Файл: Финансовая политика и ее реализация в РФ (Понятие, сущность, цели и задачи финансовой политики РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Собственно осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

Естественно, что прямое влияние финансовой политики на экономику начинается лишь на третьем этапе, но определяется оно содержанием двух предыдущих ступеней. Однако такой механизм верен только частично, так как не учитывает все возможности финансового регулирования[4].

Основными условиями эффективности функционирования финансового механизма являются:

  • объективная обоснованность финансового механизма, который должен быть сформирован с учетом объективных закономерностей развития экономики государства. Только при таком условии использование элементов финансового механизма может обеспечить экономическую стабильность, сбалансированность бюджетов всех уровней, эффективное ведение финансово-хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования, социальную защиту и благосостояние населения;
  • соответствие условиям развития экономики и методам хозяйствования. В условиях централизованной плановой экономики использовался только директивный финансовый механизм, обеспечивающий организацию финансовых отношений, распределение и использование финансовых ресурсов в интересах государства. В настоящее время с переходом к рыночным основам функционирования экономики используется иной механизм организации финансовых отношений, предполагающий широкое применение разнообразных инструментов финансового регулирования и стимулирования экономического развития: налоговый механизм строится с учетом не только его фискальной функции, но также способствует регулированию и стимулированию отдельных видов деятельности и отраслей экономики; механизм социального страхования способствует смягчению негативного воздействия элементов рыночной экономики путем финансового обеспечения реализации государственных социальных гарантий нетрудоспособным и малоимущим слоям населения; бюджетный механизм характеризуется использованием принципиально новых методов мобилизации и форм использования бюджетных средств, принципов бюджетного планирования и финансирования, методов осуществления финансового контроля;
  • связь финансового механизма с факторами производства и экономическими интересами субъектов финансовых отношений: использование элементов финансового механизма должно способствовать удовлетворению потребностей всех участников общественного воспроизводства в финансовых ресурсах, достижению их устойчивого развития и реального экономического эффекта от проводимых финансовых операций;
  • взаимосвязь составных элементов финансового механизма, их взаимное регулирование, которое в конечном итоге определяет последовательность осуществления финансовых операций, состав субъектов финансовых отношений, порядок их организации на практике.

Соблюдение указанных требований и подходов к организации и функционированию финансового механизма является залогом его успешного использования в ходе управления финансами на централизованном и децентрализованном уровнях[5].

Финансовый механизм классифицируют по различным признакам. Финансовый механизм подразделяется на:

  • Директивный – как правило, разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса финансовое планирование.
  • Регулирующий – государством детально разрабатывается вся система организации финансовых отношений, обязательная для всех его участников. В ряде случаев директивный финансовый механизм может распространяться и на другие виды финансовых отношений, в которых государство непосредственно не участвует.

В свою очередь, регулирующий финансовый механизм определяет основные правила игры в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях. В этом случае государство устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов и других обязательных платежей, а предприятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов, порядок их образования и направления использования.

Государственное устройство Российской Федерации предопределило наличие двух звеньев в финансовом механизме, а именно финансовый механизм РФ и финансовый механизм муниципальных образований. Данная классификация с точки зрения закона регламентирована Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ и Налоговым кодексом РФ, которые предусматривают компетенцию органов государственной власти и органов местного самоуправления в области финансов[6].

Перейдем к рассмотрению типов и видов финансовой политики РФ.

1.3. Типы и виды финансовой политики РФ

На протяжении всей истории развития мирового хозяйства развивалась и финансовая политика. В экономической науке выделяют следующие типы финансовой политики:


  • До конца 20-х гг. прошлого столетия основным типом финансовой политики большинства стран был классический ее вариант.

Классическая – авторы Адам Смит и Давид Рикардо. Основное направление такой политики – это невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как регулятора хозяйственных процессов.

Следствием этого было ограничение государственных расходов и налогов, обеспечение условий для формирования и исполнения равновесного (сбалансированного) бюджета.

Система управления финансовой деятельностью была проста и сосредотачивалась, как правило, в одном органе управления – Министерстве финансов (Казначействе).

К сожалению, авторы слишком идеализировали роль рыночных механизмов и недооценивали значения государства для обеспечения общественных потребностей и социальных гарантий.

  • Переход к регулирующей финансовой политике в западных странах осуществлялся в конце 20-х гг. прошлого столетия, когда обострился весь комплекс экономических, политических и социальных проблем большинства государств.

Регулирующая финансовая политика (автор Дж. Кейнс) – это вмешательство и регулирование государством циклического развития экономики.

В основе регулирующей финансовой политики лежит экономическая теория Кейнса: государство должно осуществлять вмешательство в циклическое развитие экономик с помощью определенных финансово-кредитных инструментов (бюджета, налогов, процентных ставок и др.)

По мнению автора, одной из главных задач финансовой политики является обеспечение полной занятости населения.

Наряду с традиционными задачами ставилась цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений для обеспечения полной занятости населения.

Основной инструмент вмешательства в экономику – государственные расходы. В связи с этим главным механизмом регулирования становятся налоги (налог на доходы физических лиц, обеспечивающий изъятие у экономических субъектов доходов); государственный кредит, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования.

Изменяется система управления финансами: вместо одного органа (Министерства финансов) возникает несколько специализированных органов. Выделяются отдельные службы, занимающиеся планированием бюджета и бюджетных расходов, их финансированием, контролем за поступлением налогов, управление государственным долгом.


  • Планово-директивная финансовая политика (авторы - В.И. Ленин, М.И. Бухарин), она активно внедрялась в условиях административно-командной экономической системы в странах социализма.

Основана на системе директивных планово-распределительных функций государства и направлена на жесткое выполнение плановых показателей развития экономики. Перераспределение денежных средств в системе государственных финансов и государственных предприятий происходит в строгом соответствии с планом. Это вызывает жесткую централизацию и перераспределение через бюджет значительной части финансовых ресурсов, создаваемы в экономике. Данная политика ориентирована на внутренние финансовые ресурсы страны без участия международного капитала.

Цель директивной финансовой политики – обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.

Планово-директивная политика проводилась почти во всех странах бывшего социалистического лагеря.

С 1991 г. в нашей стране стала проводиться принципиально новая финансовая политика, которая базируется на использовании элементов рыночного механизма и системе государственного регулирования экономики.

Финансовая политика охватывает значительную область влияния и решает многообразные проблемы. поэтому в рамках единой финансовой политики выделяют несколько ее видов. Таковыми являются:

  1. Бюджетная политика государства основывается на Конституции РФ,

Бюджетном кодексе, других законодательных актах, определяющих форму бюджетного устройства страны и регламентирующих весь бюджетный процесс.

Она выражается в структуре расходной части бюджета, в распределении:

  • расходов между бюджетами разных уровней, в источниках и способах;
  • покрытия бюджетного дефицита͵ в формах и методах управления;
  • государственным долгом. От характера решения этих вопросов зависит;
  • социально-экономическая направленность бюджетной политики, тип;
  • построения модели бюджетного федерализма в государствах с федеративным устройством.

2. Налоговая политика находит свое воплощение в построении той или иной налоговой системы. Она включает в себя совокупность принципов, влияющих на состояние экономики страны, а также определяет выбор состава налогов, размера их ставок, льгот и санкций по каждому виду налогов.

Одновременно устанавливаются меры конфискационной или стимулирующей направленности как налоговой системы в целом, так и отдельных налогов. Она должна строиться на компромиссе интересов государства и налогоплательщиков – физических и юридических лиц. Налоговая политика направлена на создание приемлемых для государства и участников рынка условий налогообложения, обеспечивающих улучшение финансового положения реального сектора экономики.


3. Ценовая политика государства выражается в корректировке цен и тарифов на монопольные товары и услуги. Рост цен на товары и услуги этих отраслей (недра, земля, водные пространства, железные дороги, нефтепроводы и газопроводы) приводит к повышению цен во всех остальных секторах хозяйства. Ценовая политика является важнейшим фактором регулирования экономики. От величины тарифов на транспорт и электроэнергию, а также цен на сырье фактически зависят цены на всю совокупность товаров и услуᴦ.

  1. Таможенная политика представляет собой совокупность налоговой и ценовой политики, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок импортных товаров и услуг и поощряя либо сдерживая экспорт и импорт товаров и услуг из страны. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, она во многом предопределяет распределительные процессы не только между хозяйствующими субъектами и государством, но и между хозяйствующими субъектами, а также отраслями, регионами. Сегодня она во многом зависит от бюджетной политики, направленной не увеличение сбора таможенных платежей.
  2. Инвестиционная политика связана с создание условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций в реальный сектор экономики.

Инвестиционная политика, как часть финансовой политики государства, реализуется на разных уровнях государственного управления и управления финансами хозяйствующих субъектов.

  1. Кредитно-денежная политика представляет собой часть социально- экономической политики государства, направленной на борьбу с инфляцией, безработицей и обеспечения стабильных темпов экономического развития.
  2. Социальная политика связана с решением задач финансового обеспечения прав граждан Росси, установленных в конституции РФ и охватывает сферы: пенсионную, миграционную, финансовой помощи отдельным социальным группам населения и др.
  3. Политика в области международных финансов направлена на защиту интересов государства и содействие роста авторитета страны, участия в деятельности международных организаций, принимая участие в формировании финансовых фондов этих организаций и в формировании совместных программ. Задачи политики в области международных финансов: интеграция России в мировую финансовую систему; вступление в ВТО и другие международные объединения; укрепление позиций России в МВФ и Мировом банке реконструкции и развития; повышение устойчивости курса рубля по отношению к иностранной валюте[7].