Файл: Принципы и методы реформирования организационных структур проектноориентированного предприятия (ООО «Торговый дом «Панорама»).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты построения организационных структур проектноориентированного предприятия
1.1. Сущность организации управления проектами
1.2. Организационные структуры управления проектом
2. Оценка организационной структуры управления проектами в ООО «Торговый дом «Панорама»
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2. Анализ принципов построения организационной структуры управления проектом на предприятии
Таблица составлена по: [14]
Итого общие эксплуатационные затраты по функционированию магазина составляют 35091 тыс. руб.
В результате открытия магазина ООО «Торговый дом «Панорама» смогло увеличить объем продаж.
Анализ изменения объема реализации в результате открытия нового магазина представлен в таблице 2.5.
Таблица 2.5 – Анализ изменения объема реализации в результате открытия нового магазина, тыс. руб.
Ассортимент |
До открытия |
После открытия |
Отклонение |
|||||
В действ. ценах |
В сопост. ценах |
В действ. ценах |
В сопост. ценах |
Абсол., +/- |
Относит., % |
|||
В действ. ценах |
В сопост. ценах |
В действ. ценах |
В сопост. ценах |
|||||
Мясо, рыба, птица, колбасные изделия |
6761 |
6501 |
7129 |
6842 |
368 |
341 |
105,4 |
105,2 |
Бакалея |
5812 |
5588 |
5843 |
5607 |
31 |
19 |
100,5 |
100,3 |
Молочные продукты, яйца |
4059 |
3903 |
4192 |
4023 |
133 |
120 |
103,3 |
103,1 |
Овощи и фрукты |
2183 |
2099 |
2043 |
1961 |
-140 |
-138 |
93,6 |
93,4 |
Вода, напитки, соки, кофе, чай |
1786 |
1717 |
1623 |
1558 |
-163 |
-159 |
90,9 |
90,7 |
Детское питание |
1514 |
1456 |
1893 |
1817 |
379 |
361 |
125,0 |
124,8 |
Хлеб, кондитерские изделия |
1921 |
1847 |
2243 |
2153 |
322 |
306 |
116,8 |
116,6 |
Шоколад, конфеты и другие сладости |
2987 |
2872 |
3291 |
3158 |
304 |
286 |
110,2 |
110,0 |
Прочие товары |
399 |
384 |
357 |
343 |
-42 |
-41 |
89,5 |
89,3 |
Итого |
27422 |
26367 |
28614 |
27462 |
1192 |
1095 |
104,3 |
104,2 |
Таблица составлена по: [1]
Таким образом, в действующих ценах в наибольшей степени увеличилась реализация детского питания (на 25,0%) и хлеба, кондитерских изделий (на 16,8%).
Однако наблюдается снижение объема продаж овощей и фруктов (на 6,4% в действующих ценах), воды, напитков, соков, кофе, чая (на 9,1% в действующих ценах) и прочих товаров (на 10,5% в действующих ценах).
Изменение показателей прибыли ООО «Торговый дом «Панорама» в результате открытия нового магазина представлено в таблице 2.6.
- Таблица 2.6 – Изменение показателей прибыли ООО «Торговый дом «Панорама» в результате открытия нового магазина
Показатели |
До открытия |
После открытия |
Откло-нение, +/- |
Темп роста, % |
Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. |
273 |
325 |
52 |
119,0 |
Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс. руб. |
304 |
390 |
86 |
128,3 |
Чистая прибыль (убыток), тыс. руб. |
230 |
273 |
43 |
118,7 |
Таблица составлена по: [11]
Таким образом, прирост чистой прибыли составил 43 тыс. руб. или 18,7%.
Оценка конкурентоспособности ООО «Торговый дом «Панорама» по сравнению с основными конкурентами представлена в таблице 2.7.
Таблица 2.7 – Оценка конкурентоспособности ООО «Торговый дом «Панорама» по сравнению с основными конкурентами
Свойство |
Оценки в баллах экспертов |
Рi |
Мi |
Рi хМi |
||||
1-м |
2-м |
3-м |
4-м |
5-м |
||||
1. Цена |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
0,07 |
0,21 |
2. Качество |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
0,08 |
0,40 |
3. Имидж |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
0,17 |
0,51 |
4. Информативность |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
0,16 |
0,32 |
5. Уровень новизны |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
0,27 |
0,81 |
6. Ассортимент |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
0,26 |
1,04 |
Комплексный показатель конкурентоспособности |
3,29 |
Таблица составлена по: [15]
Таким образом, комплексный показатель конкурентоспособности предприятия составил 3,29. Наибольший удельный вес в структуре показателя приходится на уровень новизны товаров и ассортимент.
Организационная структура управления проектом открытия магазина ООО «Торговый дом «Панорама» представлена на рисунке 2.2.
Первый заместитель директора
Главный инженер
Зам. директора по экономическим вопросам
Начальник планово-экономического отдела
Зам. директора по коммерческим вопросам
Начальник отдела маркетинга
Рисунок 2.2 – Организационная структура управления проектом открытия магазина ООО «Торговый дом «Панорама»
Рисунок составлен по: [14]
Как показывает данная схема, организационная структура управления проектом открытия магазина ООО «Торговый дом «Панорама» построена по линейно-функциональному типу.
Критерии оценки организационной структуры ООО «Торговый дом «Панорама»:
– степень соответствия организационной структуры целям предприятия;
– уровень управляемости;
– надежность организационной структуры;
– соответствие элементам системы управления.
В результате анализа организационной структуры управления проектами в ООО «Торговый дом «Панорама» можно сделать следующие выводы.
1. Одна из основных особенностей управления проектами ООО «Торговый дом «Панорама» состоит в том, что фактически многопрофильное предприятие по структуре управления в настоящее время ориентировано на централизованное управление разнородными проектами и на общее развитие всей бизнес-системы.
2. Управление проектами реализуется персоналом предприятия при наличии достаточно широкого совмещения функций управления, в ряде случаев формально не закрепленных за отдельными подразделениями (стратегическое планирование и управление, финансовый менеджмент, маркетинг отдельных видов продукции и др.).
По этой причине в действующей структуре наблюдаются функциональные разрывы.
3. Структура управления проектами в ООО «Торговый дом «Панорама» относится к категории «вертикальных» иерархических линейно-функциональных структур.
Максимально число уровней подчинения.
Реализация практически всех важнейших функций руководства и управления замкнуто на руководителя предприятия, что определяет крайне высокую степень информационной нагрузки. При росте масштаба бизнеса это чревато снижением управляемости.
Действующая система управления проектами является жестко централизованной системой руководства. Такая структура успешно работает в режиме реализации решений руководства, но она неэффективна на этапе их подготовки [7, c. 38].
Вследствие этого в большинстве случаев персонал в основной своей массе не принимает непосредственного участия в подготовке решений (в лучшем случае – получает поручения руководителя и готовит необходимую информацию, используемую для принятия решений).
В такой системе цели персонала редко не совпадают с целями руководителя.
4. По типу специализации структура управления проектами в ООО «Торговый дом «Панорама» относится к категории смешанных структур с преобладанием технологической специализации.
Основным недостатком структуры такого типа является слабое влияние деятельности подразделений и отдельных сотрудников на конечные результаты работы предприятия.
Осуществление сложных процессов агрегирования информации и конструирования результатов остается за высшим менеджментом, что в условиях интенсивно растущего масштаба деятельности ставит его в хроническое положение «чрезвычайности».
5. Распределение функций между подразделениями ООО «Торговый дом «Панорама» реализуется по принципу технологической специализации без выделения специализированных технологических центров и управляющих структур применительно к отдельным продуктовым направлениям. В этой связи функции аппарата управления предприятия в этом смысле можно квалифицировать как смешанные.
6. Имеет место функциональная неполнота управления предприятием вследствие наличия разрывов в реализации части основных функций управления.
К таким разрывам можно отнести функцию управления финансовыми потоками относительно различных продуктовых направлений, информационное обеспечение, а также управление развитием (прежде всего, стратегическое планирование и корпоративное развитие) [2, c. 53].
7. Преобладающей формой доведения информации о результатах деятельности подразделений до руководителя являются еженедельные отчеты руководителей подразделений (как правило, в устной и в меньшей степени – в письменной форме).
Такой порядок приводит, во-первых, к возможности искажения данных и, во-вторых, ставит руководителя в зависимость от присутствия на рабочем месте сотрудников, владеющих информацией.
При имеющем место отсутствии преемственности и взаимозаменяемости сотрудников (за небольшим исключением) высший менеджмент может стать заложником недобросовестного персонала.
8. Явно недостаточное использование современных информационных технологий. Органически необходимая для судьбы всего бизнеса информационная служба требует активного развития.
Современные информационные технологии на базе концепций баз и хранилищ данных, CASE – средств проектирования, аналитических OLAP-систем, корпоративных Интернет и интранет распределенных комплексов отсутствуют [4, c. 502].
Такая ситуация сдерживает, с одной стороны, рост эффективности системы управления предприятием, но, с другой, создает исключительно благоприятные условия для быстрого и безболезненного прорыва в направлении использования современной корпоративной информационно-управляющей системы.
9. Недостаточно существующее в настоящее время информационное обслуживание высшего менеджмента ООО «Торговый дом «Панорама». При этом требуется кардинально усилить аналитическую компоненту.
Руководители, находясь на «голодном информационном и аналитическом пайке», вынуждены самостоятельно добывать нужную информацию и для этого загружать подчиненных «нештатной и импульсивной» работой.
10. Следует остановиться на крупном функциональном разрыве в управлении предприятием.
Работа с инвесторами и стратегическими партнерами, которые могут обеспечить вложение существенных финансовых ресурсов в перспективные программы развития предприятия, не является в настоящее время функцией существующих подразделений предприятия.
Функциональная матрица представлена в таблице 2.8.
Условные обозначения действий менеджеров по осуществлению функций управления подразделением следующие:
В – решающий голос в коллегиальном решении с правом подписи;
Р – решающий голос в коллегиальном решении без права подписи;
Я – единоличное решение;
П – подготовка вопроса, планирование;
О – организация;
К – контроль;
С – согласование, визирование;
Т – исполнение;
И – получение и обработка информации;
У – участие в работе;
М – в работе не участвует и т.д.
Таблица 2.8 – Функциональная матрица
Выполняемые функции или работы |
Перечень менеджеров |
|||||
гл. инженер |
Зам. директора по коммерческим вопросам |
нач. отдела маркетинга |
первый заместитель директора |
зам. директора по эконом. вопросам |
нач. ПЭО |
|
Совершенствование техники, технологий, организации труда и управления |
ВП ОК |
ОКС ПР |
УИ |
ОК СИ |
РИП КО |
РТ УО |
Повышение качества |
УР КС |
РПО КТ |
УИ |
УИО |
УИ |
ТК |
Использование имеющихся мощностей |
ВП ОК |
УРП ОК |
ИУК |
У |
РИ ПС |
Р |
Социальное развитие коллектива |
М |
ВЯ ОК |
У |
М |
УК |
УИ |
Подготовка к повышению квалификации кадров |
М |
УП |
М |
УО ОК |
УРП СИ |
УРИ |