Файл: Анализ валютной системы России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МВФ периодически проводил регулировку валютных курсов стран-членов. Бреттон-Вудская система предусматривала использование в ка­честве международных резервов зо­лото и доллары. Использование золо­та вытекало из его роли в системе золотого стандарта более раннего пе­риода. Доллар же был призван в ка­честве мировых денег по двум причи­нам: во-первых, США стали лидером в мировой экономике, и во-вторых, США аккумулировали огромное ко­личество золота. В годы войны золо­тые запасы европейских стран сокра­тились. Инфляция, развернувшаяся в годы войны, резко ослабила позиции западноевропейских валют. Усиление пассивности платежных балансов и истощение золото-валютных ресур­сов повлекли за собой резкое падение курсов западноевропейских валют. В 1945—1947 гг. было проведено 17 де­вальваций валют.

После войны в США стали фор­мироваться претензии финансовой олигархии на обеспечение мирового господства доллара. Страна, чья ва­люта обслуживает мировой платеж­ный оборот, получала возможность в течение долгого времени пользовать­ся фактически неоплачиваемым им­портом, то есть могла позволить себе иметь пассивный торговый оборот и платежный баланс без каких-либо ос­ложнений для экономики. Разрыв в платежах покрывался бы ее собствен­ной валютой, которая, будучи ис­пользованной в международном пла­тежном обороте, в определенных пределах практически никогда не предъявляется обратно для оплаты экспортных услуг и товаров или же для обмена на золото и иностранную валюту. Это равноценно получению кредитов из-за границы, проценты по которым не выходят за пределы обыч­ной процентной ставки по банковс­ким депозитам.

Созданная таким образом валютно-финансовая система могла эффективно обеспечивать США гос­подство в мировой экономике, по­добно тому, как и мировой экспорт капитала, программы восстановле­ния экономики в Европе (план «Мар­шалла» и др.) и военные расходы США финансировались лишь за счет валютной экспансии. Это предпола­гало сохранение лидерства в эконо­мике и наличие золотого запаса для обеспечения находящейся в обраще­нии долларовой массы.

Однако в 50-е годы картина международного экономического по­ложения стала меняться. Привязав валюты всего мира к доллару, США спровоцировали спрос на него. В пе­риод действия плана «Маршалла» в Европе (1948-1951 гг.) более 13 млрд. дол. поступили в европейские Цент­ральные банки. Чтобы поддерживать свои собственные обесценивающиеся валюты, они покупали значительные суммы долларов. Полученные долла­ры европейцы тратили в США, заку­пая машины, оборудование и другие товары. Это привело к тому, что за пределами США стали обращаться значительные массы долларов.


В 1952 г. происходит резкое уве­личение притока золота, которое сво­бодно продавалось в Цюрихе, Танже­ре, Бейруте, где доминировали цены, значительно превышавшие офици­альную цену. В 1954 г. был открыт рынок золота в Лондоне.

С конца 50-х годов экономика США стала испытывать воздействие возрастающей конкурентоспособнос­ти Западной Европы и Японии. В свя­зи с дефицитом платежного баланса США перевели за рубеж в 1950—1957 гг. около 10 млрд. дол. За 1959—1970 гг. золотой запас США уменьшился в 2,2 раза, и к концу 1970 г. составил менее 11,1 млрд. дол. Общая сумма текущих внешних обязательств США увеличи­лась с 1949 г. по 1969 г. в 6 раз. Дефи­цит платежного баланса США 1965 г. превысил 22 млрд. дол., и эта сумма долларов влилась в мировую валют­ную систему.

Ради сохранения финансового лидерства в мировой экономике США начали осуществлять выпуск долла­ров, которые в меньшей мере были обеспечены золотом и другими валю­тами или реальным спросом, обус­ловленным ростом экспорта США товаров и услуг. Регулярный годовой дефицит платежного баланса США подорвал способность США конвер­тировать находящиеся за рубежом доллары в золото по официальной цене 35 дол. за унцию. В США поте­ри золота в среднем составляли 1 млрд. дол. ежегодно.

Наращивание долларовых акти­вов в развитых странах, с одной сторо­ны, и отлив золота из США, с другой, привели к изменению соотношения между краткосрочными ликвидными обязательствами США перед други­ми государствами и их золотыми за­пасами. В 1949 г. такие обязательства составляли 31% золотого запаса, в 1959 г. - 99,6%, а в 1969 г. загранич­ные долларовые обязательства США превысили их золотой запас почти в 4 раза. Это создавало угрозу доллару, в случае массового обмена зарубеж­ными странами долларовых запасов на золото.

Правительство США всеми си­лами вынуждало другие государства не использовать активное сальдо по расчетам с США для вывоза золота, а оставлять его в США в виде своих долларовых активов и старалось оття­нуть оплату золотом своей накоплен­ной внешней задолженности.

Из-за войн в Корее и во Вьет­наме увеличивается спрос на рынке золота. Многие участники мирового рынка стали скупать золото за долла­ры, опасаясь обесценения доллара. Вопрос о цене золота был предметом спора между США и золотодобываю­щими странами.

Нарастающее накопление дол­ларовых запасов за границей способ­ствовало созданию спекулятивного рынка евродолларов и подорвало саму основу главной резервной валю­ты, уровень ликвидности которой вышел из-под контроля.


Рынок евродолларов сложился, прежде всего, на базе дефицита пла­тежного баланса США, а также в связи с восстановлением начале 60-х годов свободной частичной обратимости за­падноевропейских валют для нерези­дентов по текущим операциям и ог­раничения экспорта капитала из США.

Увеличение внешней задол­женности США приводило к накоп­лению ликвидных ресурсов в долла­ровой форме в руках европейских банков и фирм и создавало необходи­мые предпосылки для формирования международного денежного рынка. На рынке евродолларов обращались долларовые средства, депонирован­ные в коммерческих банках (включая и филиалы Американских банков).

Евровалютный рынок устраи­вал в то время практически всех. Официальные власти видели в нем возможность внешних заимствова­ний. Евровалютный рынок стал над­национальным рынком, на который не распространялись юрисдикция правительств ни одной страны: свои контролирующие функции некото­рые страны ограничивали требовани­ями предоставления информации от своих национальных банков об опе­рациях, проводимых ими на этом рынке.

Взрыв рыночных цен золота в 1960 г. был сигналом о том, что США оказались зажатыми между постоян­ным ростом своих долларовых обяза­тельств перед официальными зару­бежными организациями и нехваткой поступлений нового золота для попол­нения резервов. Рост официальной цены золота становился для США важным средством поддержания адек­ватного золотого запаса. В 1961 г. утеч­ка золота из казначейства США дос­тигала трех тонн в день. Поэтому США и семь Европейских стран со­здали межгосударственную организа­цию «Золотой пул», в состав которо­го вошли центральные банки этих стран.

Цель этого объединения состоя­ла в поддержании рыночной цены зо­лота на уровне, близком к официаль­ной цене США в 35 дол. за унцию золота, с помощью согласованной ин­тервенции на Лондонском частном зо­лотом рынке. Периоде 1961 по 1965 гг. был затишьем для США. Однако про­должающийся отток из США частно­го капитала, увеличивавший долларо­вый компонент официальных резер­вов за границей, вызывал беспокой­ство администрации США, которая стала ограничивать отток капитала, введя налог на покупку американца­ми иностранных активов.

Если бы все иностранцы реши­ли конвертировать свои ликвидные долларовые активы в золото, золотой запас США был бы исчерпан. Прави­тельство США пыталось разными ме­рами сдержать этот процесс. Предос­тавление банками займов за границу было ограничено. Транснациональ­ные компании перевели часть своих прибылей в США.


Но золотой запас США продол­жал уменьшаться, тогда как обяза­тельства США иностранным компа­ниям росли. Увеличение спроса на золото стало уравновешиваться част­ным рынком путем повышения цены на золото.

Первым недовольство ролью доллара выразил президент Франции генерал Шарль де Голль. Французс­кий президент в 1965 г. провозгласил требования о необходимости возвра­та к золотому стандарту. В то время, когда другие страны еще обращали золото в доллары и оставляли его на хранение в сейфах Федерального ре­зервного банка Нью-Йорка, Фран­ция стала предъявлять доллары в об­мен на золото и в результате чего стала вторым государством после США по размерам накопленных зо­лотых резервов. Если в 1950 г. у Фран­ции государственный запас золота со­ставлял 600 т, то в 1965 г. — 4200 т. В 1967 г. Франция вышла из «Золото­го пула».

В конце 1967 — начале 1968 гг. усилилась скупка золота частными лицами на бирже в ожидании роста его цены. После значительных про­даж золота Федеральной резервной системой и центральными банками Европейских стран Центральный банк Англии закрыл рынок золота 15 марта 1968 г. Через два дня после это­го центральные банки объявили о создании двухуровнего рынка: один уровень для частных лиц с возможно­стью колебания цен на золото, а другой — для официальных операций по официальной цене 35 дол. за унцию.

Создание двухуровнего рынка стало поворотным пунктом в истории Бреттон-Вудской системы. Разрывая связь между предложением долларов и фиксированной рыночной ценой золота, центральные банки изымали из системы встроенный в нее меха­низм предохранения от инфляции. Роль официальной цены золота была сведена к косвенному механизму при­ведения в порядок расчетов между центральными банками, она больше не являлась автоматическим ограни­чителем предложения денег в мире.

Вот тогда советник президента Франции Шарля де Голля Рюэфф Жак заявил, что США исчерпали свои воз­можности расплачиваться с держате­лями долларов золотом и предложил возвратиться к золотому стандарту, что было бы облегчено повышением цены золота.

Его поддержал Рой Харрод (Ан­глия), который также предложил по­высить цену золота, чтобы обеспечить адекватный обмен золотых резервов и защитить жизнеспособность системы резервных валют.

Американец Роберт Триффин в своей книге «Золото и кризис золота» (1968 г.) призывал золото и резервные валюты централизовано аккумулиро­вать в МВФ, а рост резервов обеспечивать за счет кредитов в МВФ или его операций на открытом рынке. Другой американец — Милтон Фридман ра­товал за «плавающие» курсы валют как средство для облегчения процесса регулирования и устранения потреб­ности в увеличении резервов.


До 1971 г. курс доллара искусст­венно завышался, но со временем на рынках стали понимать, что доллар надо девальвировать по отношению к основным Европейским валютам. Это можно было сделать путем сни­жения уровня цен в США и подъема уровня цен за рубежом в ответ на за­купки долларов иностранными Цен­тральными банками. Другой путь — снижение номинальной стоимости доллара, выраженной в иностранной валюте.

Однако девальвирование долла­ра, который был мировой валютой, можно было провести только при ус­ловии, если иностранные государства согласятся привязать свои валюты к доллару на основе новых курсов.

Значит, все страны одновременно должны согласиться девальвировать свои валюты по отношению к доллару, поэтому путь к девальвированию доллара лежал через напряженные многосторонние переговоры, ибо многие страны не хотели девальвации, так как она сделала бы их товары дороже американских и тем самым принесла бы вред их экспортным и импортнозамещающим отраслям.

В 1970 г. дефицит платежного баланса достиг в США 9,8 млрд. дол. Правительство США понизило учет­ную ставку ФРС в 1971 г. до 4,75%, поэтому у банков и фирм США, глав­ных заемщиков, уменьшилась потреб­ность в евродолларах. Банки США по­гасили большую часть полученных ими ранее займов в евродолларах. Это привело к резкому падению ставок на рынке евродолларов — до 5%. В то же время в ФРГ учетная ставка оставалась равной 6%, в Англии — 7%, во Фран­ции — 6,5%.

Денежные накопления стали в больших масштабах изыматься с рын­ка евродолларов и переводиться на национальные денежные рынки, в резервы центральных банков. До поры до времени, большинство стран соблюдало договоренность с США от 1968 г. о воздержании от конверсии долларовых резервов в золото. Но приток долларов в Европу вынудил часть стран обменять доллары на зо­лото в США. В итоге, в 1970 г. возоб­новился отток золота из США и зо­лотой запас сократился на 0,8 млрд. дол.

В 1971 г. дефицит во внешних расчетах США за первое полугодие составил 11,2 млрд. дол. — это вызва­ло очередное бегство от доллара и со­кратило золотовалютные резервы США до 12,1 млн. дол. на конец авгу­ста 1971 г.

Франция требовала провести прямую девальвацию доллара. Ми­нистр экономики и финансов Фран­ции поставил вопрос о повышении официальной цены золота на сессии Совета министров «Общего рынка» в Гамбурге в 1971 г. согласиться девальвировать свои валюты по отношению к доллару, чего многие страны не хотели, т.к. девальвация сделала бы их товары дороже американских и тем самым принесла бы вред их экспортным и импортно-замещающим отраслям.