Файл: Роль семьи в процессе обучения младших школьников (Рекомендации для родителей по формированию мотивации обучения младших школьников).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- оказание помощи ребенку в развитии его творческих способностей;

- уважение права ребенка на собственное мнение;

- отношение к ребенку как равноправному члену семьи;

- знание психологических и психических особенностей развития младшего школьного возраста.

Данное анкетирование определило, что в среде родителей недостаточно сформирована родительская педагогическая компетентность, направленная на успешное обучение своих детей – учащихся младших классов.

Для более глубокого исследования роли семьи в процессе обучения и воспитания был использован опросник родительского отношения А.Я. Варга и В.В. Столина (Приложение 2).

Цель: выявить доминирующий тип родительского отношения у испытуемых как систему разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям.

Опросник включает 61 вопрос и имеет два варианта ответов «Да» - согласие или «Нет» - несогласие. Испытуемым предлагали ответить на вопросы в соответствии с их правилами и принципами, которыми они придерживаются в воспитании детей, выборе форм и методов взаимодействия с ними. Методика имеет следующие шкалы: «Принятие или отвержение ребенка», «Кооперация», «Симбиоз», «Контроль», «Отношение к неудачам ребенка». Обработку и анализ результатов вели в соответствии с тестовыми нормами (приложение 3).

На основании полученных данных по опроснику родительских отношений (приложение 2) были определены психолого-педагогические установки родителей к своим детям. Данные были сформированы в таблицу 6.

Таблица 6

Результаты психолого-педагогических установок родителей учащихся 4 класса в % (методика А.Я. Варга и В.В. Столина)

Шкалы, характеризующие родительское отношение к детям

Позитивное отношение (высокие баллы)

Негативное отношение (низкие баллы)

1. Принятие – отвержение

72

28

2. Кооперация

81

19

3. Симбиоз

81

19

4. Контроль

81

19

5. Отношение к неудачам ребенка

22

78

Отразим это графически (рисунок 4):

Рисунок 4. Психолого-педагогические установки родителей учащихся 4 класса (методика А.Я. Варга и В.В. Столина)

Позитивное отношение родителей к своим детям: по шкале «Принятие – отвержение ребенка» 23 (72%) родителя из 32 диагностируемых набрали высокие баллы. Это свидетельствует о том, что родители этих четвероклассников воспринимают своих детей такими, какие они есть, уважают и признают их индивидуальность. Данный фактор позитивно отражается на образовательном процессе школьников. Однако у 9 (28%) родителей младших школьников наблюдается негативное отношение к собственным детям. Для этой группы родителей характерно преобладание отрицательных эмоций: раздражительность, негодование, злость, несправедливость по отношению к ребенку.


Высокие баллы по шкале «Кооперация» показали 26 родителей, что составляет 81% от числа испытуемых: родители проявляют искренний интерес к деятельности своих детей, поощряют их способности и самостоятельность действий, особенно в учебном процессе. 6 родителей (19%) из числа диагностируемых набрали низкие баллы по данной шкале, что свидетельствует об отсутствии у них психолого-педагогических знаний о воспитании детей, об отсутствии интереса к учебной деятельности.

Необходимо отметить, что большинство родителей младших школьников предпочитают авторитарный стиль воспитания – это характерно для 26 человек. Родители уверены в том, что строгий дисциплинарный подход приводит к успешности в образовательном процессе. Однако и слишком низкие баллы по данной шкале («Контроль») также негативно влияет на процесс обучения и воспитания.

Исследование по шкале «Отношение к неудачам ребенка» позволяет увидеть, что высокие баллы были выявлены у 7 родителей, что составляет лишь 22% от общего числа родителей. Для этой группы родителей характерно не восприятие своих детей как личность: их интересы, увлечения, занятия они считают несерьезными и незначимыми. У 78% родителей показатели по данной шкале низкие: они не считают своего ребенка неудачником.

2.2. Рекомендации для родителей по формированию мотивации обучения младших школьников

На основе выявленных результатов исследования был разработан комплекс мероприятий по влиянию семьи на успешность обучения младшего школьника. План работы родительского лектория представлен в таблице 7.

Таблица 7

План работы родительского лектория, направленный на формирование интереса к образовательному процессу

Тематика родительских собраний

Сроки

Ответственный

Организация учебного труда в процессе подготовки домашнего задания.

сентябрь

Учитель

Деловая игра «Гармония взаимоотношений родителей и детей»

октябрь

Психолог

Круглый стол «Я и мой ребенок – поиск взаимопонимания. Поддержка как стратегия конструктивного взаимодействия с детьми».

ноябрь

Совет родителей

Методы семейного воспитания и их роль во всестороннем развитии детей младшего школьного возраста

декабрь

Учитель

Психолог

Психологический практикум

январь

психолог

Экология души человека: нравственное и физическое здоровье детей

февраль

Психолог

Свобода и ответственность – выбор 21 века

март

Родительский комитет и учитель

Коммуникативно-игровой тренинг «Я и мой ребенок»

апрель

психолог


Следовательно, смысл педагогического взаимодействия семьи и школы заключается в создании условий для нормальной жизни младшего школьника, для развития его индивидуальности. В современных условиях обучение будет тем эффективнее, чем полнее родители будут поддерживать школьное влияние на детей.

На основании всего исследования нами были разработаны рекомендации для родителей, способствующие формированию и развитию родительской компетентности в обучении и воспитании своих детей.

Рекомендации для родителей:

1. Только в союзе со школой можно добиться желаемых результатов в воспитании и обучении младших школьников. Учитель – это ваш первый советчик. Поддерживайте авторитет образования.

2. Старайтесь посещать каждое родительское собрание и занятие. Учитывая, что младший школьный возраст самый продуктивный в формировании личности, оперативно реагируйте на приглашение прийти в школу.

3. Систематически интересуйтесь школьными делами своих детей, радуйтесь успехам, поддерживайте их и не огорчайтесь во время временных неудач. Поддержка родных способствует поддержанию адекватной самооценки и успешности в обучении.

4. В случае необходимости оказывайте ребенку разумную помощь. Помощь и контроль не должны обижать младших школьников.

5. Терпеливо и заинтересованно выслушивайте рассказы ребенка. Делиться с близкими своими переживаниями - естественная потребность. В противном случае, это приведет к замкнутости школьников и снижению уровня успеваемости по многим предметам.

6. Оказывайте школе посильную помощь в организации досуга детей. Не ждите просьбы учителя. Проявите инициативу. Ваша помощь школе поможет вам овладеть искусством семейного воспитания и положительно скажется на ваших отношениях с детьми.

7. Важное условие повышения уровня педагогической культуры семьи - регулярное педагогическое самообразование. Не жалейте времени на чтение книг по семейному воспитанию. Они помогут вам избежать ошибок.

8. необходимо в семье создать комфортные условия и поддерживать все положительные начинания и поступки младших школьников. Попытаться превратить свои требования в его желания

9. Никогда не ругайте ребенка обидными словами и не оскорбляйте его достоинства. Не ставьте ему в пример его друзей или знакомых. Помимо обиды и снижения самооценки, ни к чему хорошему это не приведет.

10. Всегда старайтесь положительно оценивать своего ребенка, даже если Вам кажется, что он в чем-то некомпетентен. Замечания должны звучать не как обвинения.


Заключение

Для формирования гармонично развитой личности выпускника начальной школы необходимо было рассмотреть понятия «психологическая готовность детей к обучению» и «роль родителей в развитии личности младшего школьника». Специфика учебной деятельности в начальной школе, ее требования к индивидуально-личностным качествам и психическим феноменам обучениям и определяют содержание психологической готовности. Это глубоко отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования.

Определение структуры психологической готовности возможно только с учетом структуры личности и структуры учебной деятельности, так как, по мнению исследователя А.Н. Леонтьева, в основании личности лежат отношения соподчиненности человеческих деятельностей, порождаемые ходом их развития.

Для успешного обучения младших школьников необходимо соблюдать три составляющих:

- сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала;

- сформированность новых феноменов, соответствующих возрасту - произвольность, рефлексия, мышление;

- качественный по форме, более «взрослый» тип взаимоотношений с ровесниками и педагогами.

Были проанализированы теоретические подходы к обоснованию данной проблемы, в результате которых было выявлено, что семейные отношения оказывают неоднозначное влияние на успеваемость детей младшего школьного возраста. Отсутствие педагогической компетентности родителей чаще всего приводит к формированию тревожности у младших школьников. Было определено три группы условий, детерминирующих появления высокого и низкого уровней тревожности: 1 группа – личностные особенности ребенка, 2 группа – физиологическая сохранность ребенка, 3 группа – социальные условия, преимущественно семейный фактор.

Для исследования влияния родителей на успешность обучения было выбрано две методики: анкета для родителей «Социально-психологический климат семьи» и методика А.Я. Варга и В.В. Столина «Стили воспитания в семье». Использование данных методик позволило выявить общие сведения о родителях, их стиле воспитания и стиле общения в семье. Полученный результат позволил не только определить общую характеристику каждой семьи, но и способствовал видению внутрисемейных правил, традиций и обычаев.

Было определено, что смысл психолого-педагогического взаимодействия семьи и школы заключается в создании условий для нормальной жизни младшего школьника, для развития его личностно-эмоциональной и интеллектуальной сфер деятельности. В современных условиях обучение будет тем эффективнее, чем полнее родители будут поддерживать школьное влияние на детей.


На основании всего исследования нами были разработаны рекомендации для родителей, способствующие формированию и развитию родительской компетентности в обучении и воспитании своих детей.

Следовательно, была доказана гипотеза исследования: успешное обучение младших школьников возможно только в том случае, если в семье родители создают условия для развития интереса к обучению, используя разные формы сотрудничества со своими детьми.

Список использованных источников

1. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы / В. С. Агеев. – М., 2013. – 107с.

2. Андреева Л.А. Психологические особенности детско-родительских отношений / Дис. канд. псих. наук., - М., 2015 – 413с.

3. Бабурова И. Предъявление образца отношения как метод воспитания ценностных отношений личности // Воспитательная работа в школе. – 2015. - № 2. – С.21-33.

4. Балясная Л. К. Педагог и воспитательный процесс в школе: Теория воспитания // Классный руководитель. – 2014. - № 6. – С.3-24.

5. Блонский П. П. Психология младшего школьника / П. П. Блонский. – М.: НПО «МОДЭК», 2015. – 575с.

6. Венгер А. Л. Психологическое обследование младших школьников / А. Л. Венгер. - М.: Владос-Пресс, 2015. – 322 с.

7. Волков Б. С. Психология младшего школьника: Учебное пособие / Б. С. Волков. - М.: Академический Проект: Альма-Мастер, 2013. – 178с.

8. Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. - М.: ЭКСМО - Пресс 2016. – 345 с.

9. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка: Собрание сочинений. Т. 6. – М.: Педагогика, 2017. – 270 с.

10. Губанова Т. М. Опыты мыследеятельностной педагогики: Методическое пособие / Т. М. Губанова. – М.: Институт учебника Пайдейя, 2016. – 296с.

11. Дневник классного руководителя средней школы // Воспитательная работа в средней школе. – Новосибирск: Издательство «ВАКО», 2012. – С. 123-124.

12. Дубровина И.В. Практическая психология образования: Учебное пособие для студентов вузов / И.В. Дубровина – М.: Питер, 2017. – 588 с.

13. Жельвис Р. Воспитание и образование в XXI веке: Образовательная политика // Перемена, 2014. - № 1. – С.36-41.

14. Качество образования: технологический аспект: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2016. – 256с.

15. Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультация, тренинг. – Ярославль, 2015. –180с.

16. Князева М.А. Влияние семьи на развитие личности младшего школьника // Начальная школа. – 2012. - № 3.