 г. в соответствии с решением конференции Малоритского РПС по территориальному признаку на основе объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.
Малоритское райпо является юридическим лицом, некоммерческой организацией с частной формой собственности, создаваемой в виде потребительского кооператива, имеет в собственности обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетный (текущий) и иные счета в банках, печать с полным наименованием, штампы. Может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в судах.
Место нахождения Малоритского райпо: Брестская обл., г. Малорита, ул. Ленина 15. Организация зарегестрирована решением Малоритского исполнительного комитета № 656 от 13.10.1999 г. в Едином государственном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 201703959. В своей деятельности райпо руководствуется законодательством Республики Беларусь, решениями Белорусского республиканского союза потребительских обществ, Брестского областного союза потребительских обществ и Уставом Малоритского райпо.
Основными задачами предприятия являются:
- организация розничной торговли, общественного питания;
- закупка у граждан (индивидуальных предпринимателей, юридических лиц) сельскохозяйственных продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья, вторичных материальных ресурсов, других видов продукции и сырья;
- производство сельскохозяйственной продукции, пищевых продуктов, непродовольственных товаров, полуфабрикатов, продукции производственно-технического назначения;
- оказание платных услуг населению;
- организация рынков для торговли товарами;
- осуществление внешнеэкономической деятельности;
- укрепление и развитие материально-технической базы всех отраслей деятельности;
- владение и пользование землей и другими природными ресурсами в установленном порядке;
- организация пропаганды кооперативного движения;
- эффективное ведение кооперативного хозяйства;
- сохранность кооперативной собственности;
- внедрение научно-технического прогресса и передового опыта;
- изучение состояния рынка товаров, работ, услуг, платежеспособного спроса населения;
- подготовка и переподготовка кадров;
Отрасли деятельности:
- розничная торговля;
- общественное питание;
- заготовительная;
- промышленность.
Розничная торговля - основной вид деятельности Малоритского райпо. Население обслуживается через 76 магазинов, которые оснащены современным торгово-технологическим, холодильным, весоизмерительным и кассовым оборудованием.45 магазинов находятся в сельской местности, 2 в г. Бресте.3 автомагазина обслуживают население 47 населенных пункта.
Рассмотрим изменение численности обслуживаемого населения Малоритского райпо за последние три года в табл. 2.1. [11, с.171].
Таблица 2.1 - Изменение численности населения, облаживаемого Малоритским райпо за 2015- 2017гг.
Показатели |
ед. измер. |
Годы |
Темп роста 2017г. в % к |
Отклонение (+;-) 2017г. к |
||||
2015 |
2016 |
2017 |
||||||
2015 |
2016 |
2015 |
2016 |
|||||
1. Всего населения в районе |
тыс. чел. |
28,3 |
28,1 |
27,9 |
98,59 |
99,29 |
-0,40 |
-0,20 |
В т.ч. обслуживаемого потребительской кооперацией |
17,4 |
17,1 |
16,7 |
95,98 |
97,66 |
-0,70 |
-0,40 |
|
Из них: мужчин |
тыс. чел |
5,9 |
5,8 |
5,6 |
94,92 |
96,55 |
-0,30 |
-0,20 |
женщин |
тыс. чел |
8,1 |
8 |
7,9 |
97,53 |
98,75 |
-0,20 |
-0,10 |
детей |
тыс. чел |
3,4 |
3,3 |
3,2 |
94,12 |
96,97 |
-0,20 |
-0,10 |
2. Удельный вес населения, обслуживаемого потребительской кооперацией, |
% |
61,48 |
60,85 |
59,86 |
х |
х |
-1,63 |
-1,00 |
Примечание-Источник: собственная разработка на основании предприятия
Данные табл. 2.1. свидетельствуют о том, что по Малоритскому району за последние три года наблюдается снижение численности населения района, так же снижение численности населения обслуживаемого потребительской кооперацией.
Население района в 2017г. уменьшилось на 0,4 тыс. человек по сравнению с 2016г. и на 0,2 тыс. человек по сравнению с 2015г.
Численность населения обслуживаемого потребительского кооперацией снизилось в 2017г. по сравнению с 2015г. на 0,7 человек, с 2015г. на 0,4 тыс. человек. В связи с чем, наблюдается снижение удельного веса населения, обслуживаемого потребительской кооперацией в 2017г. по сравнению с 2015г на 1,63 % и с 2016г. на 1%, что является негативным и отражается на деятельности райпо. Высшим органом управления Общества является Собрание уполномоченных потребительского общества рис.2.1.
Главными лицом организации являются председатель правления. В подчинении у председателя находится, его заместители, председатель определяет техническую политику, перспективы развития райпо и пути реализации комплексных вопросов по всем направлениям совершенствования.
Он обеспечивает постоянное повышение уровня технической подготовки производства, сокращение материальных, финансовых и трудовых затрат на производство продукции, высокое качество, а так же организует работу по улучшению ассортимента продукции.
Первый заместитель председателя по торговле руководит торговым отделом, ему подчиняется весь оперативный персонал. Сам он непосредственно подчиняется директору. К основным функциям относится контроль выполнения реализации товаров и услуг.
Заместитель председателя по кадрам занимается обеспечением организации кадрами рабочих и служащих требуемых профессий и специальностей. Обеспечивает прием, размещение и расстановку молодых специалистов и рабочих, принимает трудящихся по вопросам найма, увольнения и перевода.
Рис. 2.1-Организационная структура Малоритского райпо
Председатель ревизионной комиссии
Правление райпо
Первый заместитель председателя
Заместитель председателя по заготовкам, промышленности и ВЭД
Заместитель
председателя по строительству
Заместитель
председателя по кадрам
Главный бухгалтер
Бухгалтерия
Контрольно-ревизионный сектор
Экономисты по ценам
Председатель правления
Списочная численность работающих в среднем за 2017 год составила 564 человек (Приложение В) , из них:
- руководители – 22 чел.,
- специалисты –68чел,
- работники торговли – 362чел.,
- общепита – 21 чел.,
- промышленно-производственный персонал – 31 чел.,
- транспортных работников – 31 чел.,
- из категории прочие - 29 чел рис. 2.1.
Рис. 2.2 – Списочная численность кадров Малоритского райпо
Примечание-Источник: собственная разработка на основании данных предприятия
Основные финансово-экономические показатели деятельности Малоритского райпо за предшествующие годы (2016 – 2017г.г.) приведены в таблице 2.2.
Таблица 2.2 - Основные финансово-экономические показатели
Показатели |
2016 г. |
2017 г. |
Темп роста, % |
Откло нение, +,- |
1. Выручка от реализации товаров и услуг включая аренду, тыс. руб. |
36113,8 |
35036,5 |
97,0 |
-1077,3 |
2. Розничный товарооборот, тыс. руб. в действующих ценах в сопоставимых ценах, |
34878,1 34878,1 |
33639,7 31665,9 |
96,4 90,8 |
-1238,4 -3212,2 |
3. Расходы на реализацию, тыс. руб. |
6346,0 |
6169,6 |
97,2 |
-176,4 |
4. Валовой доход, тыс. руб. |
6886,1 |
6655,6 |
96,7 |
-230,5 |
5. Прибыль от реализации, тыс. руб. |
407,8 |
325,9 |
-81,9 |
|
6. Налоги и платежи из прибыли, тыс. руб. |
38,04 |
64,3 |
+26,26 |
|
7. Чистая прибыль (убытки), тыс. руб. |
12,0 |
103,3 |
+91,3 |
|
8. Рентабельность реализованной продукции, % |
6,4 |
5,3 |
-1,1 |
|
9. Рентабельность продаж, % |
1,1 |
0,9 |
-0,2 |
|
10. Среднесписочная численность работников, чел. |
684 |
620 |
90,6 |
-64 |
11. Выработка на 1 работника по розничному товарообороту, тыс.руб. |
50,99 |
54,26 |
106,4 |
3,27 |
15. Среднемесячная заработная плата, руб. |
386,63 |
411,42 |
106,4 |
24,79 |
16. Дебиторская задолженность, тыс. руб. |
418 |
262 |
-156 |
|
17. Кредиторская задолженность, тыс. руб. |
4821 |
4623 |
-198 |
|
18. Инвестиции в основной капитал, тыс. руб. |
428 |
253 |
59,1 |
-175 |
Примечание-Источник: собственная разработка на основании данных предприятия
Анализируя итоги финансово-экономического развития Малоритского райпо за истекший период, следует отметить, что наблюдается снижение общего объема выручки от реализации в действующих ценах на 1077,3 тыс. руб. или на 3% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, в том числе непосредственно от реализации товаров на 1203,2 тыс. руб. в действующих ценах или на 3,7%.