Файл: Финансовая политика и ее реализация в РФ (Понятие, сущность, цели и задачи финансовой политики РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, государственная финансовая политика представляет собой часть социально-экономической политики государства по обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны, и играет важную роль в развитии производительных сил, и рациональном их размещении по территории страны. Она способствует обеспечению финансовыми ресурсами приоритетных экономических программ, сосредоточению средств на ключевых направлениях развития экономики, стимулированию роста эффективности производства, укреплению и развитию экономических связей со странами мира, обеспечивая условия для осуществления совместных мероприятий.

2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ В РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

2.1 Особенности финансовой политики РФ на современном этапе

Современная финансовая политика является составной частью экономической политики Российской Федерации, основные цели и задачи которой разрабатываются и реализуются Президентом РФ, исполнительными органами государственной власти РФ и утверждаются законодательными органами государственной власти РФ в ходе рассмотрения и утверждения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год.

Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления строят финансовую политику на соответствующей территории с учетом целей и задач финансовой политики Российской Федерации. Поскольку именно финансовая политика на федеральном уровне является определяющей по отношению к политике, проводимой на региональном и местном уровнях, этот факт обусловливает необходимость рассмотрения ее особенностей на современном этапе.

Финансовая политика Российской Федерации в настоящее время определяется положениями Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, Бюджетного послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике в 2014-2016 годах».


В соответствии с перечисленными документами современная финансовая политика Российской Федерации нацелена на формирование финансовой основы для «перехода от экспортно-сырьевой модели к инновационному социально ориентированному типу экономического развития, создания необходимых предпосылок для поддержания в долгосрочном периоде высоких темпов экономического роста и макроэкономической стабильности» повышения благосостояния населения. Совокупность сложившихся вызовов и условий экономического развития определяет в качестве основной цели повышение конкурентоспособности российской экономики на основе интенсивного роста производительности труда.

В ее составе главное место отводится бюджетной политике, которая играет определяющую роль в формировании финансовой базы развития государства и обеспечении достойных условий жизни для его граждан.

В новых макроэкономических реалиях при формировании проектов бюджетов на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов для достижения среднесрочных целей бюджетной политики особое внимание следует уделить решению следующих основных задач.

  1. Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы как базового принципа ответственной бюджетной политики при безусловном исполнении всех обязательств государства и выполнении задач.
  2. Оптимизация структуры расходов федерального бюджета. Исчерпание возможностей для наращивания общего объема расходов федерального бюджета требует выявления резервов и перераспределения в пользу приоритетных направлений и проектов.
  3. Развитие программно-целевых методов управления. Государственные программы Российской Федерации должны стать ключевым механизмом, с помощью которого увязываются стратегическое и бюджетное планирование.
  4. Принятие решений, обеспечивающих долгосрочную сбалансированность и прозрачность пенсионной системы. Первоочередной задачей является принятие новой пенсионной формулы, которая должна обеспечивать не только поддержание покупательной способности пенсий, их дифференциацию в зависимости от стажа и заработка граждан, стимулирование граждан к более позднему выходу на пенсию, но и устойчивую тенденцию к уменьшению зависимости пенсионной системы от трансфертов федерального бюджета при сохранении приемлемой для бизнеса страховой нагрузки.
  5. Создание новых механизмов финансирования развития инфраструктуры. Правительству Российской Федерации необходимо уже в текущем году начать размещение средств Фонда национального благосостояния и средств пенсионных накоплений в финансовые инструменты, предназначенные для реализации самоокупаемых проектов развития инфраструктуры, обеспечивающих максимальный мультипликативный эффект экономического роста при минимальных рисках для размещаемых государством средств. Речь идет о финансировании проектов на возвратной основе.
  6. Переход к формированию государственного задания на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам на основе единого перечня таких услуг и единых нормативов их финансового обеспечения.
  7. Развитие налоговой системы и повышение ее конкурентоспособности. Следует обеспечить стабильность налоговой системы. Дальнейшие изменения возможны только в крайнем случае в связи с требованиями современной экономики, новыми приоритетами экономической политики государства, в том числе в связи с необходимостью стимулирования развития новых производств, инвестиционной деятельности и повышения качества налогового администрирования.
  8. Межбюджетные отношения. Очередной финансовый год станет важным этапом формирования и исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации. Начиная с 2014 года во всех регионах стало обязательным принятие бюджетов на три года. В условиях, когда на регионы возлагается значительная ответственность за реализацию мер социального характера, предусмотренных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г., должны быть исключены риски несбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в результате изменений в разграничении полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления.
  9. Повышение прозрачности бюджетов и бюджетного процесса. Граждане и бизнес должны знать, куда направляются уплачиваемые ими налоги. Это требует высокого уровня прозрачности бюджета и бюджетного процесса.
  10. Рассматривая отдельно составные части бюджетной политики Российской Федерации, следует остановиться на основных направлениях политики мобилизации денежных средств в бюджеты бюджетной системы РФ, основу которой составляет налоговая политика. Проведение в нашей стране налоговой реформы уже имеет определенные положительные результаты. К ее позитивным итогам можно отнести повышение собираемости налогов при снижении налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования вследствие отмены оборотных налогов, снижения за последние годы ставки налога на прибыль, ставки НДС и т.д. Изменение подходов к налогообложению организаций, функционирующих в отдельных секторах экономики, смягчило различия в инвестиционной привлекательности отраслей, создало условия для стимулирования инновационной деятельности и диверсификации экономики.

Основная цель современной налоговой политики - дальнейшее совершенствование налоговой системы, которая должна быть необременительной для субъектов хозяйствования как по уровню изъятия доходов в форме налоговых платежей, так и в части процедур расчета и уплаты налогов, упорядочения налоговой отчетности и налоговых проверок; справедливой и одинаковой для всех экономических агентов; благоприятной для инвестиционной активности и развития бизнеса[8].

2.2 Анализ финансовой политики РФ за 2016-2018 гг.

Сценарные условия Минэкономразвития на 2016-2018 годы рассматривают наиболее вероятные варианты развития отечественной экономики в среднесрочной перспективе.

Макропрогноз МЭР включает базовый и оптимистичный сценарий изменения внешних факторов, и показателей российской экономики.

Последствия кризиса.

Экономический кризис в 2015 году затронул все основные экономические показатели. По итогам года сокращение ВВП достигнет 2,8%, ожидают в МЭР. Инфляция вновь составит двузначное значение – 11,9%. Кроме того, реальные доходы населения сократятся на 7,8%, а безработица вырастет до 6%. Средний курс доллара будет около 60 руб./долл.

Ухудшение экономической ситуации в нынешнем году было вызвано влиянием внешних факторов и цикличностью развития экономики. В 2014 году западные государства ввели санкции против РФ, которые в первую очередь нанесли удар по финансовому и энергетическому сектору. Также в прошлом году произошел обвал котировок на нефтяном рынке. Динамика цен на нефть имеет ключевое значение для развития экономики РФ. Экспорт нефти обеспечивает наполнение федерального бюджета и приток валютных ресурсов в финансовую систему. В 2015 году стоимость нефти стабилизировалась в диапазоне 60-65 долл./барр.

Ухудшение внешней среды продемонстрировало структурные диспропорции отечественной экономики. В результате Правительством был разработан антикризисный план, направленный на стабилизацию ситуации.

Базовый сценарий

Базовый сценарий, подготовленный Минэкономразвития, предполагает сохранение нынешних тенденций на нефтяном рынке. Кроме того, в рамках данного сценария действующие санкции со стороны Запада будут действовать до конца 2018 года.

Базовый сценарий предусматривает следующую стоимость “черного золота”:

  • 2016 год – 60 долл./барр.;
  • 2017 год – 65 долл./барр.;
  • 2018 год – 70 долл./барр.

На фоне повышения цен на нефть ожидается улучшение основных макроэкономических показателей:

Таблица 2.1 – Основные макроэкономические показатели

Показатель

2016 год

2017 год

2018 год

Рост ВВП

2,3%

2,3%

2,4%

Инфляция

7%

6,3%

5,1%

Курс доллара, руб./долл.

56,8

54,5

53,2

Реальные доходы населения

1,1%

2,6%

2,8%

Безработица

5,9%

5,8%

5,7%

Из таблицы 2.1 можно сделать вывод, что улучшение экономической ситуации отразится на замедлении оттока капитала. После 152 млрд. долл. в 2014 году, данный показатель снизилсяя в период с 2015 по 2018 годы соответственно до 110 млрд., 70 млрд., 60 млрд., 55 млрд. 

Еще одним параметром, который показал положительную динамику в 2016-2018 годах, станет платежный баланс. На фоне снижающегося импорта, произойдет стабилизация экспорта, что обеспечило к 2017 году положительный баланс между притоком и оттоком капитала. 

Оптимистичный сценарий.

Влияние внешних факторов может быть более благоприятным, что улучшит динамику российской экономики. 

Эксперты Минэкономразвития подготовили оптимистичный сценарий развития событий, который включает два основных предположения:

1. Стоимость нефти будет расти большими темпами. Среднегодовая стоимость в период с 2016 по 2018 годы составит: 70, 80, и 90 долл./барр. 

2. Санкции будут частично отменены в 2016 году. В результате российские компании смогут вернуться на международные финансовые рынки. 
В результате улучшения внешней среды отечественная экономика сможет расти большими темпами:

  • 2016 год – 3,1%;
  • 2017 год – 2,7%;
  • 2018 год – 3,3%.

Улучшение экономической ситуации отразится на реальных доходах населения, которые в период 2016-2018 годов увеличатся соответственно на 2,1%, 3,7% и 3,8%. Кроме того, отток капитала к 2018 году замедлится до 25 млрд. долл.

Российская экономика начала восстанавливаться после кризиса с 2016 года. При этом темпы экономического роста зависели от влияния внешних факторов. Устойчивый рост ВВП отразился на основных макроэкономических показателях: замедлении инфляции, сокращении безработицы, укреплении позиций рубля, и увеличении реальных доходов населения.


2.3 Основные направления и пути развития финансовой политики РФ на 2018 г.

Основные направления бюджетной политики на 2018 и 2019 гг. разработаны в соответствии со статьей 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации с учетом итогов реализации бюджетной политики в период до 2016 года.

При подготовке Основных направлений бюджетной политики были учтены положения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации. Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, государственных программ Российской Федерации, а также Основных направлений налоговой политики на 2018 и 2019 гг.

Целью Основных направлений бюджетной политики является определение условий, используемых при составлении проекта федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, подходов к его формированию, основных характеристик и прогнозируемых параметров федерального бюджета и других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Резкое изменение внешнеэкономической и политической конъюнктуры в 2014 году и сохранявшаяся в течение прошлого и первой половины текущего года ее повышенная подвижность предопределили временный переход к однолетнему бюджетному планированию и смещение фокуса экономической политики на скорейшую адаптацию к новой внешнеэкономической реальности при минимизации потерь экономики и населения.

К настоящему времени можно констатировать, что процесс подстройки российской экономики к изменившимся внешним условиям, основное бремя которого пришлось на 2015 год, в целом завершился. Результаты произошедшей адаптации, хоть и не безболезненной для отечественной экономики, выгодно отличают Россию от многих сырьевых стран, оказавшихся неподготовленными к внезапному завершению сырьевого супер цикла. Благодаря накопленным в докризисные годы резервам, проведению ответственной денежно-кредитной и бюджетной политики, а также своевременной реализации пакета антикризисных мер удалось стабилизировать ситуацию на внутреннем финансовом рынке, укрепить доверие к банковской системе и национальной валюте, благополучно пройти пик выплат по внешним долговым обязательствам, стабилизировать инфляционные ожидания экономических агентов и в целом сформировать необходимые условия для оживления деловой активности и возобновления экономического роста.