Файл: Оценка готовности детей к школе (Психолого-педагогические аспекты готовности к школьному обучению).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 91

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Психолого-педагогические аспекты готовности к школьному обучению

1.1 Различные подходы на определение психологической готовности к школьному обучению

1.2 Психологическая готовность ребенка к школе.

2. Содержание, методы, формы, средства в определении психологической готовности детей шестилетнего возраста к школе

2.1 Диагностика качества подготовки обучающихся к школе

2.2 Степень подготовленности детей к школе по половому признаку

2.3 Проблема готовности детей к школьному обучению в трудах педагогов и психологов

3. Формирование психологической готовности к школьному обучению у старших дошкольников

3.1 Организация комфортного обучения в период адаптации первоклассников.

3.2 Программа формирования психологической готовности к школьному обучению у старших дошкольников

Заключение

Список использованных источников

В апреле 2015 года было проведено диагностическое исследование уровня готовности к школьному обучению детей подготовительной к школе группы (6-7 лет). Всего в диагностике приняли участие 49 человек.

Из них: 4% (2 человека) имеют средний уровень готовности; 20% (10 человек) имеют хороший уровень готовности 76% (37 человек) имеют высокий уровень готовности к школьному обучению. У выпускников ДОУ доминирует учебно-игровая мотивационная готовность к школе (30 воспитанников из 49 обследованных). Высокие результаты были получены при выполнении детьми следующих методик: «Запоминание картинок и предметов» (изучение кратковременной памяти) – 39 воспитанников из 49, «Раскрашивание фигур» методика Н.Я. Чутко (изучение зрительно-пространственного восприятия) – 38 детей из 49, «Диктант» методика Н.В. Нечаевой (изучение понятийного мышления) – 43 ребенка из 49, «Чтение схем слов» (методика Н.В. Нечаевой) – 40 детей из 49 показали «четвертый уровень».

Низкий результат по сравнению с результатами, полученными по другим диагностическим методикам, дети показали по методикам: «Рисование бус» методика И.И. Аргинской (раздел эмоционально-волевая готовность (произвольность) «второй уровень» - 5 детей из 49. «Продолжи узор» модифицированный вариант методики Г.Ф. Кумариной (изучение зрительно-моторной координации) из 49: «второй уровень» - 4 ребенка, «первый уровень» - 1 ребенок. Анализируя результаты отдельных субтестов, можно отметить, что у детей данных групп достаточно хорошо развита способность к самоконтролю. (задание №2).

Важным фактором является, что уровень развития готовности детей к школе отличается, что подтверждается сравнительной диаграммой и прошлогодним анализом, это показатель подхода к подготовке дошкольников и разного уровня работы педагогов. Систематическое и целенаправленное воздействие со стороны педагогов, направленное на формирование готовности к школьному обучению, является эффективным и активно используется в условиях дошкольного образовательного учреждения. Исходя из этого можно сделать выводы:

1.Уровень всех изученных параметров соответствует или превышает возрастную норму, определенную для данного возраста.

2.Система подготовки детей к школе позволяет большинству детей к выпуску из детского сада достигнуть когнитивной готовности к школе. Итоговые результаты освоения Программы дошкольного образования (Педагогическая диагностика) МБОУ Гимназии № 16за 2014-2015 учебный год Всего детей подготовительной группы: 52 человек (обследовано 49)


С детьми-инвалидами, серьёзное внимание уделяет подготовке детей к школе, педагоги работают не только над усвоением детьми материала адаптированной программы, но и способствует социально-личностному развитию детей ,формированию речевой готовности ребенка, развитию школьно-значимых психофизиологических функций, обеспечивая равные стартовые возможности всех воспитанников с проблемами в развитии. О качестве реализации образовательной программы свидетельствует положительная динамика продвижения детей в освоении образовательной программы.

О качестве реализации образовательной программы свидетельствует снижение заболеваемости детей за последние три года (от 1,8 % в 2014г до 1,2 % в 2015 г), высокий уровень предшкольной готовности воспитанников (2013г. - 81%, 2014г. - 89%, 2015 г.-86%); успешная успеваемость в школах, лицеях и гимназиях города (94% воспитанников). К концу 2014-2015 учебного года можно отметить положительную динамику по сравнению с 2013-2014 учебным годом в формировании личности будущего школьника.

У детей сложились интеллектуальные предпосылки для начала систематического школьного обучения. Это проявляется в том, что дети неплохо ориентируются в окружающем мире, они достаточно уверенно выделяют объекты живой и неживой природы, предметного и социального мира. Им доступно осознание ряда наглядно выраженных связей: временных, пространственных, функциональных, причинно- следственных.

Комплексная диагностика функционального развития ребенка перед школой как условие успешной адаптации к школе. Филиппова Т.А., Институт возрастной физиологии РАО, ivfrao@yandex.ru В течение последних 30 лет в отечественной и зарубежной психофизиологии и психологии разрабатываются и предлагаются для использования в практике различные методики оценки готовности ребенка к школьному обучению.. Кроме того, такая диагностика лишена прогностической ценности, необходимой для индивидуализации обучения. Содержание и структура этих методик существенно изменялись, однако в подавляющем большинстве методик преобладают психологические характеристики готовности к школе.

Между тем, на начальном этапе обучения психологические компоненты деятельности ребенка легко корректируются при адекватном отношении педагога и рациональной организации учебного процесса, а несформированность психофизиологического развития, связанная с незрелостью регуляторных структур и коры головного мозга, создают специфические трудности обучения базовым учебным навыкам – письму, чтению. Специфические трудности в обучении возникают у детей и при отставании в физическом развитии, и при нарушениях состояния здоровья, и несформированности познавательных функций. Разработана комплексная методика диагностики физического и моторного развития, социального, эмоционального, творческого и когнитивного развития, включающая оценку развития: речи, внимания, памяти, зрительно-пространственного восприятия, зрительно- моторных координаций, наглядно-образного и логического мышления, самоорганизации и способности к произвольной регуляции деятельности.


Особенностью психофизиологического развития детей старшего дошкольного возраста является несоответствие биологического и паспортного возраста, которое в норме может достигать 1,5 лет. Темп индивидуального развития является генетически заданной характеристикой, которую необходимо учитывать при проведении развивающих занятий и дошкольниками. В основу разработанной системы развивающих пособий, способствующих формированию и развитию школьно-значимых функций (УМК «Ступеньки к школе» и «Ступеньки к грамоте») положены результаты пятнадцатилетних исследований и апробации на занятиях с дошкольниками.

Задания в рабочих тетрадях способствуют: - развитию коммуникативных навыков; - овладению элементарными правила поведения в обществе; - формированию адекватной самооценки; - развитию зрительного восприятия и зрительно-моторных координаций; - обогащению словарного запаса и формированию грамматически правильной речи; - развитию внимания и памяти; - формированию и развитию организации деятельности.

Развивающие занятия с дошкольниками, учитывающие их возрастные возможности и индивидуальные особенности, не только помогают в решении вышеперечисленных поставленных задач, но и стимулируют познавательный интерес, приобщение к новым видам деятельности. Использование методики комплексной диагностики функционального развития с выделением факторов риска и занятия по программам индивидуального адаптивного развития в течение 10 лет подтвердило необходимость проведения такой диагностики и последующих занятий для успешной адаптации к школе; показало высокую эффективность в формировании и развитии школьно-значимых функций и минимизации риска дезадаптации в школе.

2.2 Степень подготовленности детей к школе по половому признаку

В настоящее время проблема психологических различий полов является одной из наиболее модных и дискуссионных. Несмотря на изобилие как зарубежных, так и отечественных работ, данная область исследований по-прежнему остаѐтся недостаточно разработанной, да и полученные результаты оказываются противоречивыми. Так или иначе, но все экспериментальные работы по этой проблеме приводят к двум взаимополагающим точкам зрения:

- психологические различия между полами весьма существенны;


- психологические различия между полами нет или они несущественны. По иронии судьбы представителями первой точки зрения являются преимущественно исследователи – мужчины, а второй – исследовательницы – женщины. Тогда как представители другой точки зрения считают, что получаемые психологические различия есть скорее результат направленных воспитанных воздействий.

С биологической точки зрения у девочек и мальчиков различная мозговая организация и физиологические механизмы обеспечения тех или иных способностей. В частности, физиологические механизмы пространственных и вербальных способностей в женском мозге перекрываются, а в мужском – располагаются в противоположных полушариях. При осмыслении слов мужчины пользуются преимущественно левым полушарием, а женщины – обоими. Но следует отметить, что, несмотря на очевидные различия в механизмах психофизиологического обеспечения (то есть способа решения задач), интеллектуальная продуктивность у мальчиков и девочек одинакова. В противовес «биологической концепции» получен целый перечень экспериментальных данных, убедительно свидетельствующий о большом вкладе скорее социальных воздействий, а пол ребенка рассматривается лишь как сигнал к применению тех или иных воспитательных мер.

Так, выявлено, что отношение родителей уже к новорожденным детям различаются достаточно существенно в зависимости от того, кто родился – мальчик или девочка. Родители девочек склонны описывать их как нежных, милых и зависимых созданий, тогда как родители мальчиков описывают своих чад как сильных, требовательных и весьма подвижных. Высокая степень сходства родительских оценок свидетельствует о стереотипном восприятии поведения новорожденного ребенка в зависимости от пола. Стереотипное восприятие родителями мальчиков и девочек формирует также стереотипные ожидания и соответственно, стереотипное воспитание.

В ряде отечественных и зарубежных работ показано, что интенсивное овладение поло-ролевыми стереотипными и поло- типизированным поведением приходится на период детства. Так, дошкольник, осваивая игровую деятельность – ведущую в дошкольном возрасте и развивая все стороны своей личности доступным образом, буквально впитывает в себя гендерные (поло-ролевые) стереотипы как мышления, так и поведения. Это связано с тем, что практически все игрушки, выпускаемые нашей промышленностью, легко на «мальчишечьи» и «девчачьи».

Игрушки для мальчиков – это машинки, конструкторы строители, модели и т.п.: интенсивно формируют у мальчиков зрительно-пространственную память и мышление. Девочкам же предлагаются куклы и все для них: одежда, мебель, посуда и т.д. - игрушки, готовящие девочек, прежде всего к ведению домашнего хозяйства, а не к развитию памяти и мышления. Таким образом, в основе психологических различий между полами лежат объективные биологические различия, а вот степень выраженности получаемых (или не всегда получаемых) психологических различий во многом определяется спецификой и направленностью воздействия социального фактора, влияющего на этот процесс через специальный заказ общества. Если говорить о готовности к школе, то сформированность каких-то качеств во многом определяется принадлежностью к тому или иному полу.


Иными словами, мальчики и девочки готовы к школе весьма неодинаково, поэтому и проблемы обучения в начальных классах у них тоже разные. В настоящее время наиболее пристальное внимание уделяется интеллектуальной готовности ребенка к школе. Одним из показателей которой является уровень развития общего вербального (речевого) и невербального интеллекта. Исследования ученых доказывают, что мальчики и девочки имеют практически одинаковый уровень общего и невербального интеллекта, а вот вербальный интеллект лучше развит у девочек 6-7 лет, чем у их сверстников мальчиков.

Это находит свое отражение в более широком словарном запасе, большей речевой беглости, легкости извлечения слов из памяти, а также в более быстрых темпах формирования понятийного мышления. Естественно, что подобные особенности развития девочек могут обеспечить им определенные преимущества, тем более что и учителя начальных классов – женщины. Интеллектуальная готовность к школе, помимо развития вербального и невербального компонентов интеллекта, также включает в себя должный уровень сформированности высших психологических функций, нормы развития которых у мальчиков и девочек различны.

1. Показатели развития краткосрочной зрительно-пространственной памяти у детей абсолютно одинаковы, но долгосрочная зрительно-пространственная память у девочек несколько выше: они лучше и качественнее запоминают фигуры, что способствует более успешному обучению письму.

2. Уровень развития слухоречевой памяти одинаков и у девочек и у мальчиков (при воспроизведении стандартного списка слов), но псевдослова несколько лучше (на одно слово) запоминают и воспроизводят девочки, демонстрирующие гораздо большие способности к изучению иностранных языков, чем мальчики.

3. Произвольность речевого общения (способность контролировать свою речь) лучше сформирована у девочек, чем у мальчиков. Обобщая результаты сравнения интеллектуальной готовности детей к школьному обучению, можно заключить, что за исключением общего и невербального интеллектуального развития практически все остальные качества у девочек сформированы несколько хуже, чем у мальчиков.

Следующая немаловажная составляющая психологической готовности к обучению в школе – мотивационная готовность, под которой понимают сознательное желание ребенка принять на себя принципиально новую социальную роль – ученика, что отражается в степени сформированности учебной мотивации. Известно, что между игровой деятельностью, доминирующей в дошкольном детстве, и деятельностью учебной, ведущей в младшем школьном возрасте, есть весьма существенные различия, поэтому неудивительно, что очень многие дети на момент поступления в школу не обладают должной мотивационной готовностью. Экспериментальные исследования школьной мотивации свидетельствуют о том, что мотивация школьной деятельности значительно лучше сформирована у девочек, чем у мальчиков.