Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности (Организационная структура и финансирование Международного валютного фонда).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Валютно-финансовые организации играют немаловажную роль в системе международных экономических отношений. Они формируют условия для накопления и перераспределения международного валютного капитала, что позволяет использовать его целенаправленно и эффективно.

Международный валютный фонд (далее – МВФ) в наши дни является основным валютно-финансовым институтом, который обеспечивает стабильность мировой валютной системы. Как показывает история организации, Фонд обладает высокой мобильностью, а именно расширением функций в соответствии с меняющими потребностями глобализации. Одна из важнейших функциональных обязанностей МВФ состоит в предоставлении кредитов государствам-членам, сталкивающимся с фактическими или потенциальными трудностями в области платежного баланса. Кредит от МВФ обеспечивает дополнительные возможности, облегчающие проведение мер стабилизации и реформ, которые страна должна осуществить для исправления проблемы платежного баланса и восстановления условий для активного экономического роста.

Тема курсовой работы является актуальной, поскольку МВФ играет важную роль в развитии экономики стран-участников и в развитии мировой экономики в целом. Поэтому изучение его целей, задач, функций, методов работы и роли в регулировании валютно-финансовых отношений весьма важно для создания полной картины функционирования международных экономических отношений.

МВФ за относительно небольшой срок своей деятельности стал ведущей международной финансовой организацией – субъектом мировой экономики, чьи прогнозы и решения влияют как на экономику отдельных стран, так и на мировую экономику в целом. В составе членов Фонда состоят практически все страны мира, а ее работниками являются представители более ста стран. МВФ является структурным подразделением Организации Объединенных Наций (далее – ООН), но по сути практически не зависит от него.

Исследование деятельности МВФ в качестве мирового кредитора имеет актуальное значение как с точки зрения адаптации к потребностям мировой экономики и его способности предоставлять своевременную помощь странам-членам в случае возникновения финансовых кризисов, так и с позиций усиления необходимости координации политики международных организаций и государств в валютно-финансовой сфере. Значительный интерес представляет также рассмотрение перспектив сотрудничества России с МВФ. В условиях экономического роста и увеличения собственных золотовалютных резервов России необходимо выработать новый подход к взаимоотношениям с МВФ.


Главной целью данной курсовой работы является изучение МВФ, его основных функций и направлений деятельности. Следовательно, можно определить следующие задачи данной курсовой работы:

  1. Раскрыть определение МВФ, его цели и задачи;
  2. Рассмотреть организационную структуру и финансирование МВФ;
  3. Проанализировать основные функции МВФ;
  4. Указать роль МВФ в регулировании валютно-финансовых отношений;
  5. Выделить основные проблемы в деятельности МВФ;
  6. Рассмотреть сотрудничество Российской Федерации с МВФ.

Предмет исследования – исследования являются функции и направления деятельности МВФ.

Объектом исследования является МВФ.

Теоретическая значимость исследования состоит в рассмотрение основных целей, функций и особенностей МВФ.

Практическая значимость исследования состоит в рассмотрении современных направлений деятельности и преобразований МВФ.

Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников и приложений.

Основная часть состоит из двух глав:

В первой главе будут рассмотрены теоретические основы МВФ, выделены основные цели и задачи, а также исследованы функции Фонда.

Во второй главе будет рассмотрена деятельность МВФ, его проблемы и роль в регулировании валютно-финансовых отношений, а также сотрудничество РФ с МВФ.

Перейдем к рассмотрению теоретических основ Международного валютного фонда.

1. Теоретические основы Международного валютного фонда

1.1. Определение, цели и задачи МВФ

Международный валютный фонд (далее – МВФ) – организация, действующая как специализированная структура Организация Объединённых Наций (далее – ООН), которая содействует международной финансовой стабильности и сотрудничеству в валютно-финансовой сфере. МВФ способствует международной торговле, высокой занятости и устойчивому экономическому росту. Под управлением данной организации находятся 188 государств-членов, которые получают рекомендации, способствующие экономической стабильности, уменьшающие уязвимость по отношению к экономическим и финансовым кризисам и повышающие уровень жизни. Несмотря на то, что МВФ является специализированным учреждением ООН и участвует в работе Экономического и Социального Совета ООН, он действует независимо и имеет собственный устав, структуру управления и финансы.


МВФ был задуман в июле 1944 года, когда представители 45 стран, собравшихся в городе Бреттон-Вудс, штат Нью-Гемпшир, согласовали рамки международного экономического сотрудничества, которые будут созданы после Второй мировой войны. Они полагали, что такие рамки необходимы, чтобы избежать повторения разрушительной экономической политики, которая способствовала Великой депрессии.

СССР принимал участие в работах по основанию МВФ, однако по ряду причин политического характера отказался войти в число его учредителей.

МВФ официально начал свое существование в декабре 1945 года, когда его первые 29 стран-членов подписали его Статьи соглашения. Он начал свою деятельность 1 марта 1947 года. Позже в том же году Франция стала первой страной, заимствовавшей у МВФ.

Членский состав МВФ начал расширяться в конце 1950-х годов, а в
1960-х годах многие африканские страны стали независимыми и подали заявки на членство. Но холодная война ограничила членство Фонда, и большинство стран в советской сфере влияния не присоединились.

По окончании Второй мировой войны начинается работа по восстановлению национальной экономики. МВФ поручено контролировать международную валютную систему для обеспечения стабильности обменного курса и поощрять членов к устранению валютных ограничений, которые препятствуют торговле.

После краха Бреттон-Вудской системы фиксированных обменных курсов в 1971 году страны могут свободно выбирать свое валютное соглашение. Нефтяные шоки происходят в 1973–74 и 1979 годах, и МВФ вмешивается, чтобы помочь странам справиться с последствиями.

В 1980-х годах нефтяные шоки приводят к международному долговому кризису, и МВФ помогает координировать глобальные ответные меры.

В 1990-х годах МВФ играет центральную роль в оказании помощи странам бывшего советского блока в переходе от централизованного планирования к рыночной экономике.

На сегодняшний день МВФ занимается сбором и обработкой статистических данных по вопросам международных платежей, денежного обращения, инфляции, государственных финансов, величины валютных резервов, валютных ресурсов и др. Страны-участники должны следовать уставу МВФ, который обязывает при получении кредитов давать информацию о состоянии экономики страны, золотовалютных резервов и т.п. Кроме этого, страна, взявшая кредит, должна выполнять рекомендации МВФ по улучшению своей экономики.

Основная цель МВФ состоит в обеспечении стабильности международной валютно-финансовой системы, системы обменных курсов и международных расчетов, которая позволяет странам (и их гражданам) вести операции друг с другом.


Согласно Уставу, определяющими задачами МВФ являются:

  • поддержание сбалансированного развития торговых отношений;
  • развитие международных отношений в денежно-кредитной сфере;
  • снижение влияния внешних дисбалансов;
  • помощь в создании многосторонней системы расчетов;
  • обеспечение стабильности курсов валют;
  • устранение валютных ограничений;
  • помощь в ликвидации диспропорций платёжного баланса за счет временного предоставления финансовых средств.

Данные цели достигаются благодаря четкой организации, на которой держится весь функционал МВФ.

1.2. Организационная структура и финансирование Международного валютного фонда

МВФ имеет управленческую команду и 17 департаментов, которые выполняют политическую, аналитическую и техническую работу.

Главный руководящий орган МВФ – Совет управляющих, в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем. Как правило, это министры финансов или руководители центральных банков.

В обязанности Совета входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда:

  • выборы исполнительных директоров;
  • прием и исключение стран-членов;
  • внесение изменений в Статьи Соглашения;
  • определение и пересмотр их долей в капитале.

В МВФ придерживаются принципу «взвешенного» количества голосов: возможность стран-членов оказывать воздействие на деятельность Фонда с помощью голосования определяется их долей в его капитале. Каждое государство имеет 250 «базовых» голосов вне зависимости от величины его взноса в капитал и дополнительно по одному голосу за каждые 100 тыс. СДР суммы этого взноса. Такой порядок дает решающее большинство голосов ведущим государствам.

СДР – дополнительный международный резервный актив, с установленным обменным курсом и сформированный МВФ в 1969 году для пополнения официальных резервов стран-членов. До настоящего времени членам было выделено 204,2 млрд СДР (что эквивалентно примерно 291 млрд долларов США), в том числе 182,6 млрд СДР, выделенных в 2009 году в связи с глобальным финансовым кризисом.

Несмотря на некоторое сокращение удельного веса голосов США и ЕС, они по-прежнему вправе налагать вето на ключевые решения Фонда, принятие которых требует максимального большинства (85%). Это означает, что США вместе с ведущими западными государствами имеют возможность осуществлять контроль над процессом принятия решений в МВФ и направлять его деятельность исходя из своих интересов.


Что касается развивающихся стран, то при наличии скоординированных действий они также в состоянии не допускать принятия не устраивающих их решений. Однако достичь согласованности большому числу разнородных стран сложно.

Важную роль в организационной структуре МВФ играет Международный валютный и финансовый комитет (далее – МВФК), который состоит из 24 управляющих МВФ, в том числе от России, и собирается дважды в год на сессии. Этот комитет является совещательным органом Совета управляющих, не имеющим полномочий для принятия директивных решений. Тем не менее, он выполняет важные функции:

  • направляет деятельность Исполнительного совета;
  • вырабатывает стратегические решения, относящиеся к функционированию мировой валютной системы и деятельности МВФ;
  • дает Совету управляющих предложения о внесении поправок в Статьи Соглашения МВФ.

Аналогичную роль играет также Комитет по развитию – Объединенный министерский комитет Советов управляющих ВБ и Фонда. Совет управляющих передает многие свои полномочия Исполнительному совету, то есть директорату, который несет ответственность за ведение дел МВФ, включающих широкий круг политических, оперативных и административных вопросов. Исполнительный совет МВФ выбирает на пятилетний срок директора – распорядителя. Он должен быть представителем одной из европейских стран.

Организационная структура МВФ представлена на рисунке 1.1.

Рисунок 1.1 – Организационная структура МВФ

Основным источником финансовых ресурсов МВФ являются квоты государств-членов организации, которые в целом отражают относительное положение государств-членов в мировой экономике.

При вступлении страны в члены МВФ для нее устанавливается первоначальная квота в том же диапазоне, что и квоты существующих государств-членов, которые в целом сопоставимы с ней по масштабам и характеристикам экономики. МВФ использует формулу расчета квот для содействия оценке относительного положения государства-члена в организации.

Действующая формула расчета квот представляет собой средневзвешенное значение ВВП (с весом 50 процентов), открытости (30 процентов), экономической изменчивости (15 процентов) и международных резервов (5 процентов). Для этой цели ВВП измеряется с помощью составного показателя ВВП на основе рыночных обменных курсов (с весом 60 процентов) и на основе обменных курсов по паритету покупательной способности (40 процентов). Эта формула также включает «коэффициент сжатия», уменьшающий дисперсию расчетных долей квот между государствами-членами.