Файл: Основные функции в системе менеджмента ООО "Лига".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Функция менеджмента отражает содержание процесса управления, вид управленческой деятельности, совокупность обязанностей управляющей подсистемы (субъекта управления). Конечным результатом управления является выработка управленческого воздействия, команды, приказа, направленных на достижение поставленной цели.

Основные функции являются основополагающими всего процесса менеджмента, а специфические функции отражают особенности конкретной управленческой деятельности работников. Они изучаются специальными дисциплинами: товароведение, организация коммерческой деятельности, бухгалтерский учет, планирование, правоведение и др.
Тема курсовой работы актуальна, так как один работник может выполнять несколько функций , несколько работников могут выполнять одну функцию. Каждая функция представляет собой сферу действия определенного процесса управления, а система управления конкретным видом деятельности, представляющие совокупность функций которые связываются единым управленческим циклом.

Объектом исследования в курсовой работе выступает предприятие ООО "Лига". Предметом исследования является применение функции менеджмента через мотивацию персонала.

Целью курсовой работы является рекомендации по совершенствованию применений функций менеджмента в системе управления с учетом взаимодействия факторов внешней среды и характеристик организационной системы.

Для достижения целей необходимо решить задачи:

- рассмотреть сущность и содержание функций менеджмента;

- выделить функции планирования, организация, мотивация, контроль как основные в системе менеджмента

- провести анализ взаимосвязи мотивации с другими функциями системы менеджмента на предприятии ООО "Лига".

В курсовой работе будут использованы современные учебные пособия по менеджменту, таких как Герчикова И.Н., Горбенко Л.И., Грозова О.С., Дяченко Д.В., Макросов А.Г. и т.д. Каждый раскрывает мысль что менеджмент необходим на предприятии, а функции менеджмента как основа предприятия, как цикл жизни в организации и многое другое.

Глава 1. Основные функции менеджмента

Менеджмент как функция представляет собой выполнение определенных управленческих действий ( функций управления). Впервые их состав был сформулирован Анри Файолем, который выделил пять основных функций управления: планирование, организация, мотивация, координация, контроль.[1]


Функцией в менеджменте называют особый вид управленческой деятельности, с помощью которой субъект управления воздействует на управляемый объект.

Общие функции используются для управления объектами независимо от специфики производства и сферы деятельности предприятия. Поэтому их еще называют основными. К ним относится планирование, организация, мотивация, контроль. В специальной литературе состав общих функций управления может различаться, как правило, за счет их детализации. Например в рамках функции планирования иногда выделяются постановка целей, прогнозирование, что по существу является этапами, предшествующими планированию.[2]

Развитие каждой функцией управления обуславливается влиянием объективных требований. Будучи частью общей системы управления, каждая из функций должна совершенствоваться в направлении, предопределяемом общими целями и задачами функционирования и развития фирмы в конкретных условиях. Это приводит к изменению содержания каждой функции.[3]

1.1. Сущность и содержание функций менеджмента

Система - определенная целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого.[4] Система организации состоит из двух составляющих: внешнего окружения, включающего в себя вход, выход системы, связь с внешней средой, обратную связь; внутренней структуры - совокупности взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих процесс воздействия субъекта управления на объект, переработку входа и выход для достижения целей системы.

Система - это множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих определенную целостность, единство.[5]

Конарева Людмила в своей статье"Что такое менеджмент?"[6] написала, что Америка не извлекла никаких уроков и ничему не научилась у Деминга, и американский менеджмент продолжает свою давно устаревшую практику плохого менеджмента, а в России, к сожалению, торжествует практика не просто плохого, а разрушающего экономику менеджмента. Анализируя причины подобного положения вещей, Ю.П. Адлер и В.Л. Шпер отмечают, что в господствующей в настоящее время системе, определяющей текущий стиль менеджмента, ничего существенного не изменилось. В текстах слово "система" упоминается в разных смыслах. Когда Ю.П. Адлер и В.Л. Шпер говорят о постоянстве системы, очевидно, они имеют в виду систему глубинных знаний Э.Деминга, автор согласна с тем, что в се ее положения постоянны и их менять не надо. Под управляемой системой автор подразумевает системы управления в реальных организациях, т.е. в объектах управления. Суть расхождений в том, что с точки зрения автора, система ведения бизнеса как объект управления в реальных организациях за последние 60 лет изменились, и повлияли на это изменения, произошедшие в политэкономических и природных системах более высоко, глобального порядка.


Управление рассматривается как серия непрерывных взаимосвязанных действий, которые объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений, а процесс управления как сумма управленческих функций (приложение 1)[7]

Системами, состоящими из комплекса взаимосвязанных объектов, являются предприятие, цех, участок. Все организации являются системами. Как единую сложную систему можно рассматривать всю деятельность предприятия, которая состоит из сети подчиненных, менее сложных систем.[8] Менеджер должен постоянно контролировать цели и результаты их достижения. В процессе управления осуществляется постоянный процесс согласования и определение взаимного соответствия целей и результатов.

В статье Бориса Иткина раскрывается значение вопроса "Кому может понадобиться система менеджмента?", cистема менеджмента - это инструмент управления. Для его применения нужны определенные условия. Однако об этом в стандартах на системы менеджмента не написано.Там написано другое. Например в первом разделе стандарта ISO 14001:2015 гласит, настоящий стандарт предназначен для применения любой организацией независимо от размера, вида, характера.

Аналогичная формулировка и в тексте ISO 9001:2018, Все требования настоящего стандарта носят общий характер и предназначены для применения любыми организациями независимо от вида, размера, поставляемой продукции и предоставляемых услуг.[9]

Подобный взгляд может создавать у руководителей и специалистов предприятий, не обладающих глубокими познаниями в теории управления, иллюзию того, что достаточно выполнить предначертанные требования, внедрить ту или иную систему менеджмента в соответствии со стандартами и получить сертификат соответствия, чтобы их организация встала в один ряд с передовыми компаниями, которые достигли заметных успехов, применяя инструменты менеджмента. В статье автор наоборот призывает оградить управленцев от появления таких иллюзий, либо развеять эти иллюзии, если они уже появились. Система менеджмента может понадобиться только тем предприятиям, внутренние и внешние факторы развития которых "дозрели" до применения модели системы менеджмента.

Все функции менеджмента можно разделить по двум признакам: по содержанию процесса управления (основные функции) и по направлению взаимодействия на объекты управления (специфические и конкретные функции).[10]


Менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях хозяйствования, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применение принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента. [11]

Таким образом, под менеджментом понимают функцию управления, т.е. вид профессиональной деятельностью по управлению людьми в любой отрасли экономики (промышленность сельском хозяйстве торговле строительстве, транспорте, банковской деятельности и т.д.) и в любой сфере деятельности (производстве, сбыте, финансах и др.), если она направлена на получение прибыли (предпринимательского дохода) как конечного результата.

В англоязычных странах термин "менеджмент" употребляется в различных значениях, но только применительно к хозяйственной деятельности. В условиях перехода к рыночной экономике термин "менеджмент", "менеджер" легко вошли в наш словарный обиход наряду и на смену терминов "управление", "управленческая деятельность","руководитель", "директор".

Содержание менеджмента можно рассматривать в трех направлениях: наука и практика управления, организация управления и процесс принятия решений. Анализ информации о состоянии внутренней и внешней среды предприятия и принятие на основе управленческих решений представляет собой технологию менеджмента.

Иерархичность в системе управления позволяет делегировать полномочия, а следовательно и передавать ответственность на более низкие пути управления.

Таким образом менеджментом можно считать профессионально осуществляемое управление любой хозяйственной деятельностью предприятия в рыночных условиях, направленное на получение прибыли путем рационального использования ресурсов.

Конечной целью системы менеджмента является обеспечение прибыльности, доходности в деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при единовременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.

Менеджмент призван создавать условия, для успешного функционирования фирмы исходя из того, что прибыль является не причиной существования фирмы, а результатом ее деятельности, который в конечном итоге определяет рынок. Постоянно происходят изменения на рынке конкурентов, по отрасли и в стране в целом, в условиях торговли и на мировых рынках.


Целью системы менеджмента в этих условиях является постоянное преодоление риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и в будущем. При этом задачи организации - это цели, достижение которых желательно к определенном моменту времени в пределах периода на который рассчитано управленческое решение.

В современном обществе нет практически ни одной сферы человеческой деятельности, где бы не использовались результаты измерений. С их помощью получают информацию, которая служит основой для принятия решений на всех уровнях управления.

Правильность решения зависит от точности измерений. Недостаточная информация приводит к снижению качества продукции, авариям, массовому браку, неоправданным затратам.[12]

В задачи системы менеджмента входят:

  • обеспечение автоматизации производства и переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией
  • стимулирование работы сотрудников бизнес - организации путем создания для них лучших условий труда и установления более высокой заработной платы
  • постоянный контроль за эффективностью деятельности бизнес - организации, координации работы всех подразделений бизнес -организации, постоянный поиск и освоения новых рынков.
  • определение конкретных целей развития бизнес - организации
  • выявление приоритетности целей, их очередности и последовательности решений
  • выработка системы мероприятия для решения намеченных проблем на различных временных периоды
  • определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения
  • установление контроля за выполнением поставленных задач.

1.2 Планирование как функция внутрифирменного управления

Планирование - это вид управленческой деятельности, направленный на выработку планов организации и его составных частей. Под планом в менеджменте понимается система взаимосвязанных решений, направленных на достижение желаемого результата.[13]

Функция планирования отражает проектирование процесса производства с учетом перспективы развития предприятия. Реализуется она работниками планово - экономической службы аппарата управления.[14]

Планирование отвечает на вопросы: