Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности (Организационная структура и финансирование Международного валютного фонда).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.1 Роль Международного валютного фонда в регулировании валютно-финансовых отношений

МВФ осуществляет контроль и наблюдение за соблюдением Устава членами организации. Устав фиксирует основные структурные принципы мировой валютной системы.

  1. МВФ участвует в уменьшении роли золота в мировой валютной системе.

По III статье Устава МВФ каждая страна при вступлении в организацию вносит взнос в СДР, либо 10% официальных золотодолларовых резервов. Страны имели право применять запасы золота для пополнения валютных ресурсов, это увеличивало ликвидность капитала МВФ.

В данном вопросе целью МВФ является не допускать регулирования или установления цены золота на рынке, то есть применение его как обыкновенного рыночного товара.

МВФ провел операции с золотом с центральными банками, для финансирования помощи бедным странам, с целью привлечения ресурсов. После реализации ряда таких сделок золото возвращалось МВФ в погашение кредитов соответствующих стран.

Официальные золотые запасы государств и международных организаций остаются ликвидным активом и резервным фондом мировых денежных средств, не смотря на дальнейшее внесение положений, которые были направлены на вытеснение золота из мировой валютной системы.

  1. МВФ создает ликвидные средства путем выпуска СДР (специальные права заимствования). СДР предусмотрен для пополнения официальных валютных резервов, погашения платежного баланса.

Регулирующая роль МВФ состоит в предоставлении возможности приобретения странам необходимой им валюты в обмен на СДР, контролируемый соблюдением лимитов операций. Страны обязаны использовать СДР в обмен на конвертируемую валюту в пределах двойной суммы ее лимита в СДР.

СДР могут применяться для ассортимента взаимных операций со всеми владельцами актива по взаимному согласию.

  1. МВФ выполняет межгосударственное регулирование режима валютных курсов. Прежде, МВФ контролировал выполнение соотношений золота и валюты, функционировал изменения и вносил поправки. Сейчас же, МВФ предоставляет странам выбор режима валютного курса:
  • Плавающий, связанный с ограничениями курса;
  • Фиксированный, связанный с привязкой к одной из национальных валют СДР, либо валютной корзине.

Страны должны сотрудничать с МВФ и иными государствами, для реализации управления валютных механизмов и сохранения стабильности валютных курсов.

Нормы при проведении политики валютного курса:


  • Не позволять манипулирования мировой валютной системой и валютными курсами, которое направленно на замедленнее перестройки платежного баланса.
  • Применять валютные вмешательства для торможения колебаний рыночного валютного курса.
  • Не санкционировать конкурентного обесценивания валют.
  1. Исключение валютных ограничений. Устав координирует режим валютных операций и функционирование валютных рынков, обязует
    стран-членов не пользоваться множеством валютных курсов и не внедрять без согласия МВФ ограничения на выполнение платежей по операциям платежного баланса.

МВФ непрерывно достигает от участников устранения валютных ограничений, но часть стран не конвертирует свои валюты. Россия взяла на себя обязательство ввода официального единого валютного курса, вместе со всплывающими обязательствами.

МВФ принципиально сохраняет правило на отмену ограничений международного движения капитала, несмотря на все трудности.

  1. МВФ предоставляет кредиты и оказывает посреднические услуги, участвуя в управлении международных валютно-кредитных отношений. Осуществляет функции координатора международного кредитования и выступает гарантом платежеспособности стран-должников.

МВФ нередко выступает как посредник в частных коммерческих банках, содействуя получению прибыли и распространению их кредитной деятельности. Предоставленный МВФ кредит понимается как гарант платежеспособности государства и вызывает доверие у международных организаций. Предоставленный кредит открывает разнообразие возможностей, например, как привлечение крупных сумм на мировом рынке и отсрочка погашения долгов. Если МВФ отказывает стране в кредите, то автоматически закрывает все эти приоритеты. Таким образом, происходит согласование кредитной политики МВФ и главных кредиторов.

В случае финансового кризиса МВФ вырабатывает стратегию по основным направлениям:

  • Внесение условий о коллективных действиях в контракты – разрешают эмитенту и квалифицированным держателям облигаций получать обязательные для всех держателей данных решения. Такие убеждения должны не допускать несогласованных действий остальных держателей ценных бумаг.
  • Попытки формирования механизма реструктурирования суверенного долга – такой механизм предполагал образование законодательных рамок для управления процесса. Такая идея сорвалась, вместо этого заемщики и их кредиторы соблюдали добровольные правила поведения.

  1. МВФ выполняет наблюдение за макроэкономической политикой стран-участниц, непрерывный надзор и состояние мировой экономики.

Он комплектует информацию, относящую к отдельным странам и мировым хозяйственным процессам. Собираемые данные включают в себя информацию денежного обращения стран, состояние платежного баланса, динамику экономического роста и цен, позднее они подвергаются аналитической обработке.

МВФ имеет наблюдения за валютной и макроэкономической политикой в двух вариантах:

  • Обсуждение доклада «Мировой экономический обзор» - такой способ показывает анализ глобальной экономической ситуации на многосторонней перспективе.
  • Консультации с правительственными учреждениями стран-членов.

МВФ устанавливал перед собой задачи, как совершенствование хозяйственных структур и увеличение прозрачности государственных бюджетов, и др. Фонд стал значительнее уделять внимание на институционные и структурные изменения.

МВФ работает с иными мировыми финансовыми институтами, оказывая странам различную техническую помощь и содействие в профессиональной подготовке кадров.

На сегодняшний день главным инструментом наблюдения финансовых систем стран является оценка финансового сектора. МВФ принимает участие в борьбе с финансированием терроризма и легализацией преступных доходов.

МВФ за все свое время деятельности стал универсальной организацией. Унаследовал признание главного международного органа, регулирующего валютно-кредитные отношения, является центром международного кредитования и гарантирует платежеспособность стран. Фонд служит ключевым звеном системы регулирования мировой экономики, за свою историю он зарекомендовал себя, как многофункциональный мировой институт[2].

2.2 Проблемы в деятельности Международного валютного фонда

Любое государство, взаимодействующее с МВФ, должно гарантировать экономический рост в условиях разумной стабильности цен, стремиться способствовать стабильности за счет усилий, направленных на поддержу упорядоченных финансовых и экономических условий, также денежно-кредитной системы, которая не ведет к образованию непредвидимых сбоев и уклоняется от манипулирования обменными курсами.


В 2015 году Мировая экономика столкнулась с рядом внезапных проблем. МВФ продолжал оказывать особое внимание стимулированию экономического роста стран и укреплению их сотрудничества, Фонд претерпел ряд экономических изменений, которые требовали быстрой адаптации.

  1. Первой непредвиденной проблемой МВФ стало снижение цен на нефть. С сентября 2014 года по январь 2015 года падение больше чем наполовину проявило значительное воздействие на государства-члены. Для многих стран-членов падение цен оказалось благоприятным, так как оно содействовало экономическому росту в условиях нестабильной ситуации в мировой экономике. У стран-производителей нефти появилась надобность трудной корректировки. Эти события увеличили значение аналитической работы Фонда и его рекомендации по экономической политике.

Снижение цен на нефть было связано с ростом производства в государствах-членах – экспортеров нефти и значительной задержкой роста мирового спроса на нефть, преимущественно это сказывалось в Европе и Азиатско-Тихоокеанском регионе.

  1. Второй непредвиденной проблемой, с которой столкнулось МВФ в 2015 году – это болезнь лихорадки Эбола в Гвинее, Либерии и Сьерра-Леоне.

Распространение лихорадки повергло к заражению больше 26 тысяч человек и смерти больше 10,5 тысяч человек. МВФ быстро принял все необходимые меры для правительств трех государств в ответ на кризис и возвращение экономики к росту. Фонд выделил более 400 млн долл. США для покрытия значительно новых нужд в финансировании.

МВФ незамедлительно предоставил помощь этим трем странам, пострадавшим от Эболы для преодоления кризиса по нулевым процентным ставкам в размере 309 млн. долл. США. В 2015 году Гвинее, Либерии и Сьерра-Леоне было распределено 95 млн. долл. США в виде грантов на облегчение задолженности, для уменьшения давления на их платежные балансы.

МВФ на протяжении болезни продолжал сотрудничать с официальными органами каждой страны, когда кризис начал снижаться, переговоры переключились на длительную перспективу стремительного восстановления экономического роста.

  1. Третьей непредвиденной проблемой МВФ была проблема содействия Украины, преодолевающей сложные финансовые и экономические условия. Содействие Украины началось с того, что Исполнительный совет МВФ принял 11 марта 2015 года соглашение с Украиной на 4 года на сумму 17,5 млрд. долл. с немедленным выделением
    5 млрд. долл. США.

МВФ поставил непростые цели:

  • Вывести экономику из кризиса;
  • Восстановить внешнеэкономическую устойчивость;
  • Поддерживать экономический рост, для проведения структурных реформ;
  • Оградить слабых граждан страны.

Украина принимала участие в нескольких программах, содействующих МВФ. В 1991 году после получения независимости ни одна программа не достигла цели проведения реформ. Программа 2010 года закончилась провалом, после этого макроэкономические проблемы Украины усилились. Издержки и зарплаты производства резко увеличивались, в то время, как производительность оставалось неизменной. В итоге, конкурентоспособность понизилась настолько, что экономика перестала расти, а экспорт не увеличивался.

Новое правительство, пришедшее к власти в феврале 2014 года начало программу обеспечения финансовой и макроэкономической стабильности. После вооруженного конфликта на востоке страны ситуация усугубилась. ВВП сократился на 14,8%, необходимость в дополнительном финансировании резко увеличилась. Валютный рынок был расшатан, банки испытывали стресс.

Правительство приняло комплексную программу, для поддержания нового финансирования от МВФ. Первой мерой такой программы стала поддержание финансов Украины. В 2015-2018 гг. она гарантировала потребности Украины во внешнем финансировании, которые составляют примерно 40 млрд. долл. США, наравне с международной помощью и операцией по реструктуризации задолженности.

Начиная с введения гибкого обменного курса, следующим стадией являлось возобновление роста посредством восстановления конкурентоспособности. Для возобновления роста кредита начали восстановление банковской системы за счет изменения структуры капитала ликвидности.

Для устойчивого роста, который может увеличить уровень жизни до уровня соседних с Украиной стран, является важная потребность принятия решительных мер для устранения структурных препятствий. Также прозрачность, реформа системы налогового администрирования, усовершенствование управления реформ государственных предприятий и государственных финансов. Борьба с коррупцией велась с поддержкой укрепления законодательства, мер по увеличению эффективности судебных органов и действий по ущемлению влияния заинтересованных групп в Украине, которые могли привести к искажению в экономике.

Официальные органы Украины совершили эффективные действия для решения укоренившихся вопросов и разрыва с прежними недопустимыми мерами в политике. Международное сообщество и МВФ содействуют проведению Украиной программы реформ.

Исходя из вышеизложенного, в период нестабильного развития мировой экономики на сегодняшний день следует сотрудничать государствам с МВФ в целях притока финансовых ресурсов в страны с различным уровнем доходов, устранения проблем внешней задолженности этих стран, предотвращения увеличения задолженности до недопустимого уровня и содействие возвращения вывезенного капитала[3].