Файл: Принципы и методы реформирования организационных структур проектноориентированного предприятия (ООО «Торговый дом «Панорама»).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты построения организационных структур проектноориентированного предприятия
1.1. Сущность организации управления проектами
1.2. Организационные структуры управления проектом
2. Оценка организационной структуры управления проектами в ООО «Торговый дом «Панорама»
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2. Анализ принципов построения организационной структуры управления проектом на предприятии
Она определяет состав квалифицированных специалистов, наделенных необходимыми полномочиями.
В практике управления проектами широкое распространение получила матричная структура, создаваемая на базе двойного подчинения специалистов функциональных служб.
При этом специалисты числятся в функциональном подразделении и подчиняются его начальнику, а участвуют в выполнении конкретных заданий для реализации инвестиционного проекта, возглавляемого его руководителем [9, c. 365].
Связи между временно созданными под проект коллективами работников и функциональными подразделениями, из которых эти группы специалистов пришли, создают достаточно гибкую матрицу взаимодействия. При этом руководитель проекта отвечает за конечные результаты его осуществления, включая издержки производства, затраченное время и качество, а функциональный руководитель определяет состав исполнителей для выполнения конкретных работ по проекту [9, c. 367].
Возможность привлечения высококвалифицированных специалистов к работе над проектом позволяет достичь его высокого качества при минимальных затратах времени и стоимости на осуществление проекта в целом.
Недостатки матричной структуры управления заключаются в частых перегрузках функциональных подразделений, что влечет за собой внутрифирменные конфликты, устраняемые в основном с помощью более качественного планирования загрузки специалистов.
Каждая из рассмотренных организационных структур управления обладает специфическими преимуществами и недостатками. Выбор в пользу той или иной структуры делают с учетом таких факторов, как:
– масштаб проекта;
– сложность проекта;
– продолжительность проектного цикла [5, c. 109].
Линейная или функциональная структуры лучше всего подходят для малых проектов, в то время как для средних более приемлема матричная. Особенностям крупных и сложных проектов отвечает проектная структура [3, c. 40].
Не менее важное значение имеет правильный выбор руководителя проекта, который должен не только умело представлять интересы заказчика, но и обладать хорошей инженерной подготовкой, высокими деловыми качествами, экономическим мышлением и опытом работы, а также способностью к взаимодействию в целях принятия надежных и эффективных решений [3, c. 41].
В заключение главы можно сделать вывод, что управление проектами представляет собой методологию планирования, организации, руководства, координации финансовых, трудовых и материально-технических средств во время проектного цикла, которая направлена на результативное достижение целей проекта за счет использования современной техники, методов и технологии управления в целях достижения результатов проекта по составу и объему работ, времени, стоимости, качеству и удовлетворению участников проектного цикла. В целях управления проектом нужно знать его планируемые характеристики. Выбор методов и способов достижения поставленных целей проекта представляет собой главную задачу управления проектом. Внедрение единой системы управления проектами в организации, как правило, требует: стандартизации и взаимной увязки управленческих процессов и информационных потоков как по стадиям реализации проектов, так и по уровням принятия решений, интеграции системы управления проектами с другими корпоративными информационными системами. Возможности эффективного внедрения системы управления проектами во многом зависят от возможностей настройки пакета на специфические показатели конкретных проектов, гибкости средств обмена данными, возможностей стандартизации управленческой среды и обеспечения групповой работы с данными проекта.
2. Оценка организационной структуры управления проектами в ООО «Торговый дом «Панорама»
2.1. Общая характеристика предприятия
- История ООО «Торговый дом «Панорама» началась еще в 2004 году с открытия первого магазина. Прошло более 12 лет, и один магазин перерос в торговую сеть [13].
- На сегодняшний день ООО «Торговый дом «Панорама» насчитывает 15 торговых объектов в г. Солигорске, г. Слуцке, г. Дзержинске и т.п. Красная Слобода. В их число входят магазины, рестораны, кафе.
- В современном мире самым ценным является время. По этой причине все большее количество людей дорожат каждой минутой, стараясь провести ее с максимальной пользой.
- Именно поэтому так популярны в настоящее время рестораны быстрого питания «ТеремЪ» и «Гудзон», созданные для комфорта и экономии времени посетителей.
- В планах компании развивать свою сеть в ритейле – супермаркетами у дома, в HoReCa – ресторанами «ТеремЪ» и «Гудзон». В меню ресторана «ТеремЪ» представлены самые разнообразные блюда белорусской кухни, для приготовления которых используются свежие и качественные продукты.
- В ассортименте представлены салаты, супы, холодные и горячие закуски, блюда из разных видов мяса и рыбы, блинчики, драники, колдуны, а так же кондитерские и хлебобулочные изделия собственного производства, мороженое и напитки.
- Ресторан «Гудзон» – популярное направление в сфере общественного питания, с уникальным предложением быстрой, вкусной и, самое главное, здоровой пищей.
- Одной из важнейших составляющих успешной деятельности любого предприятия является персонал.
- Именно благодаря грамотным специалистам, знающим свое дело, болеющим за него, компания может развиваться и совершенствоваться.
- По этой причине ООО «Торговый дом «Панорама» активно занимается обучением персонала и повышением квалификации сотрудников. Для приобретения нового опыта и знаний проводятся стажировки, в том числе международные.
- Представим анализ ассортимента товаров предприятия в таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Анализ ассортимента, тыс. руб.
Ассортимент |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
Отклон., +/- |
Темп роста, % |
Мясо, рыба, птица, колбасные изделия |
5588 |
6761 |
7129 |
1541 |
127,6 |
Бакалея |
4804 |
5812 |
5843 |
1039 |
121,6 |
Молочные продукты, яйца |
3355 |
4059 |
4192 |
837 |
124,9 |
Овощи и фрукты |
1804 |
2183 |
2043 |
239 |
113,2 |
Вода, напитки, соки, кофе, чай |
1476 |
1786 |
1623 |
147 |
110,0 |
Детское питание |
1251 |
1514 |
1893 |
642 |
151,3 |
Хлеб, кондитерские изделия |
1588 |
1921 |
2243 |
655 |
141,2 |
Шоколад, конфеты и другие сладости |
2469 |
2987 |
3291 |
822 |
133,3 |
Прочие товары |
331 |
399 |
357 |
26 |
107,9 |
Итого |
22666 |
27422 |
28614 |
5948 |
126,2 |
Таблица составлена по: [1]
Таким образом, в 2017 году по сравнению с 2015 годом в наибольшей степени в процентном отношении увеличилась реализация детского питания (на 642 тыс. руб. или 51,3%) и хлеба, кондитерских изделий (на 655 тыс. руб. или 41,2%) [1].
В наименьшей степени в процентном отношении увеличилась реализация воды, напитков, соков, кофе и чая (на 147 тыс. руб. или 10%) и прочих товаров (на 26 тыс. руб. или 7,9%).
- Основные показатели финансово-экономической деятельности ООО «Торговый дом «Панорама» представлены в таблице 2.2.
- Таблица 2.2 – Показатели деятельности ООО «Торговый дом «Панорама»
Показатели |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
Отклонение 2017/2015, +/- |
Темп роста 2017/2015, % |
Выручка, тыс. руб. |
22666 |
27422 |
28614 |
5948 |
126,2 |
Себестоимость продаж, тыс. руб. |
21611 |
26146 |
26941 |
5330 |
124,7 |
Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. |
226 |
273 |
325 |
99 |
143,8 |
Прибыль (убыток) от прочей деятельности, тыс. руб. |
7 |
31 |
65 |
58 |
928,6 |
Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс. руб. |
233 |
304 |
390 |
157 |
167,4 |
Чистая прибыль (убыток), тыс. руб. |
174 |
230 |
273 |
99 |
156,9 |
Общая рентабельность, % |
0,77 |
0,84 |
0,95 |
0,18 |
123,4 |
Таблица составлена по: [11]
Из данных таблицы видно, что в 2017 г. по сравнению с 2015 г. выручка ООО «Торговый дом «Панорама» увеличилась на 5948 тыс. руб. Прибыль от продаж увеличилась на 99 тыс. руб., или на 43,8%.
Прибыль до налогообложения ООО «Торговый дом «Панорама» увеличилась на 67,4%. Общая рентабельность ООО «Торговый дом «Панорама» увеличилась в 2017 году по сравнению с 2015 годом на 0,18 п.п.
2.2. Анализ принципов построения организационной структуры управления проектом на предприятии
- ООО «Торговый дом «Панорама» возглавляет директор. Общая управленческая структура представлена на рисунке 2.1. Она является линейно-функциональной.
- Линейно-функциональная структура органов управления состоит из:
- – линейных подразделений, осуществляющих в организации основную работу (основные подразделения);
- – специализированных обслуживающих функциональных подразделений (функциональные подразделения).
Директор
Зам. директора по коорди-нации СУ
Первый заместитель директора
Отдел доставки
Зам. директора по коммерческим вопросам
Отдел складского хозяйства
Зам. директора по логистике
Отдел доку-ментационного обеспечения
Бухгалтерия
Группа материально-технического обеспечения (МТО)
Отдел информационных технологий
Отдел маркетинга
Отдел обслуживания
Планово-экономический отдел
Зам. директора по экономическим вопросам
Контрольно-ревизионный отдел
Эксплуатационно-технический отдел
Отдел кадров
Рисунок 2.1 – Общая управленческая структура ООО «Торговый дом «Панорама»
Рисунок составлен по: [14]
Перечень проектов, реализованных ООО «Торговый дом «Панорама» за 2015-2017 гг.:
– модернизация оборудования ресторана быстрого питания «ТеремЪ»;
– открытие кафе «Гудзон» в г. Слуцке;
– открытие торгового объекта в г. Дзержинске;
Рассмотрим управление конкретным проектом в ООО «Торговый дом «Панорама».
В 2017 году был открыт новый розничный магазин в г. Дзержинске.
Капитальные затраты на открытие магазина составили 50000 тыс. руб. (включают затраты на закупку и установку торгового оборудования).
В эксплуатационные затраты по функционированию магазина входят следующие статьи затрат:
– затраты на оплату труда работников;
– амортизационные отчисления;
– затраты на аренду;
– затраты на содержание магазина.
Затраты на оплату труда работников определяем исходя из данных в таблице 2.3.
Таблица 2.3 – Исходные данные для расчета оплаты труда работников
Показатель |
Обозначение |
Единица измерения |
Значение |
Количество работников |
Ч |
чел. |
20 |
Средняя заработная плата одного работника |
з/п |
тыс. руб. |
59 |
Норма доплаты к заработной плате |
Нд |
% |
20 |
Таблица составлена по: [14]
Тогда затраты на оплату труда определим по следующей формуле:
Зот = (з/п + з/п × Нд) × 12 × Ч, (2.1)
Итого затраты на оплату труда составляют:
Зот = (59 + 59 × 0,2) × 12 × 20 = 16992 тыс. руб.
Определим начисления на заработную плату:
Н = 16992 × 0,346 = 5879 тыс. руб.
Итого затраты на оплату труда (включая налоги):
Зт = 16992 + 5879 = 22871 тыс. руб.
Расчет амортизационных отчислений производится только на приобретение торгового оборудования, стоимость которого составила 50000 тыс. руб.
За = Кп × На, (2.2)
где За – сумма амортизационных отчислений,
Кп – затраты на приобретение оборудования,
На – норма амортизации.
Норму амортизации возьмем в размере 20% в год, сумма амортизационных отчислений составит:
За = 50000 × 0,2 = 10000 тыс. руб.
Стоимость аренды за месяц составляет 150 тыс. руб. Следовательно, аренда за год составит:
150 × 12 = 1800 тыс. руб.
Затраты на содержание магазина (коммунальные расходы) в месяц составят 35 тыс. руб., в год:
35 × 12 = 420 тыс. руб.
Итого эксплуатационные затраты по функционированию магазина составляют (таблица 2.4).
Таблица 2.4 – Эксплуатационные затраты по функционированию магазина, тыс. руб.
Статьи затрат |
Сумма |
затраты на оплату труда работников |
22871 |
амортизационные отчисления |
10000 |
затраты на аренду |
1800 |
затраты на содержание |
420 |
Всего |
35091 |