Файл: Роль семьи в процессе обучения младших школьников (Рекомендации для родителей по формированию мотивации обучения младших школьников).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для каждого ребенка в младшем школьном возрасте духовным центром, нравственным основанием является семья, её ценности, устои, отношения – семейный уклад. Все дети приходят в школу с основными ориентирами и критериями нравственности. В образовательном процессе в начальной школе должно быть единство между школой и семьей, но первенство в этом случае принадлежит семье. Современная семья способствует или полностью определяет цели, задачи и содержание образовательного процесса – этот факт свидетельствует о том, что возвращаются социокультурные традиции семьи. Нравственные качества младших школьников, их образовательный потенциал зависят от семейной среды: именно там происходит становление и развитие личности. Родители составляют ближайшее социальное окружение - отсюда и определяющая роль семьи в формировании внутреннего мира ребенка. Родители закладывают основы нравственности, интереса к окружающему мира: учат различать добро и зло, прекрасное и безобразное, истину и ложь, справедливость и неравенство. Все больше утверждается парадигма активного воспитания и образования в семье, это связано, в первую очередь, с психолого-педагогическим просвещением родителей, с коммуникативными технологиями. Между ребенком и родителями складываются межличностные, внутрисемейные и межсемейные отношения, которые помогают реализовать актуальные цели и задачи нравственного воспитания, в результате этого формируются нравственные качества. [14, с. 35]

Особенно эффективными являются следующие принципы: это принцип возрастного подхода в воспитательных беседах, принципа индивидуального подхода в совместных делах, принцип проектной деятельности в творческих начинаниях и воплощении мечты. Использование в семейном воспитательном процессе личностно-ориентированного подхода позволяет глубже познать своего ребенка, выявить его нравственные качества и направить свое действие на формирование конкретных качеств личности ребенка, то есть, тех качеств, которые, по мнению родителей и педагогов, активно проявляются в обучении каждого младшего школьника. Своевременная и реальная консультация учителя начальных классов или психолога, работающего с классом, помогает родителям быстро и эффективно применять различные формы сотрудничества, способствующие формированию интереса к учебному процессу. Создание развивающей среды в семье, подобной общеобразовательной, помогает семье реализовать воспитательные задачи и ставит её (семью) ведущей и направляющей силой в успешности обучения [29, с. 7].


Многие родители уделяют много внимания интеллектуальному развитию, забывая о самом важном, - о нравственной культуре, о развитии приемов активизации нравственных эмоций и чувств. Чтобы семья была залогом успешности обучения, она должна реализовать в своих детях (или в своем ребенке) следующие принципы:

- единство в требованиях родителей, основанное на любви и понимании;

- ответственность родителей за образование детей перед законом и обществом;

- стремление семьи к духовному росту, к проявлению лучших нравственных качеств в своих поступках и поведении;

- соблюдение уважения к старшим в семье, четкое распределение обязанностей;

- передача семейных традиций, ценностей из поколения в поколение;

- признание свободы личности ребёнка и уважение его достоинства;

- соответствие ценностей семьи духовным традициям народа [13, с. 37].

М.А. Князева подчеркивает актуальность данной темы в связи с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС): успешность осуществления семейного воспитания связана с социально-психологическим климатом семьи. Благоприятный климат в семье складывается в процессе непосредственного общения и межличностных отношений всех членов семьи, служит результатом взаимодействия потребностей, интересов и установок семейного быта. Социально-психологический климат отражает семейную жизнь, статус каждого члена семьи, что способствует образованию духовной среды, где происходит процесс воспитания, и закладываются основы интеллектуального развития [16, с. 2].

В статье «Влияние семьи на развитие личности младшего школьника» М.А. Князева рассматривает факторы, влияющие на развитие ребенка в семье. Это, прежде всего, обеспечение потребностей детей в родственных связях, в самоутверждении, привязанности к близким и знакомым людям, в системе ориентаций, принятых в обществе, в национальной культуре и идентификации. Семья как маленькое общество имеет конкретные функции:

- воспитательная функция;

- функция хозяйственно-бытовых отношений;

- функция интеллектуального развития;

- функция сохранения психологического здоровья.

Следовательно, межличностные отношения между членами семьи, психологический и культурный уровень в семье способствуют развитию всех психических феноменов и нравственно-этических качеств личности, определяет тип поведения ребенка, а затем и взрослого человека в течение жизни. Родители для каждого школьника, в начальных классах особенно, служат идеалом и образцом для подражания: мальчики хотят быть похожими на пап, а девочки - на мам. Поэтому родители должны способствовать формированию у ребёнка тех нравственных качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Процесс воспитания и обучения в семье должен строиться на постоянном контроле своего поведения, отношения к другим членам семьи и окружающим людям. Каждая семья формирует такие области человеческого сознания, которые только ей и дано по-настоящему формировать. В зависимости от того, в какой семье воспитывается школьник, какой стиль воспитания преобладает в семье, зависит развитие личностно-эмоциональной сферы каждого ребенка.


1.3. Типы семейных взаимоотношений и их влияние на процесс обучения младших школьников

Семейное воспитание – это, прежде всего, процесс взаимодействия родителей с детьми с целью достижения желаемого уровня развития, обучения и воспитания детей. Неповторимость и уникальность каждой семьи выражается в большом количестве отличительных факторов воспитания в разных семьях. Однако, несмотря на это, психологами и педагогами выделены типичные модели семейных отношений между родителями и детьми.

Семья оказывает большое влияние на успешность обучения каждого ребенка в начальной школе. Причины неуспешности школьников в образовательном учреждении в психологии трактуются неоднозначно. И. В. Дубровина в основе таких психологических причин выделяет две группы:

К первой группе относятся недостатки познавательной деятельности в широком смысле этого слова. Это:

- низкий уровень сформированности навыков и умений учебной деятельности;

- неравномерное развитие всех психических феноменов, в первую очередь, мышление и внимание;

- неадекватное использование школьниками младших классов личностных качеств и особенностей развития, которые проявляются в познавательной деятельности.

Ко второй группе – недостатки в развитии мотивационной сферы младших школьников, особенно в переходный период – от дошкольного возраста к младшему школьному; от младшего школьного - к младшему подростковому [12, с. 138].

Выдающиеся педагоги всех веков и поколений уделяли больше всего внимания главной причине, влияющей х на успешное обучение младших школьников, — это личность самого учителя, его характер и личностные качества, социально-культурные установки. Конечно, в большинстве случаев, эти модели становятся для учащихся начальной школы жизненным примером и ориентиром в познании. Однако необходимо отметить, что уровень всех нравственных качеств и манер поведения, уровень сформированности всех психических феноменов зависит от условий жизни каждого школьника в семье, от типа семьи и выбранного стиля общения.

На успешность обучения в начальной школе, как отмечает Л.А. Никитина, влияют педагогические знания родителей, так как это оказывает положительное влияние на социальные и психологические качества младшего школьника. Семья с её своеобразным климатом (общим эмоциональным настроением его членов) оказывает решающее влияние на эмоциональное состояние и самочувствие ребёнка, определённое психическое состояние, от которого существенным образом зависит то, как ребёнок будет относиться к окружающей действительности, к людям и к себе самому. Семья формирует все эмоциональные отношения, которые неосознанно воспринимаются им как своеобразный «эмоциональный тыл» [30, с.89].


Тип эмоциональных отношений с матерью сильно влияет на характер адаптации детей в образовательном учреждении, так как мать служит для ребенка первой социальной средой, которая закладывает основы здоровой психики. У детей начальных классов преобладает тенденция переносить семейные образцы взаимоотношений на общение с ровесниками. От нынешнего поколения родителей требуются не только системные психолого-педагогические знания, но и способность в ходе общения со школьником придавать экономическим и социально-неблагоприятным факторам психолого-педагогическую направленность. Однако, по всеобщему признанию учёных-исследователей, социальный институт семьи переживает сегодня состояние кризиса. Условия нестабильности общества и социальной напряжённости, экологическое давление на семью, расшатывают её. Процессы разрушения традиционной структуры семьи приводят к увеличению количества материнских, неполных, альтернативных и даже криминогенных семей. Во многих семьях все еще преобладает родительская авторитарность. Этот фактор нарушения прав ребёнка в семьях приводит к развитию высокого уровня тревожности у детей младшего школьного возраста. По мнению Е.М. Вроно, авторитарный тип взаимоотношений передается из поколения в поколение, таким образом, происходит нечто вроде мутации: неуверенность в себе, беспомощность, страх, неумение быть свободным и счастливым, - превращаются в наследуемые черты характера [21, с.78].

Дети таких родителей (чаще всего матерей, в одиночку воспитывающих детей) тяжело переносят социально-психологическую адаптацию в условиях школы. Многие родители недооценивают значение создания обучающей среды в домашних условиях и эмоциональной поддержки в этом возрастном периоде, не замечают, когда они в этом нуждается. Они почти не стремятся быть активными участниками его школьной (учебной и внеурочной) деятельности: не разделяют его успехи и трудности, они озабочены лишь тем, чтобы не избаловать их, поэтому усиливают контроль и требовательность [20].

Довольно часто на образовательный процесс (на формирование негативного отношения к процессу обучения, ко всем учебным занятиям) влияет появление страхов и тревожности у младших школьников не соответствовать требованиям родителей. Причиной возникновения тревожности может стать факт, когда родители стараются подогнать своего ребёнка под какой-то воображаемый ими вычитанный из книги «идеал». Они не считаются с его наклонностями и желаниями, ни (что опаснее) с врождёнными свойствами его психики. Выясняется, что для родителей весьма трудно разглядеть за упрямством, капризами, страхами школьника, его истинную потребность. Ещё труднее признать, что они сами часто провоцируют неадекватность детского поведения в школе, в среде ровесников. Из-за алкогольной зависимости родителей, скандалов и ссор, у детей младшего школьного возраста появляется боязнь, развивается страх к родителям или к одному из них. Ребенок ещё не обладает сознательным мышлением - он боится потерять любовь близких, и ему кажется, что он один, и никому не нужен. Из-за этого ребёнок начинает бояться повышенного тона взрослых при разговоре или, тем более, принявших алкоголь взрослых. Из-за эмоционального неблагополучия у детей возникает тревога и страх к чему-либо, которые могут иметь разные формы проявления: ужас, эмоциональный шок, потрясение [3, с.21].


Неблагополучие семьи складывается из взаимоотношений членов семьи, из принципов организации воспитательного процесса в семье и образовательном учреждении. Все противоречия и разногласия в воспитании детей школьного возраста влияют на формирование всех личностных качеств ребенка. Нарушения (пробелы) в воспитании – это главный показатель неблагополучия семьи, который приводит к нарушению психического развития детей. В педагогике выделено четыре типа семейных взаимоотношений: сотрудничество (благополучные семьи), опека, диктат и «невмешательство» (неблагополучные семьи). Рассмотрим типы семейных взаимоотношений, ведущих к успешности или неуспешности в обучении.

• Сотрудничество. Этот стиль семейного воспитания строятся на уважении и любви к своим детям. Родители осуществляют контроль с учетом детских интересов, способностей, возможностей. Искренние переживания за удачи или неудачи младших школьников, желание тактично им помочь способствуют раскрытию природных талантов. Благополучные отношения между всеми членами семьи служат залогом успешного обучения и воспитания в семье. В таких семьях дети растут грамотными, интеллектуально развитыми, предприимчивыми, самостоятельными, общительными, дружественными, у них возникает масса вопросов, на которые любящие родители готовы дать правильный ответ.

• Опека. Это система отношений между членами семьи, при которой родители удовлетворяют все потребности своих детей, но при этом стараются оградить их от проблем, трудностей. Родительская забота в воспитательном плане направлена на формирование пассивной личности, личности, не приспособленной к реальным жизненным ситуациям. В общеобразовательном учреждении эти школьники оказываются неприспособленными к коллективной жизни. Эта забота и ограждение от всех жизненных неприятностей приводят к тому, что дети не способны самостоятельно принимать решения, их не волнуют общие проблемы семьи. Особо выделяется семья с гиперопекающим поведением, где родители или один из родителей (чаще всего в разведенных семьях) чувствуют свою вину перед детьми, поэтому воспитательный процесс имеет ряд компонентов, приводящим к разрыву детско-родительских отношений, особенно в подростковом возрасте. Есть и второй путь: ребенок, воспитанный на таких принципах, всю жизнь остается неприспособленным к критическим ситуациям, так как думает, что все проблемы за него должен решать кто-то другой [2, с. 71].

• Диктат. Этот тип семейных отношений строится на инициативе и требованиях родителей или одного из них. Дети в таких семьях испытывают нажим, насилие, приказ, принуждение, угрозы, которые оправдываются родителями как конкретные педагогические меры, нравственно оправданные. Показывая собственное превосходство перед детьми, родители тем самым формируют у детей ответные реакции: обман, приспособление, грубость, страх, тревога за свою жизнь, порой даже ненависть (нелюбовь) к своим близким и родным. Если ребенок младшего школьного возраста не сопротивляется этим воспитательным мерам, то впоследствии многие личностные качества оказываются несформированными. Это, прежде всего, самостоятельность действий, сознательное оценивание своих поступков и норм морали, отсутствие достоинства и веры в свои возможности, и, как следствие, нежелание учиться [15, с.16].