Файл: Основания приобретения и прекращения права собственности (Правовые основы приобретения права собственности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Преобладающим критерием, как в доктрине, так и по праву большинства стран является именно критерий правопреемства. И если ГК РФ в действующей редакции вообще обходит вниманием этот вопрос, что, несомненно, является существенным недостатком, впрочем, как и вообще отсутствие в ГК РФ общих положений, регламентирующих положения о приобретении права собственности. В ст. 218 ГК РФ мы сразу сталкиваемся с перечислением оснований приобретения права собственности. Поэтому, несомненно, что потребность в таких изменениях назрела, что и получило отражение в Проекте Федерального закона № 47538-6 «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации», в котором гл. 18 «Приобретение права собственности» структурно была разделена на три параграфа: общие положения (ст. 240-242), приобретение права собственности на недвижимые вещи (ст. 243-247), приобретение права собственности на движимые вещи (ст. 248-260). Такой подход представляется правильным.

Сразу был решён и другой вопрос, который волновал нашу доктрину на протяжении столетий. И по аналогии с правом других стран получил своё закрепление критерий правопреемства как критерий разграничения оснований приобретения права собственности, а именно согласно п. 1 ст. 240 Проекта право собственности может быть приобретено на вещь впервые или независимо от права предшествующего собственника, в том числе в силу приобретательной давности (первоначальное приобретение права собственности), либо на вещь, находящуюся в собственности другого лица (производное приобретение права собственности).

Исторический экскурс позволяет сделать вывод, что еще представители дореволюционной доктрины выступали сторонниками деления оснований приобретения права собственности на первоначальные и производные. Если обратиться к трудам Г. Ф. Шершеневича, то он писал, что первоначальным способом возникновения права собственности является способ, посредством которого собственность возникает на объект, не являвшийся чьей-либо собственностью, или же на объект, который хотя и был собственностью другого лица, но подчиняется господству нового приобретателя независимо от прав предыдущего собственника. При производном способе приобретения объем прав обусловлен правом прежнего собственника, чего нет при первоначальном способе. Кроме того, в отличие от первого способа при производном способе всегда существует необходимость проверки прав прежних собственников[17].


В свою очередь, В. И. Синайский отмечал, что производный способ можно назвать преемством[18]. Однако в теории гражданского права были и противники деления оснований приобретения права собственности на первоначальные и производные. Как писал Д. И. Мейер: «В нашем юридическом быту нет вещей, никому не принадлежащие, если вещь не подлежит ничьему праву собственности, то она вовсе не подлежит юридическим определениям, ибо даже планеты и новорождённые животные уже в момент их появления становятся чьей-либо собственностью»[19]. В свою очередь, Д. И. Мейером была предложена своя классификация оснований приобретения права собственности. Он делил способы приобретения права собственности на две группы:

1) способы, требующие посредства владения (передача, связанная со сделкой; давность, военная добыча);

2) способы, не зависящие от владения (когда нет приобретения и когда приобретатель не вступает во владение).

Правильный подход к рассмотрению понятия «способы приобретения права собственности» видится через характер фактических действий, приобретение права собственности без совершения которых не представляется возможным[20].

Совершение определенного рода фактических действий для приобретения права собственности необходимо, но недостаточно. Например, передача вещи как таковая не позволяет говорить о возникновении права собственности. Она может совершаться и в силу иных соглашений, которые с переходом права собственности никак не связаны, например временное пользование.

Право собственности может возникнуть только тогда, когда в основе передачи вещи лежит юридический факт, выступающий в качестве основания приобретения права собственности. Чтобы приобрести право собственности, необходима совокупность способов и оснований.

Способы приобретения права собственности в гражданском праве традиционно делят на первоначальные и производные. Значение данной классификации с точки зрения теории и практики заключается в разных подходах к определению правового положения приобретателя, которое зависит от способа приобретения права собственности. Так, если производный способ лежит в основе приобретения права собственности (например, наследование или гражданско-правовая сделка), то к новому собственнику переходят правомочия в том же объеме, в каком они принадлежали его предшественнику, поскольку никто не может передать другому больше прав, чем сам имеет, за исключениями, установленными в законе.


Если приобретение права собственности осуществляется первоначальным способом (например, при обнаружении клада или находке), то собственник приобретает тот объем правомочий, который предусмотрен соответствующими нормами, в связи с тем, что предшественника у нашедшего клад нет, либо право собственности последнего возникает независимо от прав прежнего собственника.

Авторами предлагаются различные критерии в целях разграничения способов приобретения права собственности. Некоторые специалисты считают, что право собственности при производных способах приобретается с согласия приобретателя и по воле прежнего собственника, а при первоначальных – впервые или независимо от воли собственника, что свидетельствует о необходимости брать в основу волю предшествующего собственника[21]. Так, например, О. С. Иоффе пишет: «Первоначальные способы характеризуются тем общим для них моментом, что они не связаны с волей предшествующего собственника, поскольку такового вообще нет либо его воля не принимается во внимание»[22].

В аспекте разделения первоначальных и производных методов происхождения права собственности в некоторых случаях преимущество дается аспекту воли и в других случаях аспекту правопреемства. Аспекты волевого аспекта классифицируют те методы, в которых собственность оказывается независимой от воли и как производные, например, если она соответствует воле предыдущего владельца. Те, кто рассматривает аспект преемственности как основу разделения, включают те методы, преемственность которых не преследует, а выводы основаны на последовательных методах[23].

Аспект преемника должен служить основой для разделения методов получения прав собственности, которые в конечном счете влияют на аспект воли. Таким образом (наследник, имеющий право на обязательную долю (так именуемый наследник)) приобретает эту часть, несмотря на волю предыдущего владельца, то есть умершего.

Разделение первоначальной собственности и производных форм собственности напрямую не зафиксировано. Тем не менее, он обладает способностью извлекаться из доктринального объяснения.

Производные же способы характеризуются тем, что право собственности приобретается только по воле предшествующего собственника и с согласия нового приобретателя.

Вместе с тем на практике встречаются случаи, когда указанный критерий не работает, например, при принудительном прекращении права собственности у предыдущего собственника (обращение взыскания на имущество по обязательствам собственника (ст. 237 ГК РФ)). В данной ситуации правомочия переходят к приобретателю в том же объеме, в каком они имели место у прежнего собственника, поскольку оснований для прекращения обременений здесь не возникает.


Под производными способами, по мнению Д. М. Генкина, понимаются «способы, приобретение права собственности лицом при которых основано на праве предшествующего собственника»[24].

Возможность производного приобретения права собственности при отсутствии выраженной воли предшествующего собственника автором допускается, но исключительно при наследовании. В остальных случаях, как утверждает Д. М. Генкин, право собственности при его производном приобретении должно передаваться от управомоченного собственником лица или от самого собственника.

Другие авторы в качестве критерия разграничения способов приобретения права собственности предлагают использовать правопреемство[25]. Правопреемство есть переход субъективного права (в широком смысле – также правовой обязанности) от одного лица (праводателя) к другому (правопреемнику) в порядке производного правоприобретения (в соответствующих случаях – производного приобретения правовой обязанности)»[26]. Согласно данному критерию способы, при которых переход права собственности происходит от одного лица к другому, называют производными, а те, при которых права нового собственника не зависят от прав прежнего или такового вообще не существовало, – первоначальными способами приобретения права собственности.

Производное приобретение права собственности Ю. К. Толстой характеризует в качестве правоприобретения, в основе которого лежит зависимость прав нового собственника от прав предшественника, и в качестве такового рассматривает не только приобретение в порядке наследования, по договору, но и в случае прекращения у лица права собственности на имущество, которое не может ему принадлежать.

Представляется, что наиболее обоснованным является мнение, согласно которому производное приобретение права собственности происходит в случае, когда имеется зависимость права приобретателя от права предшественника. При классификации способов приобретения права собственности неприемлемыми представляются попытки использовать оба этих критерия. Так, Е. А. Суханов к первоначальным способам относит случаи, независимые от прав предшествующего собственника или когда его вообще не было, а в качестве производных рассматривает способы, при которых право собственности возникает по воле предшествующего собственника[27].

Учитывая, что данная классификация не предусматривает способы приобретения права собственности, при которых права прежнего собственника помимо его воли прекращаются, с последним мнением трудно согласиться.


Таким образом, после рассмотрения различных точек зрения на критерии разграничения способов приобретения права собственности наиболее правильным и отвечающим действительности представляется критерий правопреемства, поскольку позволяет с большей уверенностью и точностью относить различные способы приобретения права собственности как к первоначальным, так и к производным. Исходя из указанного критерия, необходимо выделить конкретные способы приобретения права собственности.

Однако, как показывает анализ юридической литературы, сделать это весьма затруднительно. Сложность заключается в отсутствии единообразного и однозначного мнения о том, что относить к способам приобретения права собственности. Анализ норм гл. 14 ГК РФ также не дает однозначного ответа на поставленный вопрос.

Одной из наиболее распространенных точек зрения является мнение о том, что в качестве способов приобретения права собственности необходимо понимать действия, изложенные в ст. 219–234 ГК РФ. Приверженцами этой точки зрения являются такие ученые, как Е. А. Суханов и Ю. К. Толстой.

Вместе с тем анализ указанной литературы позволяет сделать вывод о том, что авторы не проводят четкого разграничения между основаниями и способами приобретения права собственности, подменяя эти понятия друг другом. Более того, представляется, что положения ст. 219–234 ГК РФ являются лишь конкретизацией положений ст. 218 ГК РФ и раскрывают значение последних.

Способы приобретения права собственности – это фактические действия, в результате которых лицо приобретает право собственности. Эти действия должны носить четкий, явно выраженный характер, позволяющий понять реальные намерения лица приобрести право собственности.

В последнее время способы приобретения права собственности все чаще стали раскрываться в трудах ученых-цивилистов. Так, И. С. Тарарышкина, исходя из критерия правопреемства, предлагает в качестве первоначальных способов приобретения права собственности выделять создание новой вещи и завладение, а в качестве производных – передачу и выкуп.

М. М. Попович, наряду с указанными способами приобретения права собственности, предлагает к производным способам относить также и изъятие[28].

При этом положения ст. 219–234 ГК РФ данные авторы относят к основаниям приобретения права собственности, что представляется наиболее логичным и отвечающим действительности, поскольку в данных статьях ГК РФ есть указание на юридические факты, которые приобретают значение при осуществлении соответствующих действий управомоченным лицом.