Файл: Финансовая политика и ее реализация в РФ (Понятие, сущность, цели и задачи финансовой политики РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Финансовая политика – составная часть экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования, и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.

Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.

Тема курсовой работы является актуальной, поскольку надежная финансовая система является стержнем в развитии и наилучшем функционировании рыночной экономики, необходимым условием роста, и стабильности экономики в целом. Такая система является фундаментом, мобилизующей и распределяющей сбережения общества, облегчающей его повседневные операции. Отсюда следует, что структурный переход в основном централизованно планируемой и контролируемой экономики к рыночной включает в себя многие элементы, самое главное – создать надежную финансовую систему. Только после такого процесса, создания такой надежной финансовой системы, могут успешно развиваться рынки денег и капитала, в особенности первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.

Целью данной работы является, раскрытие сущности финансовой политики, а также её значения для государства.

Для достижения цели были решены следующие задачи:

  1. Раскрыть понятие, сущность, цели и задачи финансовой политики РФ;
  2. Рассмотреть механизм реализации финансовой политики РФ;
  3. Рассмотреть типы и виды финансовой политики РФ;
  4. Раскрыть особенности финансовой политики РФ на современном этапе;
  5. Проанализировать финансовую политику в РФ за 2016-2018 гг.;
  6. Рассмотреть основные направления и пути развития финансовой политики РФ на 2018-2019 гг.

Объектом исследования является финансовая политика Российской Федерации.

Предмет исследования – финансовая политика и ее реализация в РФ.

Теоретическая значимость исследования состоит в выявлении сущности финансовой политики РФ и в выявлении механизма реализации финансовой политики.

Практическая значимость исследования состоит в выявлении особенностей финансовой политики и путей развития в современных условиях.


Научная новизна исследования заключается в рассмотрении направлений финансовой политики на 2018-2019 гг.

Методологической основой работы послужили результаты исследований по данным проблемам авторов, таких как Подъяблонская Л.М., Сенчагов В.К., Поляк Г.Б., Конституция РФ, электронные ресурсы.

При написании курсовой работы использовались следующие методы: метод сравнения, горизонтальный анализ, графический метод и другие.

Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников и приложений.

Основная часть состоит из двух глав:

В первой главе мы рассматриваем теоретические основы финансовой политики и ее реализацию в РФ, которые далее мы будем анализировать.

Во второй главе мы анализируем современное состояние финансовой политики и ее реализацию в РФ.

Перейдем к рассмотрению теоретических основ финансовой политики и ее реализации РФ.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ В РФ

1.1. Понятие, сущность, цели и задачи финансовой политики РФ

История термина «финансы» прошла несколько этапов. По мнению Б.М. Сабанти (ссылка: Сабанти Б.М. Теория финансов. М.: Менеджер, 1998. С.42.), сегодня трудно назвать автора, который ввел бы в обиход этот термин. Первоначально считалось, что термин «финансы» возник в XIII – XV вв. в торговых городах Италии и значил в то время любой денежный платеж. Позднее в научной литературе с XVI по XIX вв. возникновение финансов, как полноценной системы организации финансовых отношений, стали относить к Средним векам и связывать с формированием государственных доходов и их расходованием.

Финансы формировались либо в виде натуральных повинностей или сборов в пользу государства, как общественного института. Из этого следует, что с помощью финансов формировались доходы и расходы государства. Менялась сфера участия государства в общественной жизни (дифференцировались расходы), увеличивалась или уменьшалась доля доходов общества в пользу государства, но продолжало существовать государство, как явление хозяйственной жизни, а вместе с ним и финансы, как способ содержания этого института.


Термин «финансы» получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и хозяйствующими субъектами, с одной стороны, и государством, с другой стороны, по поводу образования фондов денежных средств. Это означает, что термин «финансы» отражал:

  • Денежные отношения между двумя субъектами, то есть деньги были материальной основой существования и функционирования финансов;
  • Субъекты обладали разными правами в процессе этих отношений; один из них – государство – обладал особыми властными полномочиями;
  • В процессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств

В любом обществе государство использует финансы для осуществления своих функций и задач, достижения определённых целей. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика.

Различные авторы предлагают различные определения финансовой политики. Рассмотрим некоторые из них.

Согласно Л.М. Подъяблонской, финансовая политика – это определение целей и задач, на решение которых направляется процесс формирования, распределения и перераспределения валового внутреннего продукта для обеспечения финансовыми ресурсами воспроизводственного процесса и решения отдельных задач государства.

По мнению, В.К. Сенчагова, финансовая политика – это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений.

Как считает Г.Б. Поляк, финансовая политика – это комплекс мероприятий государства по использованию финансовых отношений, мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития.

Таким образом, государственная финансовая политика представляет собой часть социально-экономической политики государства по обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны[1].

В то же время финансовая политика выступает относительно самостоятельной сферой деятельности государства. Она имеет свое конкретное содержание, а также свои цели, задачи, объекты, формы и методы регулирования.

Содержание финансовой политики включает в себя широкий комплекс мероприятий:

  • разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей и главных задач;
  • создание адекватного финансового механизма;
  • управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Основными целями финансовой политики являются:

  • обеспечение устойчивого экономического роста;
  • эффективное использование государственных финансов;
  • обеспечение надежного и устойчивого функционирования кредитного и финансового рынка.

К основным задачам финансовой политики можно отнести:

  • обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
  • установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;
  • организацию регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
  • выработку инструментов финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;
  • создание эффективной и максимально деловой системы оперативного управления финансами.

Финансовая политика играет важную роль в развитии производительных сил и рациональном их размещении по территории страны. Она способствует обеспечению финансовыми ресурсами приоритетных экономических программ, сосредоточению средств на ключевых направлениях развития экономики, стимулированию роста эффективности производства, укреплению и развитию экономических связей со странами мира, обеспечивая условия для осуществления совместных мероприятий[2].

В зависимости от длительности периода и характера ее задач, финансовая политика подразделяется на:

  • финансовую стратегию – определяет направление, в котором должно происходить решение тактических задач;
  • финансовую тактику – путем применения эффективных способов организации финансовых связей позволяет с наименьшими потерями и затратами решать задачи, намеченные финансовой стратегией.

Важной составной частью финансовой политики является формирование финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление деятельности государства в области финансов. Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. К элементам финансового механизма относятся формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации и регулирования бюджетной сферы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

Рассмотрим механизм реализации финансовой политики РФ.


1.2 Механизм реализации финансовой политики РФ

Исходя из задач, поставленных перед финансовой политикой, ведущие экономисты разделяют последнюю на три вида:

  • Политика экономического роста – система финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости.

Реализация этой политики осуществляется тремя способами:

  1. Рост государственных расходов.
  2. Снижение уровня налогообложения.
  3. Политика дешевых денег.
  • Политика стабилизации – система финансовых мер, направленных на удержание объема выпуска продукции на достигнутом в стране уровне (регулирование и стабильное развитие предприятий).

Цель политики стабилизации состоит в сбалансированности производственного цикла. Это означает, что экономика должна функционировать как можно ближе к условиям полной занятости.

  • Политика ограничения деловой активности – система сдерживающих финансовых мер, направленных на снижение темпов роста реальных объемов ВВП по сравнению с достигнутым.

Применяется во времена экономического подъема для предотвращения кризиса перепроизводства.

Задача политики ограничения деловой активности: обеспечение реализации той или иной государственной программы соответствующими финансовыми ресурсами[3].

Если же правительство использует меры фискальной политики и политики государственных расходов, пытаясь удержать объем выпуска продукции на его типичном для рассматриваемой страны уровне и поддержать стабильность цен, то считается, что государством проводится политика стабилизации.

В свою очередь политика ограничения деловой активности, напротив, направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем, и применяется правительством в период подъема или бума, с целью избежания кризиса перепроизводства, и инфляции, возникающей вместе с избыточным спросом.

Механизм воздействия финансовой политики на хозяйство страны проводится в три этапа:

1. Выработка научно обоснованных концепций развития финансов, которая формируется на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа перспектив совершенствования производства и состояния потребностей населения.

2. Определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период, то есть выработка стратегии и тактики финансовой политики. Здесь, исходя из поставленных целей, учитывают возможности роста и падения финансовых ресурсов, а также внешние и внутренние политико-экономические факторы.