Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности (Организационная структура и финансирование Международного валютного фонда).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Квоты выражаются в СДР, расчетной единице МВФ. Крупнейшим государством-членом МВФ являются США, квота которых в настоящее время (по состоянию на 25 января 2016 года) составляет 42,1 млрд СДР (примерно 58 млрд долл.), а наименьшим по размеру — Тувалу, с квотой 1,8 млн СДР (примерно 2,5 млн долларов).

Условия для реализации увеличения квот, решение о котором было принято в рамках 14-го общего пересмотра квот, были выполнены 26 января 2016 года. В результате квоты каждого из 188 государств-членов МВФ увеличатся в совокупности до 477 млрд СДР (приблизительно 659 млрд долл. США) с приблизительно 238,5 млрд СДР (примерно 329 млрд долл. США).

Организационная структура МВФ постоянно развивается из-за функций МВФ и целевых установок, которые определяются преобразованием мировой экономики и международных валютно-финансовых отношений.

1.3 Функции Международного валютного фонда

Как отмечалось ранее, МВФ консультирует страны-члены по вопросам экономической и финансовой политики, которая способствует стабильности, снижает уязвимость к кризисам и стимулирует устойчивый рост и высокий уровень жизни. Он также следит за глобальными экономическими тенденциями и событиями, которые влияют на здоровье международной валютно-финансовой системы, и способствует диалогу между странами-членами о региональных и глобальных последствиях их политики. В дополнение к этим мероприятиям по надзору МВФ оказывает техническую помощь, чтобы помочь укрепить институциональный потенциал членов и предоставляет им ресурсы для содействия корректировке в случае кризиса платежного баланса.

МВФ помогает странам осуществлять разумную и надлежащую политику посредством своих ключевых функций:

  • надзор;
  • техническая помощь;
  • кредитование.

1.3.1 Надзор

Основной обязанностью МВФ является наблюдение за международной валютной системой и мониторинг экономической и финансовой политики его 189 стран-членов. Эта деятельность известна как «надзор». В рамках этого процесса, который происходит на глобальном, государственном и региональном уровнях, МВФ выявляет потенциальные риски для стабильности и рекомендует соответствующие корректировки политики, необходимые для поддержания экономического роста и содействия финансовой и экономической стабильности.


Бдительный мониторинг со стороны МВФ имеет важное значение для выявления рисков стабильности и роста, которые могут потребовать принятия корректирующих мер политики. Кроме того, международное сотрудничество в этих условиях имеет решающее значение в современной глобальной экономике, в которой проблемы или политика одной страны могут повлиять на многие другие. Членство в МВФ, в которое входят все страны мира, кроме нескольких, может способствовать этому сотрудничеству. Мониторинг МВФ включает двусторонний надзор, ориентированный на отдельные страны-члены, так и многосторонний надзор или наблюдение за глобальной экономикой.

Мониторинг МВФ обычно включает ежегодные визиты в государства-члены организации. Во время этих визитов сотрудники МВФ привлекают представителей правительства и центрального банка к обсуждению рисков для внутренней и глобальной стабильности. Эти обсуждения сосредоточены на обменном курсе, денежно-кредитной, налоговой и регуляторной политике, в дополнение к макро-критическим структурным реформам. Сотрудники МВФ также пытаются встретиться с другими заинтересованными сторонами, включая членов законодательного органа и представителей деловых кругов, профсоюзов и гражданского общества. Всесторонние обсуждения с самыми различными группами позволяют лучше оценить экономическую политику и перспективы каждой страны.

По завершении своей оценки сотрудники МВФ представляют Исполнительному совету доклад для обсуждения. Затем мнения Совета по докладу сообщаются властям страны, что завершает процесс, известный как консультация в соответствии со Статьей IV. По большинству государств-членов доклад персонала и мнения Исполнительного совета резюмируются в пресс-релизе, и в дальнейшем доклад персонала публикуется.

МВФ также отслеживает региональные и глобальные экономические тенденции и анализирует влияние политики государств-членов на соседние страны и мировую экономику. А также выпускает периодические отчеты об этих тенденциях. Например, работа «World Economic Outlook Reports» содержит подробный анализ мировой экономики и ее перспектив роста, затрагивая такие вопросы, как макроэкономические последствия глобальных финансовых потрясений, особенно те, которые могут возникнуть в результате экономической, фискальной и денежно-кредитной политики крупных экономик, таких как США, Китай и зона евро. Доклад «Global Financial Stability Reports» оценивает глобальные рынки капитала и финансовые дисбалансы, а также уязвимости, которые создают потенциальные риски для финансовой стабильности. «Fiscal Monitor Reports» приводятся последние среднесрочные фискальные прогнозы и оценки событий в государственных финансах. МВФ также публикует региональные экономические отчеты, которые приводят подробный анализ основных регионов мира.


МВФ тесно сотрудничает с другими группами, включая «Группу двадцати» промышленно развитых стран и стран с формирующимся рынком, и с 2009 года поддерживает ее усилия по поддержанию международного экономического сотрудничества посредством процесса взаимной оценки. МВФ анализирует политику государств, чтобы определить, насколько они соответствуют задачам устойчивого и сбалансированного глобального роста. Дважды в год МВФ выпускает «Глобальную программу мер экономической политики», в котором сводятся воедино основные выводы и рекомендации по вопросам политики из докладов МВФ, составляемых на многосторонней основе, и определяется будущая программа мер экономической политики Фонда и его государств-членов.

1.3.2 Техническая помощь

МВФ предоставляет техническую помощь, проводя обучение кадров для содействия странам-членам в укреплении их потенциала для разработки и проведения эффективной политики, включая такие сферы, как налоговая политика и налоговое администрирование, управление расходами, денежно-кредитная и курсовая политика, надзор за банковской и финансовой системой и ее регулирование.

Сильные экономические институты способствуют эффективной политике, которая ведет к экономической стабильности и росту. Вот почему на протяжении более 50 лет МВФ оказывает техническую помощь и проводит обучение центральным банкам, министерствам финансов, налоговым органам и другим экономическим институтам. Это помогает странам увеличить государственные доходы, модернизировать банковские системы, разработать прочную правовую базу, улучшить управление и улучшить представление макроэкономических и финансовых данных.

Данный функционал МВФ осуществляется по запросам – по инициативе государств-членов – и поддержка предоставляется всем 189 странам-членам организации. Развитие профессионального и организационного потенциала в стране помогает правительству проводить более эффективную политику, что ведет к более высоким экономическим показателям. В 2016 финансовом году развивающиеся страны с низкими доходами получили примерно половину всех технических рекомендаций МВФ, по сравнению с примерно 40 процентами рекомендаций, предоставленных странам с формирующимся рынком и странам со средними доходами, на которые пришлась наибольшая часть ориентированной на экономическую политику подготовки кадров.

Действия МВФ по развитию технической помощи направлены на:


  • налогово-бюджетную политику;
  • правовую основу;
  • денежно-кредитный и финансовый сектор;
  • статистику.

Также МВФ проводит мониторинг профессионального и организационного развития, которая дополняется общей системой оценки, призванной расширить возможности по измерению и сопоставлению результативности различных видов технической помощи и подготовки кадров в МВФ.

Оценка поможет определить, например, степень, в которой техническая помощь повысила макроэкономическую стабильность, системы управления государственными финансами, качество экономической статистики и финансовое управление. Точно так же это поможет определить, повлияло ли обучение на повышение эффективности работы государственных чиновников и их способность анализировать экономические изменения и оценивать эффективность политики.

1.3.3 Кредитование

Даже лучшая экономическая политика не может полностью искоренить нестабильность или предотвратить кризисы. Если страна сталкивается с кризисом платежного баланса, МВФ может предоставить финансовую помощь для поддержки программ политики, которые позволят устранить основные макроэкономические проблемы, ограничить сбои как в отечественной, так и в мировой экономике и помочь восстановить доверие, стабильность и рост. МВФ также предлагает предохранительные кредитные линии для стран, имеющих прочные экономические основы для предотвращения кризисов.

Кредитование МВФ направлено на то, чтобы предоставить странам возможность для упорядоченного осуществления политики корректировки, которая восстановит условия для стабильной экономики и устойчивого роста. Эта политика будет варьироваться в зависимости от обстоятельств страны. Например, стране, сталкивающейся с внезапным падением цен на основные экспортные товары, может потребоваться финансовая помощь при осуществлении мер по укреплению экономики и расширению ее экспортной базы. Страна, страдающая от серьезного оттока капитала, может нуждаться в решении проблем, которые привели к потере доверия инвесторов - возможно, процентные ставки слишком низкие; дефицит бюджета и объем задолженности растут слишком быстро; или банковская система неэффективна или плохо регулируется.

В отсутствие финансирования МВФ процесс корректировки для страны может быть более резким и сложным. Например, если инвесторы не желают предоставлять новое финансирование, у страны не будет иного выбора, кроме как скорректироваться, часто через болезненное сжатие государственных расходов, импорта и экономической активности. Финансирование МВФ способствует более постепенной и тщательно продуманной корректировке. Поскольку кредитование МВФ обычно сопровождается рядом корректирующих мер политики, оно также обеспечивает одобрение того, что соответствующие политики осуществляются.


Объем кредитов, предоставленных МВФ, с течением времени претерпевал значительные колебания. Как за нефтяным шоком 1970-х годов, так и за долговым кризисом 1980-х годов последовало резкое увеличение кредитов МВФ. В 1990-х годах процесс перехода в Центральной и Восточной Европе и кризисы в странах с формирующимся рынком привели к новым всплескам спроса на ресурсы МВФ. Глубокие кризисы в Латинской Америке и Турции поддерживали высокий спрос на ресурсы МВФ в 2000-х годах. Кредитование МВФ вновь стало увеличиваться с конца 2008 года после мирового финансового кризиса.

По получении просьбы государства-члена ресурсы МВФ обычно предоставляются в рамках «договоренности о кредитовании», которая в зависимости от применяемого инструмента кредитования может определять конкретные меры экономической политики и действия, которые страна соглашается осуществить для решения своей проблемы с платежным балансом. Программа экономической политики, лежащая в основе договоренности, разрабатывается страной на основе консультаций с МВФ и в большинстве случаев представляется Исполнительному совету Фонда в «Письме о намерениях» и более подробно излагается в прилагаемом «Меморандуме о договоренности». Как только Совет утверждает договоренность, ресурсы МВФ обычно выделяются долями поэтапно по мере реализации программы. Некоторые договоренности обеспечивают странам с очень высокими экономическими показателями единовременный немедленный доступ к финансовым ресурсам МВФ и, следовательно, не требуют конкретного согласования требований в отношении мер экономической политики.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что МВФ стал главным звеном в системе регулирования мировой экономики и является специализированной организацией ООН, которая обеспечивает стабильность валютно-кредитных отношений на национальном уровне, взаимодействие стран друг с другом и устраняет возникновение кризисных ситуаций, а также контролирует уровень инфляции и ситуацию на валютном рынке[1].

2. Деятельность Международного валютного фонда